УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений - посылок.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
Умозаключение
1. логический вывод, составленный на основании предварительных суждений (посылок); 2. познавательный процесс, который приводит к такому выводу.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
процесс мышления, основанный на определенной логике доказательства. У.-также вывод, который делается по определенной логике из совокупности имеющихся фактов. См. мышление (формы, умозаключения).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
специфический вид мышления как сопоставление ряда суждений («суждение о суждениях»). У. как мыслительное действие начинается осознанием задачи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Умозаключение
высшая форма мышления, суть которой заключается в формировании новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. У. опирается на понятия и суждения и чаще всего используется при теоретическом мышлении.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Умозаключение
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Установление связи между какими-либо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного поля.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Логическое суждение, сделанное скорее на основе модели доказательства, предварительно составленных суждений, предшествующих заключений и т.п., чем на основе прямого наблюдения. 2. Познавательный процесс, который приводит к такому суждению.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
одна из логических форм мышления (=> понятие; суждение), характерная выводом на базе правил логических заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).
Реализуется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из-под влияния поля перцептивного.
В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития мышления умозаключающего (дискурсивного) и формы его нарушения (искажения). Пример исследований мышления умозаключающего в психологии - исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Умозаключение
Звено в системе развития мыслительного процесса. Конечный этап - после анализа, синтеза и абстракции. Термин, используемый в психологии: мыслительная деятельность, посредством которой из двух или нескольких суждений приходят к новому суждению, представляющему собой вывод, вытекающий из них. Определяется также результат сопоставления двух или нескольких суждений по данному вопросу. При психических заболеваниях часто наблюдаются отклонения в правильности умозаключений. Чаще всего это имеет место при расстройствах в мыслительном процессе - шизофрения, деменция, олигофрения и др.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Умозаключение
одна из логических форм мышления (см. также Понятие). Умозаключение характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок). В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия развития умозаключающего (дискурсивного) мышления и формы его нарушения (искажения). Примером исследований умозаключающего мышления в психологии может быть исследование доверия к посылкам силлогизма и следствиям из них. Умственное действие (см. Умственные действия) на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма логического мышления, действие, в результате которого из одного или нескольких суждений получается новое, содержащее новое знание. Исходные суждения являются посылками. У. является формой опосредованного познания действительности. У. выводится из суждений, логически связанных. Их объекты - взаимозависимые явления и предметы объективного мира. Суждения и умозаключения образуют логическую фигуру - силлогизм. У. дедуктивные характеризуются получением частных выводов из общих посылок, индуктивные - получением общих выводов из частных посылок. В психопатологии наиболее явственно мы сталкиваемся с искажением У. при паралогическом мышлении (см.).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
англ. conclusion) - общезначимая словесная форма, благодаря которой косвенным путем, а не на основе наблюдений м. б. выделены и обозначены предметы и их отношения. Необходимое условие правильности всякого У. - выполнение требования: если основания, посылки данного У. истинны, то должно быть истинно и заключение. Выполнение этого требования достигается построением У. соответственно логическим законам и правилам. На основе У. человек получает новые представления в категориях наличного бытия о более или менее общих свойствах предметов в зависимости от формы У (индуктивное, дедуктивное). У. как форма получения знания возможно потому, что классы воспринимаемых предметов и сами способы перцептивной деятельности получают устойчивые словесные наименования, которые становятся средством организации деятельности наблюдателя. Для проверки правильности У. достаточно внимательно изучить предмет, сравнить представление с фактом, с общим в фактах. Однако для того чтобы определить, принадлежит ли это общее (или частное) вещам с необходимостью, заложенной в их природе, или не принадлежит, требуется не пассивное созерцание, а практическая деятельность, активно изменяющая вещь. См. Эвристика, Энтимемы.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
одна из форм-матриц дискурсивно-логико-понятийного мышления, кот. модальноизируется-характеризуются-дефиницируются выводом-резюме на базисе максим-правил логики заключения, следствия; ассерторично-верификационных построений, связанных со следствием, обобщением, исходя из нескольких суждений-посылок-предположений; тектоника самого У. предполагает логические законы, максимы, принципы, правила, кот. заключаются в следующем—если посылки-основания-суждения достоверны-истины, то т.о. и должно быть истинно-достоверным и резюме-обобщение-заключение-вывод-королларий; матрицы У., как формы-кондиции усвоения-приобретения знаний всегда возможны-потенциальны, ввиду того, что классы-кластеры-субкластеры-субклассы предметов, кот. выделяются чувственно-эмотивно-рефлексивно-мотивационной сферой и сами модусы-приемы могут дефиницироваться-эксплицироваться как вербально-словесные термины-понятия-индексы и т.о., быть-существовать как средства морфологизации-конституирования-организации деятельности чувственно-эмотивно или же ментально-рефлексивно-мотивационной сферы; конституирование-тектонизация, к примеру, чувственно-эмотивно-мотивационной сферы осуществляется-происходит с задействованием вербально-лингвистических моделей-знаков-структур и предметных парадигм, кои могут базироваться-фундироваться на мультипредставлениях субъекта, его дискурслогических целепроекциях, о целях -задачах-проектах собственной деятельности, активности.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
общезначимая словесная форма, благодаря которой косвенным путем, а не на основе наблюдений могут быть выделены и обозначены предметы и их отношения. Необходимым условием правильности всякого У. является выполнение требования: если основания, посылки У. истинны, то должно быть истинным и заключение. Выполнение этого требования достигается построением У. соответственно логическим законам и правилам. На основе У. человек получает новые представления в категориях наличного бытия о более общих или менее общих свойствах предметов в зависимости от формы У. (индуктивные, дедуктивное). У. как форма получения знания возможно потому, что классы предметов, выявляемые органами чувств, и сами способы перцептивной деятельности получают устойчивые словесные наименования, которые становятся средством организации деятельности органов чувств. Организация перцептивной деятельности происходит с помощью речи и вещественных эталонов, применение которых позволяет опираться на представления о предметах труда не только в процессе труда, но и в общении — переработка представлений может стать самостоятельным видом деятельности. Для проверки правильности У. достаточно внимательно изучить предмет, сравнить представленное с фактом, с общим в фактах. Однако для того чтобы определить, принадлежит ли это общее (или частное) к вещам с необходимостью, заложенной в их природе, или не принадлежит, требуется не пассивное созерцание, а практическая деятельность, активно изменяющая вещь. Частным случаем У. является силлогизм. Решение задач такого типа часто встречается в деятельности операторов управляющего типа, у которых большой удельный вес занимают задачи, связанные с принятием решения.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г