УМАНСКИЙ Лев Ильич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УМАНСКИЙ ЛЕВ ИЛЬИЧ
(1921—1983)-психолог, специалист в области социальной, возрастной и педагогической психологии. Главные темы исследований: психология организаторской деятельности, взаимоотношения и взаимодействия в малых группах. Создатель психологической теории коллектива, получившей название параметрометрическая концепция коллектива. Основал свою психологическую школу в Курске и Костроме.
Соч.:Психология организаторской деятельности. Курск, 1969; Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. См. коллектива концепция параметрометрическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

УМАНСКИЙ Лев Ильич

(1921—1983) — российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1969), профессор (1969). Закончил Курский государственный педагогический ин-т (КГПИ). В 1955 г. защитил канд. дис. и начал заниматься проблемами психологии организаторской деятельности и организаторских способностей. Результаты исследований были обобщены в докт. дис: Психология организаторских способностей, защищенной в 1969 г. До 1973 г. У. заведовал кафедрой психологии КГПИ, а затем Костромского Государственного пединститута (1973— 1983). Область научных интересов У. охватывала возрастную и педагогическую психологию, социальную психологию групп, психологию лидерства. Исследовал психологию ребенка, выделяя как общие особенности возрастного развития, так и их индивидуально-типологические проявления. Разрабатывал проблемы организаторской деятельности и организаторских способностей. Изучал социально-психологические проблемы первичных коллективов. Предложил параметромет-рическую концепцию коллектива, направленную на выделение и описание социально-психологической структуры коллектива. Значимые параметры коллектива объединяются, согласно этой концепции, в несколько блоков: общественная подструктура (направленность, организованность, подготовленность), личностная подструктура (интеллектуальная коммуникативность, эмоциональная коммуникативность, волевая коммуникативность), социально-психологические общие качества (эмоциональный микроклимат, референтность, сплоченность, различные виды активности во взаимодействии личности и группы) и социальная ценность и содержание деятельности . Представленность и характер проявления указанных параметров определяет соответствующий уровень и поэтапное развитие группы как коллектива, особенности организации интраколлек-тивных и интерколлективных отношений. Помимо изучения психологии лидерства, У. решал практические задачи подготовки лидеров молодежных коллективов. Автор книг: Организаторские способности и их развитие, 1967; Психология и педагогика работы комсорга/в соавт., 1972, 1975; Психология организаторской деятельности школьников, 1980. СВ. Ильина, В. А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005