УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Предыдущий термин:
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Следующий термин:
Умственные образы

Содержание:

Найдено 6 определений термина УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

англ. mental actions) - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что отличает У. д. от др. видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У. д. м. б. направлены на решение познавательных (мыслительных, мне-стических) и практических задач. Опираясь на фундаментальные положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в т. ч. и умственной), П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин широко исследовали У. д. в контексте анализа различных проблем общей, возрастной и педагогической психологии.

Наиболее детально проблема У. д. разработана в выдвинутой Гальпериным теории (планомерного) поэтапного формирования У. д. Показано, что всякое человеческое действие (в т. ч. и У. д.) состоит из 2 частей: ориентировочной и исполнительной. Сведение У. д. лишь к его исполнительной части, к тем или иным предметным преобразованиям ведет к утере психологического содержания У. д. Выделяется 6 основных этапов формирования У. д., в ходе которых происходят интериоризация, обобщение, сокращение и др. существенные изменения: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) формирование схемы ориентировочной основы действия; 3) становление материальной (материализованной) основы действия; 4) формирование действия в громкой речи; 5) действия во внешней речи про себя; 6) действия в умственном плане. Прослеживание последовательных изменений, происходящих при переходе с этапа на этап, позволяет объяснить генезис и свойства конкретных психических явлений как результат сложных преобразований предметных действий. См. Ориентировочная деятельность, Умение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Умственные действия

Категория. Система познавательных операций человека.

Специфика. Направлены на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Умственные действия

действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических и др.), так и эмоциональных задач. Проблема У. д. получила свое развитие в концепции Ж. Пиаже применительно к вопросам о стадиях интеллектуального развития, становлении операций. Различные аспекты генезиса У. д. актуализируются и в связи с проблемой интериоризации, когда последняя рассматривается в качестве объяснительного механизма формирования конкретных видов У. д. на различных этапах онтогенеза. В отечественной психологии У. д. исследуются применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т.п.). Понятие У. д. и закономерности их формирования стали центральным моментом разработанной П.Я.Гальпериным поэтапного формирования У. д. концепции. В данной концепции раскрываются закономерности последовательных этапов, которые претерпевает человеческое действие, становясь умственным и приобретая те или иные первичные или вторичные свойства действия. При этом затрагиваются фундаментальные процессы, характеризующие как возрастное развитие психики, так и функциональный генезис психической деятельности человека: материализация, автоматизация, симультанизация и др. У. д., как и другим видам человеческих действий, свойственны две существенные особенности, сочетание которых радикально отличает У. д. как от действий животных, так и от действиеподобных акций совершенных «интеллектуальных» машин. Первая особенность — это бинарная структура, включающая в себя ориентировочную (регулирующую, направляющую, контролирующую) и исполнительную части. Именно характеристики ориентировочной части и определяют те или иные возможности человека (квалифицируемые психологами как индивидуальные или возрастные) в решении конкретных задач. Вторая особенность состоит в опосредствованности как У. д., так и всякого иного человеческого действия различными психологическими орудиями — схемами, формулами, знаками, концентрирующими в себе адекватный задаче общественный опыт. Не рассмотрев особенностей ориентировки человека в конкретных обстоятельствах или упустив из виду специфику используемых им психологических орудий, мы лишаемся доступа к причинам, механизмам регистрируемых характеристик психической деятельности. Расшифровка процесса формирования У. д. создает научно-психологическую платформу совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию У. д. находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении. А. И. Подольский

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

действия, производимые в уме без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д. могут быть как мыслительными, так и наглядными, выполненными в плане представления. Их отличительный признак состоит в том, что они осуществляются субъектом во внутреннем плане, причем субъект сознает и отличает то, что находится или происходит во внутреннем плане, от всего, что существует вне его. Формирование У. д. всегда ведет к одновременному формированию представлений и понятий об объектах этих действий, а все вместе — У. д., представления и понятия — составляет основу интеллектуальных возможностей человека.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Умственные действия

действия, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкол

Мустафин Т.Р.
Изучение развития мышления в онтогенезе относится к приоритетному направлению современной детской психологии и имеет достаточно обширную предысторию в психологической науке.
Читать PDF

Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкол

Мустафин Тимур Равилевич
В статье рассказывается о проведенном автором исследовании, посвященном выявлению того, как культурная конгруэнтность ребенка связана с его когнитивным развитием, частью которого является и диалектиче
Читать PDF

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF

Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий

Шабельников Виталий Константинович
Метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает раскрытие внутренней структуры действий, скрытой от прямого наблюдения, но существующей как объективная реальность.
Читать PDF

Психолого-педагогические условия развития умственных действий планирования и прогнозирования у будущ

Ионова Мария Сергеевна
Данная работа посвящена проблеме развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов.
Читать PDF

Эффективность актуализации умственных действий и воспроизведения их семантического содержания в зави

Маланов Сергей Владимирович, Хабибрахманова Лилия Хафизовна
В статье рассматривается зависимость эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания от порядка следования членов предложения в составе русско
Читать PDF

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕОРИИ ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И

Поскребышева Наталия Николаевна
В статье рассматривается специфика практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Читать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОШИБОЧНЫХ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ ПРЕДСТАВ

Столярова В.А.
В статье представлены варианты типичных ошибок умственных действий в ходе извлечения социогуманитарного предметного содержания ситуаций социальной значимости современной студенческой молодежью.
Читать PDF

Обучение моделированию как умственному действию при решении физических задач

Молдавский Д.Ф.
Предлагается метод обучения действию моделирования при решении физически задач. Подход к моделированию как умственному действию и обучение ему основаны на теории развития интеллекта Ж.
Читать PDF

Обучение моделированию как умственному действию при решении физических задач

Молдавский Д.Ф.
Предлагается метод обучения действию моделирования при решении физически задач. Подход к моделированию как умственному действию и обучение ему основаны на теории развития интеллекта Ж.
Читать PDF

Действие женских половых стероидов на дофаминовые рецепторы головного мозга овариэктомированных само

Харчилава О.М., Валеева Л.А.
Дофаминовые рецепторы головного мозга играют важную роль в регуляции эндокринной системы, полового, пищевого, оборонительного поведения, мышления, в возникновении аффективных и психических расстройств
Читать PDF

Методика развития профессиональной устойчивости к эффективному ведению боевых действий у пограничник

Михайлов Алексей Сергеевич
В работе представлены результаты проведенного исследования по использованию методики развития профессиональной устойчивости к боевым действиям у пограничников с использованием средств физической подго

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!