Управленческое общение
Управленческое общение
разновидность делового О., частный вид, официальное (служебное, деловое), регламентированное нормами, законами О. руководителя с подчиненными. У. о. имеет повышенную значимость для эффективности труда и одновр. вызывает наибольшие трудности у руководителя. Множество лиц, с к-рыми руководитель вступает в деловое О., может быть представлено 3 группами: подчиненные (данного руководителя), коллеги (руководители того же ранга, др. лица, отношение с к-рыми формализованы не по иерархической линии), руководители (данного руководителя). Вступая в У. о. с подчиненным, руководитель преследует след. цели (или одну из них): 1) выдача подчиненным распорядительной информации, 2) получение от подчиненных обратной (контрольной) информации, 3) выдача подчиненным оценочной информации, что соответствует 3 этапам деятельности руководителя. По сути дела все эти 3 цели У. о. взаимосвязаны: отдавая распоряжение, руководитель контролирует его исполнение, так или иначе оценивает деятельность своего подчиненного по результатам. Однако на практике не каждое отданное руководителем распоряжение контролируется. В тех же случаях, когда контроль осуществляется, он может быть и без контакта руководителя с подчиненным, т. е. без У. о. Следовательно, цель У. о. «выдача распорядительной информации» реализуется чаще, чем цель «получение обратной информации». Еще реже руководитель вступает в О. с подчиненным для оценки его деятельности, поскольку оценка осуществляется по результатам, а не каждый результат деятельности подчиненного руководитель оценивает в процессе У. о. В отдельных случаях деятельность подчиненных практически полностью определяется распоряжениями руководителя (напр., при ежедневных сменах объекта деятельности или места деятельности подчиненного, изменений условий, вида деятельности в пределах специальности подчиненного, как это бывает у секретаря, и т. п.). Этот вид информации (распорядительной), протекающий в системе «руководитель - подчиненный», не только самый частый, но и наиболее значимый в эффективности деятельности всего подразделения (учреждения, организации). По форме распорядительная информация может носить как директивный, так и демократический характер. К директивным формам распорядительной информации относятся: приказ, указание, распоряжение, к демократическим (не директивным) - рекомендация, совет, просьба. Распорядительная информация - это информация, содержащая сведения о том, что такому-то конкретному лицу необходимо что-то, тогда-то и там-то сделать или наоборот - не делать. Т. о., в распорядительной информации всегда содержится указание на действия, к-рые подчиненному необходимо воспроизвести (или отказаться от заранее запланированного акта). Приказ, как форма распорядительной информации, тоже содержит указание на то, что следует (или что не следует) делать. Но вместе с тем в практике подавляющего большинства руководителей встречаются приказы, к-рые содержат только оценочную, а не распорядительную информацию. К таковым относятся приказы-благодарности и приказы-выговоры. Лит.: Панасюк А. Ю. Современному руководителю: психотехнологии профессионального общения с персоналом и клиентами. Волгоград, 2008; Он же. Управленческое общение как механизм регуляции исполнительской деятельности подчиненных // Психологические проблемы управления в правоохранительных органах / Под ред. А. Я. Сухарева и Г. Х. Ефремовой. М., 2003; Он же. Управленческое общение: теория и практика: Науч.-практическое пособие. М., 2003; Он же. Управленческое общение. М., 1990. А. Ю. Панасюк
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
КІРАЎНІЦКІЯ ЗНОСІНЫ / MANAGERIAL COMMU NICATION– служебное общение руководителя с подчиненными. Его цель– отдать распоряжение, посоветовать, получить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного. У. о. включает ряд компонентов: оно исходит из определенных целей и побуждений (необходимость ставить задачи, выдавать распорядительную информацию, предъявлять требования и т. д.), включает то или иное его поведение (речь, мимику, жесты и т. п.), эмоции и чувства (симпатии, антипатии, удовлетворенность, огорчение и т. д.), познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представление), волю (выдержку, самообладание, саморегулирование), анализ результатов состоявшегося общения. Эти компоненты в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном У. о. руководителя. В процессе общения выражается отношение руководителя к руководимым. В силу формального статуса руководителя для его общения характерны воздейственная функция, оценочная функция и функция поощрения/наказания. Если руководитель обладает не только формальным статусом, но и неформальным авторитетом, то это дает ему возможность создавать нужный морально-психологический климат, мобилизовывать подчиненных на активную и творческую деятельность, преодолевать пассивность, воздействовать на взаимоотношения и развитие коллектива, предупреждать конфликты. В значительной степени У. о. предопределяет асимметричность позиций по отношению друг к другу: за каждым закреплена определенная социальная роль, а вместе с ней и стереотип поведения, ожидаемый и требуемый в разных ситуациях труда. Ролевое поведение руководителя и подчиненного рискует стать сугубо деловым, безличным, отрицающим наличие общности. Особенности У. о. во многом зависят от стиля общения руководителя.
Стиль общения руководителя / Стыль зносін кіраўніка / Manager’s communi ca tion style– выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориентации, свойства интеллекта и характера, общую культуру, нравственность и психологический такт. К уровням стилям общения руководителя относятся личностный и ситуативный. Личностный уровень обусловлен устойчивыми коммуникативными чертами характера; ситуативные детерминанты приводят к возможности выбора способов общения, нетипичных для руководителя, однако личностный уровень является ведущим. Выделяют диалогический и антидиалогический стили общения руководителя. Критерий диалогического У. о.– наличие или отсутствие у него установки на ответ подчиненного. При диалогическом общении руководитель воспринимает руководимого в качестве желанного и полноправного его участника. Это построение отношений с подчиненными, проникнутых уважением их достоинства, способность видеть в каждом из них личность с уникальным внутренним миром. Антидиалогическое общение имеет место тогда, когда руководитель не признает общих правил поведения, рассматривает подчиненного как человека, не имеющего никаких прав, в том числе права на самостоятельность в суждениях, не отходит от признания своей точки зрения как единственно возможной, не допускает различного понимания одного и того же явления. Стиль общения руководителя не стоит смешивать со стилем руководства. Психодиагностика особенностей управленческого общения и стиля общения руководителя может осуществляться с помощью методики диагностики ведущего состояния «Я» в управленческом общении, которая построена на основе положений транзактного анализа Э. Берна и позволяет диагностировать стиль общения с позиции одной из субличностей («родитель», «взрослый», «ребенок»). Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов в деловом и межличностном общении, предложенная В. В. Бойко, позволяет определить причины эмоциональных проблем в общении. Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера (1993) предназначена для диагностики общего уровня агрессивности личности и направленности агрессии, уровня корректности при социальных контактах, позволяет определить, достаточно ли руководитель корректен в отношении с окружающими. И. В. Гайдамашко
Стиль общения руководителя / Стыль зносін кіраўніка / Manager’s communi ca tion style– выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориентации, свойства интеллекта и характера, общую культуру, нравственность и психологический такт. К уровням стилям общения руководителя относятся личностный и ситуативный. Личностный уровень обусловлен устойчивыми коммуникативными чертами характера; ситуативные детерминанты приводят к возможности выбора способов общения, нетипичных для руководителя, однако личностный уровень является ведущим. Выделяют диалогический и антидиалогический стили общения руководителя. Критерий диалогического У. о.– наличие или отсутствие у него установки на ответ подчиненного. При диалогическом общении руководитель воспринимает руководимого в качестве желанного и полноправного его участника. Это построение отношений с подчиненными, проникнутых уважением их достоинства, способность видеть в каждом из них личность с уникальным внутренним миром. Антидиалогическое общение имеет место тогда, когда руководитель не признает общих правил поведения, рассматривает подчиненного как человека, не имеющего никаких прав, в том числе права на самостоятельность в суждениях, не отходит от признания своей точки зрения как единственно возможной, не допускает различного понимания одного и того же явления. Стиль общения руководителя не стоит смешивать со стилем руководства. Психодиагностика особенностей управленческого общения и стиля общения руководителя может осуществляться с помощью методики диагностики ведущего состояния «Я» в управленческом общении, которая построена на основе положений транзактного анализа Э. Берна и позволяет диагностировать стиль общения с позиции одной из субличностей («родитель», «взрослый», «ребенок»). Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов в деловом и межличностном общении, предложенная В. В. Бойко, позволяет определить причины эмоциональных проблем в общении. Методика оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера (1993) предназначена для диагностики общего уровня агрессивности личности и направленности агрессии, уровня корректности при социальных контактах, позволяет определить, достаточно ли руководитель корректен в отношении с окружающими. И. В. Гайдамашко
