УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЕ
прогрессивное изменение в развитии когнитивных процессов человека, особенно его мышления (интеллекта). См. когнитивный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Широкое значение: все те прогрессивные изменения в когнитивном развитии, которые происходят в индивиде с течением времени. Некоторые ограничивают употребление этого термина периодом от рождения до взрослого возраста, другие используют его, охватывая весь жизненный цикл.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ (ИНТЕЛЛЕКТ)
Немногие понятия в психологии привлекают более пристальное внимание и немногие так упорно не поддаются разъяснению. Несмотря на многочисленные усилия, предпринимавшиеся за последние годы, чтобы разработать какое-либо независимое определение этого термина, его значения остаются тесно связанными с методиками, разработанными для его измерения. Бине, изобретатель теста умственных способностей индивида, считал, что интеллектуальное поведение может проявляться в таких способностях, как рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость. Поэтому он разработал свои тесты (тесты Бине) таким образом, чтобы оценить только эти функции. Другие теоретики настаивали, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым). Третьи утверждали, что все эти способности являются всего лишь проявлением единственного основного фактора (так называемого генерального фактора), который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций. В 1927 г. уже почувствовалась фрустрация от оперирования этим понятием. Спирмен, большой специалист в области психометрии, отчаялся определить это понятие в целом и назвал умственное развитие "..просто звуком, словом, которое имеет настолько много значений, что в конечном счете не имеет ни одного". Такой глубокий пессимизм, однако, не уменьшил потребность психологической науки в таком понятии. Обратите внимание, что до того, как началось движение за тесты и измерения, этот термин означал "способность извлекать пользу из опыта", что подразумевало способность вести себя адаптивно, успешно функционировать в конкретной среде. Следовательно, любой "тест умственного развития", который считается валидным, будет точно предсказывать адаптивное и успешное функционирование в определенной среде. С момента их появления доминировало использование тестов интеллектуального развития в качестве предсказателей школьных успехов, и поэтому, конечно, не удивительно, что "адаптивными и успешными" моделями поведения считались рассуждение, суждение, научение, оперирование с новым, абстрагирование и т.д. Все такие тесты умственного развития всегда будут социально и культурно детерминированными. Они будут отражать идеалы и ценности культуры, к которой принадлежат создатели этих тестов, и "адаптивное и успешное" функционирование всегда будет означать "адаптивное и успешное" функционирование внутри этой культуры. По большому счету в этом нет ничего плохого. Тот факт, что этот набор обстоятельств способствует их неправильному употреблению, не отрицает права общества пытаться различать, кто из его граждан с наибольшей вероятностью извлечет выгоду из того, что общество должно им предложить. В конечном счете, умственное развитие будет, концептуально, тем, чем оно было всегда, способностью извлекать выгоду из опыта, и, прагматически, чем оно стало, что измеряют тесты умственного развития (или интеллекта).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Умственное развитие
количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. У. р. представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Созревание органических структур, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для развития, а с другой стороны, само зависит от функционирования соответствующих органических систем в процессе осуществления деятельности. У. р. ребенка носит стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. У. р. протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов. В отечественной психологии У. р. человека понимается как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Многие психологи в поисках конкретных показателей У. р. обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности. В качестве показателей У. р. рассматриваются: интериоризация, т. е. преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); обучаемость, т. е. способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения (Б.Г. Ананьев, З.И. Калмыкова); способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер). Выделяют и другие показатели целостной учебной деятельности, которые могут служить характеристиками уровня У. р. Многие исследователи ищут показатели У. р. в особенностях познавательных психических процессов, преимущественно в характеристиках мышления и памяти. Это связано с тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступающей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, рассматриваемую как конечную цель функционирования когнитивной сферы человека. Так, в качестве показателей уровня У. р. выдвигаются: знания и мыслительные операции (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Менчинская, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев); оперирование абстрактными отношениями, содержательными обобщениями, теоретическое мышление (В.В. Давыдов, А.З. Зак); категориальное обобщение, отношения замещения, использование символического плана (Н.Г. Салмина и др.); логическое мышление, анализирующее наблюдение (Л.В. Занков); внутренний план действий, т. е. способность действовать «в уме» (Я.А. Пономарев). Особо следует выделить показатели творческого мышления, также характеризующие У. р.: творческое преобразование материала в проблемной ситуации (O.K. Тихомиров, В.Н. Пушкин); интеллектуальная инициатива как продолжение поиска новых знаний за пределами требований конкретной задачи (Д.Б. Богоявленская); гибкость мышления, умение находить новые способы решения (Я.А. Пономарев); прогнозирование, целеполагание (А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров). Ни один из выделяемых показателей У. р. не является исчерпывающим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивида на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику У. р., которую с одинаковой успешностью можно было бы измерять у представителей любого возраста независимо от их образования, опыта основной деятельности и условий жизни. Как отмечал Л.С. Выготский, «не может существовать равных единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры». На каждом возрастном этапе различают два уровня У. р.: актуальный и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов У. р. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель У. р. определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики. Одно из перспективных направлений современной диагностики — критериальноориентированное тестирование — позволяет оценить уровень У. р. в его специфических проявлениях, соотносимых с нормативными требованиями. Это позволяет указать направления коррекционной работы, ведущей к исправлению обнаруженных пробелов и дефектов У. р. М.К.Акимова, К.М.Гуревич

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Умственное развитие детей в условиях депривации

Смолярчук И. В., Вдовина Т.
Читать PDF

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью

Мачильская Анастасия Петровна
В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью.
Читать PDF

Психологические факторы развития умственных способностей

Бадмаева Наталья Цыденовна
В статье раскрываются психологические факторы развития мыслительных, мнемических и перцептивных способностей, обосновывается необходимость их изучения во всех взаимосвязях как между собой, так и с эмоционально-мотивационными и дру
Читать PDF

Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью

Шнайдер Надежда Александровна
Приводятся результаты анализа данных экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью.
Читать PDF

Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. . .

