Умственная отсталость

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Умственная отсталость
(mental retardation) — в большинстве случаев диагностируется при IQ ниже 70 в сочетании с неадаптивным поведением.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Отсталость умственная
констатация недоразвития интеллектуально-мнестических функций, несовершенства ассоциативного процесса (см. дебильность, инфантилизм).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ
нарушение развития общего - психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью системы нервной центральной. Имеет стойкий, необратимый характер.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Умственная отсталость
mental retardation). Значительно ниже среднего популяционного уровня развитие интеллектуальных функций и навыков самообслуживания индивида от момента рождения до достижения им 18 лет.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Умственная отсталость
состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей, обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

Источник: Глоссарий, клиническая психология. 2003

Отсталость умственная
По определению ВОЗ: «Задержанное или неполное развитие психики, в первую очередь нарушение способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей)».

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Умственная отсталость
стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При У. о. наблюдаются недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения) и нарушение динамики нервных процессов (их инертность), а также вторичные отклонения — недоразвитие речи, эмоциональной и волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Умственная отсталость
(F 70-F 79 по МКБ10). Этот раздел включает в себя:
- легкую умственную отсталость (F70 по МКБ-10),
- умеренную умственную отсталость (F 71 по МКБ-10),
- тяжелую умственную отсталость (F 72 по МКБ-10),
- глубокую умственную отсталость (F 73 по МКБ-10),
- другого рода умственную отсталость (F 78 по МКБ-10),
- умственную отсталость, неуточненную (F 79 по МКБ-10).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Умственная отсталость (F70 — F79)

Позиция создателей Класса V МКБ-10 всегда заключалась в том, чтобы изложить раздел, посвященный умственной отсталости, как можно короче и проще, признавая при этом, что адекватная классификация здесь возможна только при использовании всеобъемлющей, предпочтительно многоосевой, системы. Такая система нуждается в специальной разработке и в настоящее время создаются адекватные предложения для международного использования.

Источник: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике

Умственная отсталость
задержка, замедление, отставание умственного развития с JQ ниже 80%. Все более часто в отечественной психиатрии этот не совсем корректный и громоздкий термин используется для обозначения олигофрению, то есть такое снижение потенциала умственного развития, которое не преодолевается даже максимально оптимальными условиями образования и воспитания, созданными для ребенка. Различают умственную отсталость глубокую, умеренную, легкую и пограничную. См. Олигофрения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
это, в основном, необратимо-константная аберрация психоэволюции-психопрогресса субъекта и, в первую очередь, ментально-интеллектуальная аберрация-аномалия индивида, кот. выражается в формах-матрицах деменции, олигофрении, дебильности и др. феноменах психической недоразвитости, связанных-агломерацированных с деструкциями-дефектами Ц.н.с., дефектами-нарушениями в сенсорно-моторной сфере, нарушениями-осложнениями-аберрациями в локально-кортикальных отделах мозга и другими генетико-биологическими аберрациями.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое психическое недоразвитие вследствие органического поражения головного мозга, имеющее сложную структуру дефекта; при У. о. наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов, а также вторичные отклонения - недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии (в том числе недостаточность моторики) и поведении (см. также Деменция, Олигофрения)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Умственная отсталость (общая)
МКБ 317, 319) - состояние ограниченного или неполного развития мозга, умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением интеллекта. Оценка уровня интеллекта должна основываться на имеющейся информации, включая клинические данные, адаптивное поведение и результаты психометрического исследования. Умственная отсталость часто сопровождается психическими расстройствами и нередко может развиваться в результате соматического заболевания или травмы. Синонимы: аменция (не рекомендуется); умственная недостаточность; умственная субнормальность; олигофрения.

Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002

Умственная отсталость
Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития.
Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
Виды:
- легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %);
- средняя умственная отсталость (IQ = 40-54 %);
- выраженная умственная отсталость (IQ = 25-39 %);
- глубокая умственная отсталость (IQ = 10-24 %).
Литература. Clark A.M., Clarke A.D.B. (Eds.) Mental Deficiency: The Changing Outlook. N.Y., 1965
Синоним. Mental retardation.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Умственная отсталость
Стойкое необратимое, обусловленное недостаточностью ЦНС нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального. Основной формой У. о. является олигофрения, имеющая 2 основные группы: олигофрению, обусловленную генетическими нарушениями, и вызванную внешними факторами (инфекциями, алкоголизмом матери, нездоровым образом жизни ребенка на ранних стадиях развития, воздействием радиационных факторов на половые клетки родителей и на плод и др.). Выделяют группы олигофрении – идиотия (человек не в состоянии к самообслуживанию), имбецильность (не способен к обучению) и дебильность (резко выраженные нарушения умственного развития, и обучение возможно только по специальным программам).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ
серьзные, существенно отклоняющиеся от нормы недостатки в умственном развитии человека. Предпринимались неоднократные попытки классификации таких недостатков не только на качественной, но и на количественной основе. Так, для оценки степени О.у. использовались стандартные показатели (коэффициенты) интеллекта. Например, коэффициент интеллекта, равный 70—80%, классифицировался как пограничное состояние между нормой и О.у. IQ, равный 59—69%, трактовался как признак среднего слабоумия; 20—49%-как признак тяжелого слабоумия; меньше 20%-как признак идиотизма. В разных странах мира эти границы, однако, не являются вполне одинаковыми и, кроме того, среди ученых нет единого мнения о том, что следует считать признаками О.у. См. дебильность, задержка умственная, интеллекта коэффициент(IQ), олигофрения.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

