УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Умственные действия
действия, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Умственные действия
Категория. Система познавательных операций человека.
Специфика. Направлены на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
действия, производимые в уме без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д. могут быть как мыслительными, так и наглядными, выполненными в плане представления. Их отличительный признак состоит в том, что они осуществляются субъектом во внутреннем плане, причем субъект сознает и отличает то, что находится или происходит во внутреннем плане, от всего, что существует вне его. Формирование У. д. всегда ведет к одновременному формированию представлений и понятий об объектах этих действий, а все вместе — У. д., представления и понятия — составляет основу интеллектуальных возможностей человека.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что отличает У. д. от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение познавательных (мыслительных, мнемических) и практических задач. Опираясь на фундаментальные положения Л. С. Выготского, А. Н. Леоньева, С. Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в том числе и умственной), П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин широко исследовали У. д. в контексте анализа различных проблем общей, возрастной и педагогической психологии. Наиболее детально проблема У. д. разработана в выдвинутой Гальпериным теории (планомерного) поэтапного формирования У. д. (см. Поэтапное формирование умственных действий).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
англ. mental actions) - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что отличает У. д. от др. видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У. д. м. б. направлены на решение познавательных (мыслительных, мне-стических) и практических задач. Опираясь на фундаментальные положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в т. ч. и умственной), П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин широко исследовали У. д. в контексте анализа различных проблем общей, возрастной и педагогической психологии.
Наиболее детально проблема У. д. разработана в выдвинутой Гальпериным теории (планомерного) поэтапного формирования У. д. Показано, что всякое человеческое действие (в т. ч. и У. д.) состоит из 2 частей: ориентировочной и исполнительной. Сведение У. д. лишь к его исполнительной части, к тем или иным предметным преобразованиям ведет к утере психологического содержания У. д. Выделяется 6 основных этапов формирования У. д., в ходе которых происходят интериоризация, обобщение, сокращение и др. существенные изменения: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) формирование схемы ориентировочной основы действия; 3) становление материальной (материализованной) основы действия; 4) формирование действия в громкой речи; 5) действия во внешней речи про себя; 6) действия в умственном плане. Прослеживание последовательных изменений, происходящих при переходе с этапа на этап, позволяет объяснить генезис и свойства конкретных психических явлений как результат сложных преобразований предметных действий. См. Ориентировочная деятельность, Умение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Умственные действия
действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических и др.), так и эмоциональных задач. Проблема У. д. получила свое развитие в концепции Ж. Пиаже применительно к вопросам о стадиях интеллектуального развития, становлении операций. Различные аспекты генезиса У. д. актуализируются и в связи с проблемой интериоризации, когда последняя рассматривается в качестве объяснительного механизма формирования конкретных видов У. д. на различных этапах онтогенеза. В отечественной психологии У. д. исследуются применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т.п.). Понятие У. д. и закономерности их формирования стали центральным моментом разработанной П.Я.Гальпериным поэтапного формирования У. д. концепции. В данной концепции раскрываются закономерности последовательных этапов, которые претерпевает человеческое действие, становясь умственным и приобретая те или иные первичные или вторичные свойства действия. При этом затрагиваются фундаментальные процессы, характеризующие как возрастное развитие психики, так и функциональный генезис психической деятельности человека: материализация, автоматизация, симультанизация и др. У. д., как и другим видам человеческих действий, свойственны две существенные особенности, сочетание которых радикально отличает У. д. как от действий животных, так и от действиеподобных акций совершенных «интеллектуальных» машин. Первая особенность — это бинарная структура, включающая в себя ориентировочную (регулирующую, направляющую, контролирующую) и исполнительную части. Именно характеристики ориентировочной части и определяют те или иные возможности человека (квалифицируемые психологами как индивидуальные или возрастные) в решении конкретных задач. Вторая особенность состоит в опосредствованности как У. д., так и всякого иного человеческого действия различными психологическими орудиями — схемами, формулами, знаками, концентрирующими в себе адекватный задаче общественный опыт. Не рассмотрев особенностей ориентировки человека в конкретных обстоятельствах или упустив из виду специфику используемых им психологических орудий, мы лишаемся доступа к причинам, механизмам регистрируемых характеристик психической деятельности. Расшифровка процесса формирования У. д. создает научно-психологическую платформу совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В последние годы результаты исследований по планомерному формированию У. д. находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском, профессиональном обучении. А. И. Подольский

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Формирование умственных действий курсантов

Надежин Н.Н., Андриенко Ю.И.
Статья посвящена рассмотрению формирования психологических условий и содержания процесса развития умственных действий и интеллектуальных качеств у курсантов.
Читать PDF

Опыт изучения формирования умственных действий

Гальперин Петр Яковлевич
Публикуется текст доклада П.Я. Гальперина на Всесоюзном совещании по психологии, проходившем в Академии педагогических наук РСФСР в 1953 г.
Читать PDF

Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий

Шабельников Виталий Константинович
Метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает раскрытие внутренней структуры действий, скрытой от прямого наблюдения, но существующей как объективная реальность.
Читать PDF

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF

Обучение моделированию как умственному действию при решении физических задач

Молдавский Д. Ф.
Предлагается метод обучения действию моделирования при решении физически задач. Подход к моделированию как умственному действию и обучение ему основаны на теории развития интеллекта Ж. Пиаже, учении Л.С.
Читать PDF

Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда

Субботкина Марина Игоревна
Культура умственного труда представлена как сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя и внутренние составляющие, которые в итоге позволяют рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека в
Читать PDF

Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда

Субботкина Марина Игоревна
Культура умственного труда представлена как интегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного компонентов определяет эффе
Читать PDF

Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе

Соколова И.А.
Педагог обращает внимание детей на возможность перехода от действий внешнеречевого плана к действиям внутреннего плана, на необходимость пошажного представления каждого действия, то есть учит делить действие на шагикусочки.
Читать PDF

Теория планомерного формирования умственных действий и развитие креативности ребенка

Бакланова Наталья Константиновна, Потапов Дмитрий Александрович
Статья посвящена проблеме развития креативности личности ребенка в процессе сочинения им музыки.
Читать PDF

Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки психологов

Захарова Елена Игоревна
В статье рассматривается возможность использования принципов планомерно-поэтапного формирования действий при подготовке специалистов в области психологии развития.
Читать PDF

Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики

Прояненкова Лидия Алексеевна
В статье раскрыты причины, обусловливающие отсутствие в вузовской подготовке методик обучения, основанных на теории поэтапного формирования ум ственных действий (ТПФУД).
Читать PDF

Формирование умственных действий - путь к познанию самоорганизующихся функциональных систем

Шабельников Виталий Константинович
Проблема основ субъектности людей изначально противопоставила психологию «естественным наукам».
Читать PDF

Развитие умственных действий планирования и прогнозирования как условие совершенствования прогностич

Ионова М. С.
В статье исследуются возможности совершенствования прогностической способности студентов-психологов посредством развития умственных действий планирования и прогнозирования в ходе учебного процесса.
Читать PDF

Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действ

Горчаков Александр Сергеевич
Раскрывается суть технологии, позволяющей развивать математическую речь школьников, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий при изучении основных дидактических единиц.
Читать PDF

Компьютеризированная модификация методики планомерно-поэтапного формирования умственных действий для

Иванова Наталия Николаевна
Представлено описание двух интерактивных компьютерных программ для диагностики и развития фонематических процессов (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015612484 от 19 февраля 2015 г.

Похожие термины: