Удивление

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Удивление
интеллектуально-эмоциональное состояние от встречи с чем-то странным, неожиданным.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

УДИВЛЕНИЕ
чувство, входящее в структуру любознательности и являющееся мотивом познавательной деятельности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Удивление
surpise) – кратковременная реакция на внезапное, неожиданное событие. При этом существовавшая до того активность резко обрывается («разум очищается от мыслей»).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Удивление
затруднение, при котором сложно понять, что это за фигня, откуда она тут взялась и что, вообще, происходит. При этом затруднение не сопровождается переживанием опасности.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

УДИВЛЕНИЕ
интеллектуальная эмоция или чувство в зависимости от уровня вовлеченности в их возникновение и протекание личностных структур. Эмоция У. вызывается новизной, необычностью чего-то. Чувство У. – результат восприятия, познания, понимания интересного явления, предмета, неожиданного открытия в них ранее неизвестного для себя. У. проявляется в процессе умственной деятельности, является предпосылкой и мотивом познания действительности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

УДИВЛЕНИЕ
ЗДЗІЎЛЕННЕ / SURPRISE– интеллектуальная эмоция или чувство в зависимости от уровня вовлеченности в их возникновение и протекание личностных структур. Эмоция У. вызывается новизной, необычностью чего-то. Чувство У.– результат восприятия, познания, понимания интересного явления, предмета, неожиданного открытия в них ранее неизвестного для себя. У. проявляется в процессе умственной деятельности, является предпосылкой и мотивом познания действительности. И. А. Васильев выделяет три стадии возникновения и развития У.: 1) недоумение, возникающее в случае, когда противоречие между имеющимся опытом и данным явлением, с которым столкнулся субъект, осознано смутно, слабо; 2) У., являющееся следствием осознания несовместимости данного явления с имеющимся опытом; 3) изумление, возникающее вследствие получения результатов, противоположных ожидаемым, прогнозируемым на основании имеющегося опыта.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Удивление
особое, интенсивное состояние, своеобразный эмоционально–когнитивный паттерн (интерес + увлеченность + радость + образ в форме туманной, с неопределенными границами целостности + познавательный рефлекс («А что это?») + мотив–побуждение к дальнейшему исследованию + гипотезы + скрытый смысл за пределами видимого — «невероятное»). В отличие от интереса, переживание которого может быть устойчивым и долгосрочным, У. — эмоция кратковременная. С. С. Томкинс назвал удивление «эмоцией, очищающей каналы». У. возникает в момент встречи с неизвестным. Его следствие — энергетический подъем, комплекс чувств, мысль и воображение. Работа мысли и чувств придает неизвестному значение ценности, смысл и «роль» в подготовке и осуществлении продуктивного действия. Способность удивляться связано с такой креативной характеристикой личности как «комплекс детскости» (В. С. Ротенберг, К. С. Станиславский, К. Роджерс и др.). (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Удивление
психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Возможное проявление – вытаращенные глаза (ср. глядеть во все глаза, делать большие глаза, пялить глаза), поднятые брови, открытый рот. Знак добродушного удивления – хлопнуть себя по бедрам обеими руками, с междометным возгласом.
Радость ширит лицо, удивленье пялит вдоль (Словарь Даля).
Удивленью мера: рта не разевай (там же).
Удивление может быть приятным и неприятным.
Он прибавил, что я, по его мнению, совсем порвал с Манон, но что его все-таки удивляет отсутствие от меня известий в течение целой недели (А. Прево, Манон Леско).
Дивится парень на девичью косу… (П. Бажов, Малахитовая шкатулка).
Ср. выражение Ничему не удивляйся.
Нам следовало бы удивляться только нашей способности чему-нибудь еще удивляться (Ларошфуко).
Ср. изумление.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Удивление
surprise) У. - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Ее физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения. У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние "сброса", при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей. У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием - рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле - это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности. Удивление - первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У. Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде - комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У. У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей. Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки - неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или "сверхобусловливания", при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током). Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя. Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials [ERPs]) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ. Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки. Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности - необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции: Неприятность и несогласованность - 0,89 Удивление и изменение несогласованности - 0,86 Удивление и неприятность - 0,83 Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным. Юмор. З. Фрейд проводил различие между "тенденциозным" и "безобидным" остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных "безобидному" остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У. Роль несоответствия и У. в "безобидных", или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) "установки", в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) "кульминационного пункта", когда внезапно вводится несоответствие; в) "соли", или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз - в процессе развязки. Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в "безобидном", или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., - свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия. См. также Эмоции, Чувство юмора Р. Уиллис

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
406.82 кб

Удивление как предмет социально-психологического исследования

Кутковой Николай Алексеевич
В статье проводится теоретический анализ эмоции удивления с позиции социальной психологии. Удивление представляет собой эмоцию, возникающую в ответ на неожиданное событие.
Читать PDF
634.47 кб

Метод Илизарова в пятидесятые годы (1955-1959): удивление, непонимание, возражения ученых-медиков

Смирнова И. Л., Салдина Л. Г.
Мы продолжаем освещать историю развития метода Илизарова. Начало было опубликовано в 2002 году в журнале "Гений ортопедии" № 3. В нашем исследовании мы проанализировали труды академика Г.А.
Читать PDF
361.56 кб

Удивление, вопрошание и освобождение от естественных установок как элементы философствования

Карнаухова М. А.
Читать PDF
172.41 кб

2004. 01. 013. Олсон Э. Поддерживающие свидетельские показания, вероятность и удивление. Olsson E. J

Маркелов В. В., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
241.22 кб

Инновационные технологии в кардиологии: от удивления к привычке или забвению

Гиляревский Сергей Руджерович, Голшмид Мария Владимировна, Кузьмина Ирина Михайловна
Рассматривается изменение «статуса» инновационных технологий в зависимости от полученных доказательств.
Читать PDF
589.37 кб

Познание начинается с удивления

Гаршина Татьяна Геннадиевна, Борщева Наталья Викторовна
В статье анализируются проблемы повышения результативности обучения и воспитания младших школьников, формы и методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса и повышению самостоятельности учащихся в учебном процес
Читать PDF
214.08 кб

Формы философского удивления: Гуссерль и Витгенштейн о самопонятном

Чернавин Георгий
В этой статье ставится вопрос о возможном общефилософском опыте, более фундаментальном, чем привычное разделение на школы или традиции философствования.

Похожие термины:

  • Парадигма удивления

    surprise paradigm). Метод исследования, используемый для проверки памяти и ожиданий младенцев. Сами младенцы не могут сообщить нам, что они помнят и чего ожидают, но если их ожидания нарушаются, они реагиру
  • ШКОЛА РАДОСТНОГО УДИВЛЕНИЯ

    система целенаправленных организационно-методических мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие личности школьников на основе использования положительных эмоций от постижения красоты