умственная отсталость
(F70-F79) [mental retardation] Клиническое состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся нарушениями навыков, что обнаруживается в период развития и влияет на общий интеллектуальный уровень, то есть на когнитивные, речевые, моторные и социальные способности Отсталость может наблюдаться одновременно с любым другим психическим или соматическим заболеванием либо изолированно. Степени умственной отсталости обычно оценивают с помощью:
1. стандартизированных тестов измерения интеллекта, в которых среднее значение составляет 100, а стандартное отклонение-15 пунктов;
2. шкал оценки социальной адаптации в конкретной окружающей среде.
Однако любой из этих показателей дает лишь приблизительное представление о степени умственной отсталости. С течением времени интеллектуальное функционирование и социальная адаптация могут изменятся, в том числе и улучшаться в результате созревания, тренировки и реабилитационных мероприятий.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Умственная отсталость
Под общим названием умственно отсталых обычно имеют в виду всю ту группу детей, которая отстает в развитии от среднего уровня. В процессе школьного обучения обнаруживает неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой. Два типа отсталых детей: отсталый вследствие болезни и отсталый вследствие органического дефекта. Следует различать три степени слабоумия и распределять детей этого типа на три различные группы: идиотов, не поднимающихся в развитии над уровнем двухлетнего ребенка, неспособных к употреблению орудий и инструментов, почти неспособных к обучению речи; имбецилов, не переходящих в развитии уровня ребенка между 2 и 7 годами , дебилов, или моронов, имеющих самую легкую степень слабоумия, способных к относительно богатому обучению и усвоению материала, но проявляющих пониженную деятельность высших функций, замедленный темп развития, сохраняющих черты детского интеллекта (12-летнего ребенка) на всю жизнь и нуждающихся в особом воспитании во вспомогательных школах. (1.5.10, 186) См. Воспитание, Дефект, Обучение, Развитие, Функция

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Умственная отсталость
По классификации DSM-І? умственная отсталость определяется как существенное отставание от среднего интеллектуального развития в сочетании со слабо выраженным адаптивным поведением (способностью заботиться о себе). Умственная отсталость обычно наблюдается у людей в возрасте до 18 лет. При использовании тестов на умственное развитие как критерия развития интеллекта существенным отставанием считается КУР ниже 70 (среднее значение равно 100). Статистический анализ показывает, что примерно 2,5% людей попадают в эту категорию. Умственная отсталость имеет как органические, так и психические причины, причем последняя категория является гораздо более обширной. Исследователи в области умственного развития подчеркивают тот факт, что значительная доля случаев умственной отсталости обусловлена недостатком или отсутствием мотивации. Кумулятивный эффект общественного отчуждения, постоянных неудач и слабого или непоследовательного подкрепления приводит к тому, что у многих людей отсутствует мотивация к достижению успеха. Согласно альтернативному объяснению, незначительная травма головного мозга, не поддающаяся точному определению, вызывает слабую (наиболее распространенную) форму умственной отсталости. Затем воздействие окружающей среды маскирует или, наоборот, усиливает признаки умственной отсталости, в зависимости от действующих факторов. Органические объяснения умственной отсталости включают хромосомные нарушения (например, синдром Дауна) или генетические условия (фенилкетонурия). В последнее время загрязнение окружающей среды, включая выбросы промышленных отходов и высокую загазованность, предлагалось в качестве одной из возможных причин учащения случаев умственной отсталости среди детей.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

F70-F79 Умственная отсталость

В отличие от других расстройств этой главы для умственной отсталости не могут быть разработаны детализированные клинические диагностические критерии. Это связано с тем, что две основные характеристики умственной отсталости, благодаря которым они обнаруживаются, а именно низкие когнитивные способности и сниженное социальное функционирование, в большей мере зависят от социальных и культуральных влияний. Здесь могут быть даны только общие указания относительно наиболее адекватных методов оценки, которые следует использовать.
1. Уровень когнитивных способностей
В зависимости от культуральных норм исследователи должны сами решать как лучше определять Коэффициент Интеллектуальности (КИ) или Возраст Умственного развития в соответствии с нижеприведенными группами:
Рубрика Умственная отсталость КИ умственного развития Диапазон (Возраст)
F70 Легкая 50-69 9-12 (до 12) лет
F71 Умеренная 35-49 6-9 лет
F72 Тяжелая 20-34 3-6 лет
F73 Глубокая до 20 до 3 лет 2. Уровень социального функционирования В большинстве стран европейской и американской культуры рекомендуется использовать Шкалу Социальной Зрелости Вайнленда, если она признается там в качестве адекватной (для использования в других культуральных условиях следует создавать модифицированные версии или эквивалентные шкалы). Для определения степени сопутствующих нарушений поведения может использоваться четвертый знак:
F7х.0 Нарушения поведения отсутствуют или минимальны
F7х.1 Значительные нарушения поведения, требующие внимания или терапии
F7х.8 Другие нарушения поведения
F7х.9 Сведения о нарушении поведения отсутствуют
Примечание
Требуется специально разработанная многоосевая система, которая соответствовала бы разнообразным личностным, клиническим и социальным данным, включаемым в общую оценку причин и последствий умственной отсталости. В настоящее время ведется подготовка одной из таких систем специально для этого раздела главы V (Р) МКБ-10.

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Современный термин, употребляемый наряду с некоторыми другими как общее название всех форм интеллектуального функционирования ниже среднего, по оценке стандартных тестов IQ. Система классификации, действующая в настоящее время в США, определяет четыре уровня: легкая (IQ в диапазоне, приблизительно, 50-69), умеренная (35-49), серьезная (20-34) и глубокая (ниже 20). Обратите внимание, что эта градация основывается на представлении, что сам термин должен применяться только в отношении людей с показателями ниже 2 стандартных отклонений от среднего. Те, кто находятся в пределах 1 стандартного отклонения (то есть значения Ю между 86 и 100), рассматриваются как нормальные, или, иногда, те, кто ближе к нижней части этого диапазона, – как тупой нормальный; в пределах 1 и 2 стандартных отклонений (то есть 70-85) рассматриваются как обладающие пограничным интеллектом. Эта система основана исключительно на показателях IQ тестов; здесь не выносится никаких суждений относительно происхождения или причин, относительно эмоциональных, мотивационных, социальных или семейных факторов или относительно прогноза. В реальной практике, конечно, такие факторы очень важны, и это отражено в способе применения этих различных классификаций. Например, легкая умственная отсталость рассматривается как приблизительный эквивалент обучаемого умственно отсталого, а умеренная умственная отсталость – эквивалент тренируемого умственно отсталого. Обратите внимание, что в основном термине имеется давняя особенность; что точно обозначается понятием отсталость? Буквально это означает замедление, и, действительно, там, кажется, наблюдается, по крайней мере, два аспекта такого замедления функции. Во-первых, замедлено развитие когнитивного созревания, так что отсталый ребенок достигает стандартных вех в более позднем возрасте, чем нормальный ребенок. Во-вторых, сами когнитивные процессы, кажется, протекают медленнее, так что отсталым людям обычно требуется больше времени для решения когнитивных задач, чем людям со средним интеллектом. Однако под этим термином также подразумевается нечто большее, чем простое замедление, это – сниженный потенциал или верхний предел: от умственно отсталого ребенка не ожидается, что он когда-либо достигнет даже нормального уровня, независимо от того, сколько времени отводится на развитие. Другими словами, умственная "отсталость" в действительности является умственной "недостаточностью", но это название настолько неправильно использовалось, что сейчас используется очень Редко (обсуждение см. умственная недостаточность). Одной из лексических попыток спасти положение было использование термина умственный инвалид в качестве общего термина, но не удивительно, что в понятии инвалид имеются свои собственные коннотативные трудности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
– стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.
Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «У.о.», это далеко не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферического отдела какоголибо анализатора. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать у них У.о.
Вследствие нерезких нарушений ЦНС (так называемая минимальная мозговая дисфункция), а также неблагоприятных социальных условий у ребенка может возникнуть задержка психического развития (ЗПР). Для таких детей характерно отставание в умственном развитии, которое однако имеет иную природу, чем У. О., и может быть компенсировано в соответствующих условиях обучения. Существуют объективные критерии различения ЗПР и У. О., на основании которых ставится квалифицированный диагноз.
Понятие «У.о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребенок может страдать тяжелым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в других случаях то же заболевание может привести к У.о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены некоторые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, а также перенесшие энцефалит, травмы и др. При шизофрении в стадии обострения болезни у ребенка нарушается протекание познавательных процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми навыками и умениями. В результате лечения проявления шизофрении как правило значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов. Данное явление, получившее название олигофренический плюс, также не может расцениваться как У. о.
У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоциональноволевой сферы, а также аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У.о. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.
До начала ХХ в. любые нарушения интеллекта определялись как слабоумие или идиотия. В современной литературе понятие «слабоумие» применительно к детям практически уступило место понятию «У. о.». Под идиотией в отечественной науке понимают самую тяжелую форму У. о. при олигофрении. В мировой науке этот термин выходит из употребления; Всемирной Организацией Здравоохранения он признан некорректным; интеллектуальные нарушения определяются как У. о., которая различается по степеням – от легкой до глубокой – в зависимости от количественной оценки интеллекта.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
РАЗУМОВАЯ АДСТАЛАСЦЬ / INTELLECTUAL DISABILITY– группа отклонений в общем психическом (в первую очередь интеллектуальном) развитии, которые обусловлены недостаточностью центральной нервной системы, имеют стойкий, необратимый характер, характеризуются отставанием в развитии и затрагивают все сферы функционирования психики и социальной адаптации индивида. У. о.– это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, появляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень функционирования. У. о. имеет различную этиологию (генетические нарушения, заболевания, приводящие к повреждению головного мозга во внутриутробном и раннем периодах развития, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др.). В качестве синонима У. о. ранее использовался термин «олигофрения», который на сегодняшний день практически вышел из употребления. Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у лиц с У. о. на ранних этапах развития– во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых лет жизни, т. е. до становления речи. При У. о. органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Для психологической структуры У. о. характерны: 1) тотальность нервно-психического недоразвития– наблюдается недоразвитие всех психических и в определенной мере соматических функций; 2) иерархичность нарушений: недостаточность пространственного гнозиса и праксиса, непроизвольного внимания и механической памяти меньше, чем мышления, речи (Г. Е. Сухарева, В. В. Лебединский). Таким образом, в большей степени страдают высшие психические функции, отражающие процесс культурного развития ребенка. У. о. может встречаться не только как самостоятельный тип аномального развития, но и как синдром при других нарушениях: шизофрении, раннем детском аутизме и др. В этих случаях психологическая структура дефекта будет иной. На основе психометрических исследований по степени тяжести У. о. подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 50–69), умеренную (IQ в пределах 35–49), тяжелую (IQ в пределах 20–34), глубокую (IQ ниже 20). Помимо снижения уровня интеллекта другим важным критерием является несоответствие возрастным нормам социальной зрелости по шкалам адаптивного поведения. В отношении особенностей психического развития лиц с У. о. обнаруживаются отклонения в развитии не только познавательных функций, но и эмоциональной сферы (недостаточная дифференцированность эмоций, их неадекватность ситуации по силе и содержанию, зависимость от эмоций оценочных суждений и мышления) личности (эгоцентризм и общая незрелость личности, неадекватность самооценки, непонимание социальных контекстов и содержания межличностных отношений, «зеркальный» характер представлений о себе и др.) и деятельности (несформированность ориентировочного этапа деятельности, трудности удержания цели деятельности, нарушения блоков контроля и оценки, неумение использовать приобретенные навыки для решения задач, отсутствие дальней мотивации и др.). Е. С. Слепович, А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