Выготский Лев Семенович
Публикацией работы Л.С. Выготского мы открываем рубрику «КАБИНЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА», где будем знакомить читателя с теорией и практикой закономерностей психического развития ребенка. В работе Л.С.
Читать PDF

Коэффициент интеллекта как показатель умственного развития ребенка

Веракса Александр Николаевич
В современной психологической диагностике в качестве общепринятого показателя развития интеллекта выступает коэффициент интеллекта, или IQ.
Читать PDF

Изучение характера взаимосвязи умственного развития и агрессивности

Бойко Е. О., Ложникова Л. Е., Агеев М. И.
Читать PDF

Вектор реализации сопряженного двигательного и умственного развития

Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович
Обосновывается необходимость учета связей в развитии двигательной и умственной сфер личности в образовательном процессе.
Читать PDF

Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей

Евдокимова Людмила Викторовна
выбор темы обусловлен необходимостью изучения особенностей формирования лексического строя речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, т.к.
Читать PDF

Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников

Нефедова Алла Валерьевна
статья посвящена особенностям речевого развития умственно отсталых младших школьников. Рассматриваются основные компоненты речевого развития, описываются результаты эмпирического исследования
Читать PDF

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ооржак С.Я., Назыноол М.В
Авторы статьи занимаются специальной психологией, этнопсихологией, теоретическими и эмпирическими исследованиями в данных областях, в том числе учета социальных факторов нарушений умственного развития младших школьников (М.В.
Читать PDF

Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников

Константинова Светлана Анатольевна
актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения данного вопроса для раннего комплексного воздействия на коррекцию всех сторон психики умственно отсталых школьников
Читать PDF

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF

Некоторые особенности развития и структуры речи умственно отсталых детей

Куценко Н. И.
Читать PDF

Нарушения умственного развития и поведения у детей с туберозным склерозом

Крапивкин Алексей Игоревич, Дорофеева Марина Юрьевна
Представлены данные о частоте встречаемости и особенностях интеллектуального дефицита, нарушений когнитивных функций и поведения у детей, страдающих туберозным склерозом.

Похожие термины:

  • УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ , ТЕСТ

    Любой тест, который предназначен для измерения умственного развития. Обычно такие тесты состоят из градуированной серии задач, каждая из которых была стандартизирована на большой, репрезентатив
  • Тесты на умственное развитие

    Широкая категория тестов, предназначенных для определения интеллекта. Интеллектуальный тест Стэнфорда-Бине и более поздний тест Векслера на определение детского интеллекта использовались для о
  • РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЕ: УРОВЕНЬ

    совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и у
  • умственного развития уровень

    совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний
  • Коэффициент умственного развития

    Способ сравнения интеллектуального развития, свойственного данному возрасту (умственных способностей ребенка по отношению к его сверстникам), с хронологическим возрастом (фактическим возрастом
  • УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ПОКАЗАТЕЛЬ

    Измерение уровня умственного развития (интеллекта). Первоначально он определялся как умноженный на 100 умственный возраст (определяемый стандартизированным тестом) и разделенный на хронологическ
  • ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    (ШТУР)—тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся VI —VIII классов. «ШТУР» состоит из 6 субт
  • КОЭФФИЦИЕНТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ(IQ)

    Наташа забирала сына из школы и слышала, как разговаривали между собой две другие матери. Одна из них сказала: «Знаешь, у моего Дональда коэффициент умственного развития равен 120!» Но что это значит
  • Бине-Симона умственного развития шкала

    лат. scala — лестница] — тест интеллекта, являющийся родоначальником современных тестов диагностики уровня интеллектуального развития. Первая редакция Б. -С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симо
  • Стэнфорд-Бине умственного развития шкала

    лат. scala — лестница] — тест интеллекта, предназначенный для измерения уровня умственного развития. Первый вариант С.-Б. у. р. ш. был разработан Л. М. Терменом в 1916 г. и представлял собой модификацию Би
  • СТАНФОРД-БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА

    (Stanford — Binet Intelligence Scale) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Первый вариант С.— Б. у. р. ш. был разработан Л. М. Терменом в 1916 г. и представлял собой модифик
  • ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)

    тест интеллекта, разработанный группой ученых под руководством К.М. Гуревича. Тест предназначен для оценки уровня умственного развития школьников, обучающихся в 7—9 классах средней школы. В содер
  • ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ОЛИГОФРЕНИЯ

    mental retardation) - состояние, при котором у человека отмечается значительное снижение интеллектуальных способностей, так что ему требуется забота и уход какого-либо другого лица, а также специальное об
  • ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННАЯ (ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ)

    общее название многих видов отставания в умственном развитии, оцениваемых при помощи стандартизированных психологических тестов (например, коэффициентов интеллекта – IQ). Нормы или стардарты З.у.