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
служебное общение руководителя с подчиненными. Его цель – отдать распоряжение, посоветовать, получить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного. У. о. включает ряд компонентов: оно исходит из определенных целей и побуждений (необходимость ставить задачи, выдавать распорядительную информацию, предъявлять требования и т. д.), включает то или иное его поведение (речь, мимика, жесты и т. п.), эмоции и чувства (симпатии, антипатии, удовлетворенность, огорчение и т. д.), познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представление), волю (выдержка, самообладание, саморегулирование), анализ результатов состоявшегося общения. Эти компоненты в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном У. о. руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к руководимым, устанавливаются взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству. Опросы показывают, что вследствие формального общения руководителя почти у третьей части подчиненных возникают отрицательные эмоции и чувства, затрудняющие деятельность. Если же У. о. проникнуто уважением, симпатией к подчиненным, то у них усиливается желание как можно лучше выполнять поставленные задачи. Инициатива в общении дает возможность руководителю влиять на решение ряда ближайших и отдаленных задач: обеспечивать соответствие своих воздействий как целям общей деятельности, так и настроениям, чувствам, ожиданиям подчиненных, создавать нужный морально-психологический климат, мобилизовывать их на активную и творческую деятельность, преодолевать неуверенность, пассивность, учитывать индивидуальные и другие особенности, воздействовать на взаимоотношения и развитие личности и коллектива, предупреждать конфликты. Перспектива гуманизации жизни, быта и деятельности людей повышает актуальность совершенствования У. о. всех руководителей на основе человечности, взаимопонимания, сотрудничества, уважения, бесконфликтного взаимодействия. Актуальным является придание У. о. доверительности, доброжелательности, равноправия, демократизма, диалогичности. Последние годы в психологии укрепилось представление о диалогическом общении как наиболее оптимальном. Критерий диалогического У. о. – наличие или отсутствие у него установки на ответ подчиненного. Другими словами, диалогическое общение имеет место тогда, когда руководитель воспринимает руководимого в качестве желанного и полноправного его участника. Антидиалогическое общение имеет место тогда, когда руководитель не признает каких бы то ни было общих правил поведения, рассматривает подчиненного как человека, не имеющего никаких прав. Руководитель в этом случае не признает и не поддерживает его право на самостоятельность в суждениях, не отходит от признания своей точки зрения как единственно возможной, не допускает различного понимания одного и того же явления. Диалогическое У. о. – это построение отношений с подчиненными, проникнутых уважением их достоинства, способность видеть в каждом из них личность с уникальным внутренним миром. Если подготовленность и знания руководителя существуют не в догматической форме, закрытой для обсуждения, а в форме самообоснования, обновления, уточнения – у него появится потребность увидеть мир глазами другого человека, интерес к мировоззрению и ценностным ориентациям руководимых. Овладевая диалогическим типом общения как наиболее оптимальным, демократическим, руководитель сможет преодолеть безличность и формализм в отношениях с руководимыми им людьми. Осложняет У. о. асимметричность позиций по отношению друг к другу: за каждым закреплена определенная социальная роль, а вместе с ней и стереотип поведения, ожидаемый и требуемый в разных ситуациях труда. Ролевое поведение руководителя и подчиненного рискует стать сугубо деловым, безличным, отрицающим наличие общности. В настоящее время особенно остро встает задача преобразования суперпозиции руководителя и позиции подчинения работника в личностно-равноправные позиции сотрудничества. Равноправное общение – это не фамильярное отношение, но оно упраздняет изолирующую дистанцию между руководителем и подчиненным, принципиально меняет средства ее поддержания. Руководитель добивается преимущества как участник общения не подавлением и подчинением, а завоеванием и поддержанием своего авторитета в глазах подчиненных.