F7 Умственная отсталость

Введение.
Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.
Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:
F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;
F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
F7х.8 другие нарушения поведения;
F7х.9 без указаний на нарушение поведения;
Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:
F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);
F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);
F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;
F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);
F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;
F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;
F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);
F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);
F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.
Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.
Диагностические указания:
Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.
Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

Источник: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У о. имеет разную этиологию (причины).
Наиболее распространенная форма У. о. - олигофрения (от греч. oligos - немногий +phren - ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.
Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несфор-мированностью/шчносяш в целом.
Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинами-ческие процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше - в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными "симпатические" эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.
По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.
Идиотия (от греч. idioteia - невежество) - наиболее тяжелая форма У. о. (IQ S 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.
Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый телом, вялый) - выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.
Дебильность (от лат. debilis - увечный, слабый) - легкое психическое недоразвитие (IQ = 50 + 70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.
Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с; при этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с, возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофреническо-го слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, др. - повреждаются, третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая травма). У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности ("олигофренический плюс"). См. также Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенил-кетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
группа различных по этологии, патогенезу и клинике состояний, объединяемых общим признаком - психическим недоразвитием. Различают: недифференцированные (диопатические), т.е. с неясной этиологией; дифференцированные, т.е. эндогенные (наследственные) и экзогенные, которые обусловлены органическими и средовыми факторами; вялые (торпидные) и возбудимые. На территории бывшего СССР принята классификация Г.Е. Сухаревой. Она включает в себя: У.о. эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей). Она имеет форму: энзимопатическую, дизостозическую, ксеродермическую, истинную микроцефалию, болезнь Дауна. У.о. внутриутробного генеза эмбрио- и фетопатии, обусловленные перенесенными матерью во время беременности инфекциями и интоксикациями, наличием у нее гормональных нарушений. У.о. вследствие токсоплазмоза, гемолитической болезни новорожденных (резус-конфликты). У.о., возникающую в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве - родовыми травмами, асфиксией, черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде и раннем детстве, менингитами, энцефалитами и менингоэнцефалитами.
Этиология. Причину происхождения заболевания можно разделить на две группы: эндогенную (генетическую) и экзогенную. Эндогенная причина происхождения связана с патологией хромосомного набора. В настоящее время известно более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих умственную отсталость. Среди мужского населения Земли лиц с умственной отсталостью в 1,5-2 раза больше, чем среди женского. Представленность заболевания среди населения: легкая форма расстройства - 0,4-0,6% - 4-6 случаев на 1000 человек; тяжелая форма расстройства - 0,3-0,4% - 3-4 случая на 1000 человек. На каждые 100 случаев умственной отсталости приходится: с глубокой формой расстройства - 1%, живут до 14 лет; с тяжелой формой - 4%, живут до 40 лет; с умеренной - 10%, с легкой формой расстройства - 85% - они могут жить около 50 лет. Среди лиц с умственной отсталостью наиболее часто встречается трисомия 21 хромосомы, известной как болезнь Дауна: встречаемость - один из 700 новорожденных. Экзогенная причина заключается в поражении мозга инфекциями, интоксикациями и травмами в пре-, пере- и постнатальный периоды до 2-3-летнего возраста. Внутриутробные поражения чаще обусловлены: вирусными инфекциями, перенесенными матерью на ранних стадиях беременности (краснуха, свинка, корь, тяжелая форма гриппа, скарлатина и т.д.); хроническими заболеваниями (токсоплазмозом, сифилисом); влиянием радиактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод; эндокринными заболеваниями матери, а также недостаточностью ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек; несовместимостью группы крови матери и отца; внутриутробной гипоксией - хроническим недостатком кислорода для плода; интоксикациями плода алкоголем (алкогольная эмбриопатия) и лекарственными препаратами. Для возникновения У.о. особенно опасно поражение мозга в первые 14 недель, когда происходит закладка и интенсивное формирование мозговых систем человека. Внеутробные поражения мозга обусловлены: тяжелыми формами общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т.д.; нейроинфекниями (менингит, менингоэнцефалит); черепно-мозговыми травмами и опухолями головного мозга; родовыми травмами и асфиксией; по данным современной медицины этим причинам отводится меньшая роль, ибо обнаружено, что неблагополучные роды чаше бывают при плоде, который еще в утробе матери развивался неполноценно.
Отличительными особенностями умственной отсталости эндо- или экзогенного происхождения являются: • необратимость недоразвития мозга в целом с незрелостью его коры как образования, наиболее сложного и наиболее поздно созревающего в онтогенезе; • тотальность нервно-психического недоразвития проявляется даже в соматических функциях: при нарушениях строения желудочнокишечного тракта, пороке сердца, малом росте, недоразвитии костной и мышечной ткани. Психический патогенез выражен: несформиро- ванностью элементарных эмоций; неразвитой моторикой (неритмичностью, замедленностью, бесцельностью, плохой пластичностью движений с общим двигательным беспокойством); бедностью и неадекватностью мимики и жестов, их неуклюжестью; сужением объема внимания и плохой его концентрацией; слабой активностью восприятия, его замедленностью и неразвитой константностью; неразвитостью мышления (слабостью практического интеллекта, затрудненностью предметного анализа, трудностями в образовании понятий); убогостью речи, ее косноязычием, непониманием смысла слов и нарушением грамматического строя речи; незрелостью личности (повышенной внушаемостью, безынициативностью, примитивной мотивацией, отсутствием воли и познавательных интересов, некритичным отношением к себе). • иерархичность психического недоразвития выражается в том, что дефицитарность отдельных познавательных, двигательных и речевых функций проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. В каждой функции страдает более всего их высшее звено: в восприятии страдает анализ и синтез воспринимаемого; плохая смысловая память в сочетании с удовлетворительной механической; пассивное внимание более сохранно, чем произвольное; нет тонкой и точной моторики при относительной сохранности элементарных движений. Степени умственной отсталости. Случаи легкой и умеренной тяжести У.о. не всегда обусловлены исключительно генетическим фактором, а также жизненной ситуацией и опытом. Когнитивный дефицит связан с непосредственными интересами ребенка и он оказывается на первом месте. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам ведет к информационной перегрузке внешними импульсами. Это вызывает избегание новой информации и переработку ее на низших ступенях психических процессов. Низкая фрустрационная толерантность заставляет бояться новизны, малейших изменений окружающей обстановки. Затруднена экспрессия эмоций, распознавания их у себя и у окружающих, а также понимание значений мимических сигналов. Задержка в развитии вербальных навыков вынуждает матерей прибегать к директивному и контролирующему стилю отношений, который в свою очередь замедляет развитие. Затянувшаяся гиперопека и повышенная внушаемость затрудняет формирование самостоятельности и восприятие себя как отдельной личности. Динамика психического недоразвития. При У.о. признаки недоразвития выступают на каждом возрастном этапе. При тяжелом органическом поражении нервной системы психический онтогенез может зафиксироваться на самых ранних этапах и формирование сложных психических функции может не развернуться вообще. Отставание сроков становления и развития психических функций демонстративно и при легкой степени. От рождения до года. Запаздывание реакций на свет, звук, игрушку, на лицо матери, запаздывание «комплекса оживления», держание головки, сидения, хватания предметов, начала ходьбы. От 2 до 3 лет. Выражено запаздывание в появлении навыков самообслуживания, игровых приемов и манипулировании предметами, начале речи. От 3 до 6 лет. Отсутствует любознательность, нет познавательной активности и пытливости ума, четко выступает недостаточность интеллектуальной деятельности: возникают затруднения в освоении счета и письма. Игра задерживается в стадии простого манипулирования и базируется на подражательных стереотипах. Не усваиваются условия ролевой игры. Отсутствует инициатива и творчество. От 6 до 12 лет. Реагирование на социальную и игровую ситуацию импульсивно, плохо предсказуемо с преобладанием в действиях аффек тов и психомоторики, а потому тяготеет к асоциальным поступкам и представляет угрозу окружающим. Диагностический критерий умственной отсталости F70-F73 по МБК-10 Рубрика F70. Возрастной диапазон от 9 до 12 лет. Коэффициент IQ - 50-69. Степень умственной отсталости - легкая. Рубрика F71. Возрастной диапазон от 6 до 9 лет. Коэффициент IQ - 35-49. Степень умственной отсталости - умеренная. Рубрика F72. Возрастной диапазон от 3 до 6 лет. Коэффициент IQ - 20-34. Степень умственной отсталости - тяжелая. Рубрика F73. Возрастной диапазон до 3 лет. Коэффициент IQ - до 20. Степень умственной отсталости - глубокая. Для выявлении степени социального развития, которое идет параллельно с когнитивным развитием (критерии показаны выше), в государствах с евро-американской культурой рекомендуется использовать Шкалу социальной зрелости Айнленда, если она признана адекватной конкретным культуральным условиям развития.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Умственная отсталость
mental retardation) История развития понятия "умственная отсталость" Понятие "У. о." является относительно новым, впервые оно появилась в середине XIX в. До этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце XVII в. наблюдатели стали замечать принципиальное различие между психически больными и умственно отсталыми людьми. Французский ученый Эскироль постулировал, что осн. различие между У. о. и помешательством состоит в том, что первая связана с процессом развития индивидуума. Эскироль предложил первую систему классиф. умственно отсталых, к-рая в целом соответствует совр. категоризации глубокой, тяжелой и умеренной степени задержки психич. развития. В начале XX в. французское министерство просвещения поручило Альфреду Бине разработать метод выявления детей, к-рые не смогут справиться с общеобразовательными учеб. программами. Метод Бине, предложенный для скрининга У. о., стал первым тестом оценки уровня интеллекта. Первая шкала Бине-Симона была опубликована в 1905 г. Редакция 1908 г. ввела понятие "умственный возраст". Льюис Термен из Стэнфордского университета перевел и переработал шкалу Бине-Симона, опубликовав ее в 1916 г. как Шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине. В нее был введен "коэффициент интеллекта", или IQ: отношение умственного возраста индивидуума к его хронологическому возрасту, умноженное на 100 (IQ = [УВ : ХВ] х 100). Это технически упростило сравнение интеллекта у разных людей. Важность этих ранних работ по тестированию интеллекта трудно переоценить. Во-первых, они дали конкретный, надежный, практический метод оценки умственного функционирования индивидуума. Во-вторых, этот метод сделал возможным количественное определение различий между конкретными людьми. В-третьих, тонкие градации, к-рые позволял уловить тест IQ, указывали на то, что существует много людей, интеллект к-рых располагается между средним для популяции уровнем и тяжелой степенью У. о. Т. о. была официально открыта и признана градуировка У. о. (или психич. задержки). В 30-40-е гг. начались дискуссии о причинах У. о. Большой цикл "близнецовых исслед.", в к-рых сравнивались интеллектуальные способности монозиготных и дизиготных близнецов или монозиготных близнецов, воспитанных вместе и порознь, позволил предположить, что фактор наследственности играет доминирующую роль. Др. исследователи, напр., Нэнси Бейли и Р. А. Спитц утверждали, что IQ не является фиксированным или постоянным и что окружение индивидуума может оказывать сильное влияние на развитие интеллекта. К 50-м гг. общепринятым стал интеракционистский подход к пониманию задержки психич. развития. Современное понятие задержки психического развития Согласно определению Американской ассоциации умственной недостаточности (AAMD), термином задержка психич. развития (mental retardation) обозначается "общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего с сопутствующей дефицитарностью адаптивного поведения, проявившееся в период развития". Для постановки диагноза задержки психич. развития требуется соответствие 3-м критериям. - Общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего. Это первое требование касается уровня общего интеллекта индивидуума. Он определяется и измеряется по результатам индивидуально проводимого стандартизированного теста интеллекта. За верхнюю границу зоны У. о. с нормой обычно принимается IQ = 70: все лица с показателем IQ ниже этого критического показателя удовлетворяют первому критерию диагноза. - Дефицитарность адаптивного поведения. Адаптивное поведение определяется как степень соответствия стандартам личной независимости и соц. ответственности, ожидаемым от лица данного возраста в данной культурной среде. Этот критерий трудно измерить надежно вследствие того, что такие стандарты колеблются в зависимости от возраста и культурной среды. К счастью, установлены достаточно хорошие нормативы развития и, в целом, можно сказать, что по мере перехода индивидуума от одного уровня развития к следующему, от него ожидается повышение независимости, умения владеть собой и соблюдения требований и норм об-ва. - Проявление во время периода развития. Это третье требование включено, гл. обр., для отличения задержки психич. развития ("умственной отсталости") от ряда др. расстройств, для к-рых тж характерны низкий IQ и дефицит адапт. К ним относятся такие состояния, как повреждение мозга вследствие инсульта или травмы и эмоциональные расстройства. Важно проводить различие между лицами, к-рые имели умственные способности и лишились их, и теми, кто никогда не смог их развить. Определение задержки психич. развития, предложенное AAMD, имеет неск. важных коннотаций. Во-первых, это определение относится только к умственному развитию на данный момент и не декларирует необратимость расстройства. Во-вторых, двухмерность дефиниции (низкий интеллект и дефицит адапт.) важна, поскольку она исключает диагностику социально компетентного индивидуума в качестве умственно отсталого лишь на том основании, что у него низкие показатели теста IQ. Наконец, предложенное AAMD определение учитывает контекст развития и подчеркивает необходимость оценки успешности выполнения заданий, адекватных для возрастной категории испытуемого. Степени умственной отсталости Со времени появления теста интеллекта, классиф. У. о. основывается практически исключительно на уровнях IQ. Г. Дж. Гроссман разработал ставшую общепринятой систему, в к-рой выделяются легкий, умеренный, тяжелый и глубокий степени У. о. При легкой степени показатель IQ попадает в интервал 55-59 баллов. У таких людей обычная внешность и нормальное поведение; нет заметных признаков задержки психич. развития. Во взрослом возрасте многие из них способны найти работу, для к-рой требуется частичная квалификация, и справляться с ней, но нередко нуждаются в помощи в соц. и финансовых сферах. Они, как правило, способны позаботиться о себе сами и с легкостью ориентируются в знакомой местности. В интеллектуальном плане они находятся на уровне школьников 4-5 классов. Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой степенью У. о. - это их неспособность организовать свой досуг. Умеренной степени задержки психич. развития соответствует показатель IQ в пределах 40-54 баллов и умственный возраст приблизительно 6-8 лет. Эти люди часто выглядят не совсем обычным образом. В их воспитании осн. акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и др. практ. навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом, есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут распознавать значение нек-рых написанных слов или даже читать нек-рые простые предложения, в целом они функционально неграмотны. У них мало друзей за пределами родительской семьи и им удается получить лишь монотонную, неквалифицированную работу, как правило в лечебных трудовых мастерских, где доход не зависит от уровня выработки. Показатель IQ при тяжелой степени У. о. составляет 25-39 баллов, чему соответствует возраст от 3 лет и 9 мес. до 6 лет. Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Осн. акцент в работе с ними ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени, независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с к-рыми вступают в контакт. У лиц с глубокой степенью У. о. показатель IQ ниже 25 баллов, умственный возраст составляет 3 года и 8 мес. или ниже. Вероятность сопутствующей неврологической патологии высока и многие содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается множественная инвалидность, но нек-рые могут научиться ходить и произносить неск. слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения. Распространенность и этиологические факторы Л. Олмен и К. Яффе считают, что примерно 7 млн. лиц в США могут быть диагностированы как умственно отсталые. В настоящее время менее 10% из них содержатся в специализированных учреждениях, гл. обр. лица с тяжелой и глубокой степенью У. о. В менее 15% случаев У. о. удается обнаружить известную органическую этиологию. Большинство случаев с известной этиологией относится к глубокой и тяжелой степени. Среди органических этиологических факторов - генетические аномалии (синдром Дауна), инфекционные болезни матери и др. патология во время беременности (краснуха, употребление лекарственных препаратов), родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода (асфиксии), послеродовые инфекции (энцефалит, менингит), травмы черепа или токсины (отравление). См. также Наследственные болезни, Индивидуальные различия, Нормальное развитие М. Мелони

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
254.87 кб

Генетика умственной отсталости

Лавров Александр Вячеславович, Банников Артем Владимирович, Чаушева Алина Исрафилиевна, Дадали Елена Леонидовна
Умственная отсталость встречается, по разным оценкам, у 1-3% населения. Клинически принято классифицировать умственную отсталость по тяжести, однако нозологическая классификация до сих пор остается нерешенной задачей.
Читать PDF
273.77 кб

АТОНИЧЕСКАЯ ФОРМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Автенюк А.С., Макаров И.В.
В аналитическом обзоре литературы рассматривается атоническая форма умственной отсталости у детей и подростков.
Читать PDF
252.85 кб

Проблемы обучения детей с умственной отсталостью

Попов Геннадий Николаевич
Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией.
Читать PDF
106.15 кб

Расстройства сна у детей с умственной отсталостью

Кельмансон Игорь Александрович
Рассматривается ассоциация расстройств сна с умственной отсталостью у детей.
Читать PDF
208.44 кб

РАННЯЯ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Андреева Ольга Олеговна
Приведены клинико-катамнестические данные 34 пациентов (21 мужчина, 13 женщин), имевших инвалидность детства в связи с умственной отсталостью (УО).
Читать PDF
129.96 кб

Алкоголизм родителей и умственная отсталость их детей

Корнилов А. А., Селедцов А. М., Максименко А. В., Летунова В. С., Крысюк М. В., Новосельцев А. Л.
С целью выяснения тератогенного воздействия алкоголизма родителей на умственное развитие их потомков обследовано 72 ребенка, рожденных родителями, страдающими алкоголизмом.
Читать PDF
105.83 кб

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью

Мачильская Анастасия Петровна
В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью.
Читать PDF
113.25 кб

Нравственные представления детей с умственной отсталостью

Фатихова Л.Ф.
В статье рассматривается проблема развития такого компонента социальнонравственного развития личности ребенка с умственной отсталостью, как нравственные представления, проводится сравнение уровня и особенностей развития нравственн
Читать PDF
224.27 кб

Реабилитация детей с умственной отсталостью методом иппотерапии

Ловыгина Оксана Николаевна, Рахманский Владимир Леонидович, Величко Е. Н., Новоявчев А. А.
Читать PDF
22.46 мб

Безопасность лекарственной терапии детей с умственной отсталостью

Кирилочев О.О.
Читать PDF
145.11 кб

Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью

Шнайдер Надежда Александровна
Приводятся результаты анализа данных экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью.
Читать PDF
117.41 кб

Методологические проблемы обучения людей с умственной отсталостью

Володина И. С., Антипова И. Г.
Рассматривается необходимость методологического исследования в психологии обучения людей с умственной отсталостью. Показана возможность пересмотра содержания обучения людей с умственной отсталостью.
Читать PDF
428.80 кб

Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью

Агранович З.Е.
Читать PDF
16.75 мб

Алгоритм диагностики Х-сцепленных форм умственной отсталости у детей

Воинова Виктория Юрьевна, Ворсанова Светлана Григорьевна, Юров Юрий Борисович, Юров Иван Юрьевич
Х-сцепленная умственная отсталость клинически и генетически гетерогенная группа наследственных заболеваний, обусловленных мутациями, локализованными на хромосоме Х, приводящими к нарушению интеллектуального развития.
Читать PDF
102.79 кб

Исследование эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью

Демина В.Э.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью, а также в связи с тем, что данная проблема была недостаточно разработана.

Похожие термины:

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, ЛЕГКАЯ

    (F70) [mild] При легкой умственной отсталости обнаруживаются некоторые затруднения при обучении в школе; повзрослев, многие из этой группы будут способны работать, устанавливать и поддерживать социал
  • Сильная умственная отсталость

    См. умственная отсталость, сильная.
  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ

    умственная отсталость с уровнем IQ 20-34. У таких субъектов обычно имеют место нарушения чувствительного и двигательного развития, и они осваивают лишь рудименты речи. С трудом поддаются обучению эл
  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ

    См. умственная отсталость, глубокая.
  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ

    См умственная отсталость, Умеренная.
  • ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

    термин, принятый в международной классификации психических заболеваний для обозначения состояния между нормальным психическим развитием и легкой дебильностью. Диагностика П. у. о. основывается
  • Умственная отсталость неуточненная

    Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий. Следует отметить: Эта рубрика используется также и в том с
  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

    умственная отсталость, соответствующая уровню IQ 50-70. Субъекты с этим уровнем субнормальности способны научиться и обычно приобретают достаточные инструментальные и профессиональные навыки, поз
  • Недифференцированная умственная отсталость

    семейные формы умственного недоразвития, чаще всего относительного неглубокого (выраженная и легкая степени дебильности). Предполагается полигенный тип наследования этой патологии.