Учебные методы УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ

Учебные потоки

Найдено 1 определение:

Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям)

academic ability grouping) Практика объединения уч-ся в рамках класса или предметной области в подгруппы в соответствии со способностями возникла в 1920-х гг. и с тех пор носит название "разбиение на группы по способностям" (ability grouping). Распространению этой практики во многом способствовали разработки в тестировании интеллекта и повсеместное использование тестов способностей. Преимущества и недостатки разбиения на группы по способностям со времени своего возникновения являлись предметом многочисленных дискуссий. К 1926 г. почти 90% начальных школ в крупных городах с населением свыше 100 тыс жителей использовали ту или иную форму разбиения на группы по способностям. В конце 1930-х гг. защитники педоцентризма (progressive education) начали выражать свои протесты против использования этой "позорной" практики, что привело к ее временному сокращению на период от начала 1940-х гг. до середины 1950-х гг. Однако, начиная с этого времени наблюдался новый рост в использовании разбиения учеников на группы по способностям. Наиболее исчерпывающее изучение этого вопроса было проведено специальной комиссией, организованной и финансируемой Федеральным управлением просвещения (U.S. Office of Education) в 1969 г., к-рая осуществила обзор научных исслед., опубликованных за период с 1920 г. по 1970 г., а также результатов опросов. Среди установленных фактов и выводов комиссии были следующие: 1. Согласно данным двух опросов, проведенных в конце 1960-х гг. и начале 1970-х гг., приблизительно 77% школьных округов страны использовали ту или иную форму разбиения учеников на группы по способностям; более того, многие респонденты выражали намерение и далее расширять эту практику. 2. Использование разбиения на группы по способностям положительно коррелировало с размерами школьного округа и возрастом уч-ся, и широко одобрялось учителями и администрацией. 3. Лишь около 37% учителей выражали предпочтение обучать группы детей с низкими способностями в сравнении с группами детей со средними и высокими способностями или со смешанными группами. 4. Среди групп учеников с высокими способностями преобладали группы с высоким социоэкономическим статусом и группы белых детей. 5. Некоторые научные исслед. представили свидетельства роста школьной успеваемости у уч-ся с высокими способностями, последовавшего за их объединением в группы, однако лишь немногие исследование показали сходные тенденции в отношении групп со средними и низкими способностями. 6. Разбиение учеников на группы по способностям способствовало повышению самооценки (self-concept) тех, кто попал в группы с высокими способностями, и снижению самооценки тех, кто был определен в группы с низкими способностями. Кроме того, дефициты, связанные с низкой оценкой себя, наиболее заметно проявлялись у уч-ся с низким социоэкономическим статусом и в группах меньшинств. Специальная комиссия рекомендовала разработку альтернатив разбиения на группы по способностям. Однако к моменту публикации этого заключительного отчета, финансируемые государством научно-исследовательские центры уже занимались планированием, разработкой и исслед. именно таких альтернатив. Без сомнения, цели пошагового, программированного и индивидуализированного обучения в соответствии со способностями и уровнем достижений уч-ся будут всегда рассматриваться как наиболее психологически и педагогически оправданные. Методы, к-рыми достигаются эти цели, и соц., когнитивные и психол. результаты применения таких методов, предоставляют исследователям и преподавателям обширное поле деятельности. Однако, индивидуализированное обучение медленно замещает собой практику разбиения на группы по способностям. Темпы, с к-рыми будет происходить такое замещение в последующие годы, будут зависеть от способности исследователей и разработчиков учебных программ идентифицировать эффективные, рациональные и экономичные процессы и продукты для индивидуализированного обучения. Внедрение таких программ оказалось непростой задачей, а конечные результаты - далекими от желаемых. Как представляется сегодня, индивидуализированное обучение недооценивает потребность во взаимодействии и потенциал взаимодействия между уч-ся. Исключение соц. аспектов учения может оказываться столь же неудовлетворительным, как и разбиение уч-ся на группы по способностям. См. также Успеваемость и учебные потоки М. М. Клиффорд
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Состояние вовлеченности в поток и внутренняя мотивация как детерминанты успешности создания виртуаль

Водяха Сергей Анатольевич, Водяха Юлия Евгеньевна
Анализируются основы мотивационного подхода к организации виртуальной образовательной среды. Мотивационный поток рассматривается как специфическое состояние личности. Выявлен ряд закономерностей удовлетворения базовых потребностей современных студентов посредством вовлечения их в виртуальное пространство.
Скачать PDF

Влияние на безопасность движения уровня формализации информационного потока в эргатических системах

Горбачев Сергей Викторович, Глемба Константин Вячеславович
В статье выявлено преобладающее влияние ошибок водителей на количество дорожно8транс8 портных происшествий. Показано, что с постоянным ростом информационного потока возника8 ет проблема в функционировании эргатической системы управления, где человек является ко8 ординирующим звеном. Выявлено влияние усиления формализации циркулирующей информа8 ции на повышение безопасности дорожного движения. Показана необходимость совершенство8 вания профессионального отбора водителей по психофизиологическим признакам.
Скачать PDF

Изменение эмоционального отношения к деньгам у студентов в экономической игре «Денежный поток»

Семёнов Михаил Юрьевич
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния участия в экономической игре на социальные монетарные установки студентов. Экономическая игра «Денежный поток» оказывает разнонаправленное влияние на эмоциональное отношение к деньгам в ситуации, когда мало денег, и усиливает негативную оценку ситуации большого количества денег.
Скачать PDF

Формирование толерантности в условиях влияния информационных потоков на личность

Климова Юлия Александровна
В статье описана проблема формирования толерантности как психологического феномена с позиции влияния на личность различных информационных потоков,
Скачать PDF

Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр

Ван Ш., Войскунский А.Е., Митина О.В., Карпухина А.И.
Представленная работа посвящена изучению отношения между переживанием опыта потока (одним из основных феноменов, описанных в позитивной психологии) в ходе компьютерной игры и интернет-зависимостью. В ходе теоретического анализа показано, что хотя интернет-зависимость и опыт потока отчасти сходны во внешних проявлениях, так как оба феномена относятся к повторению поведения, но психологический смысл этих явлений различен. При рассмотрении интернет-зависимости показано, что, помимо психологических характеристик, большое значение имеют принятые в обществе социальные нормы. При анализе опыта потока отмечается его связь с параметрами субъективности и личного выбора. В эмпирическом исследовании с участием 1574 игроков в компьютерные игры, проживающих в Китае, показано, что опыт потока в ходе компьютерной игры и интернет-зависимость не связаны друг с другом прямо: важную промежуточную роль играют принятые в обществе нормы, возраст, пол, а также особенности внутренней мотивации игрока.
Скачать PDF

Поток и жизнестойкость в организации

Климов Алексей Александрович
В статье рассматриваются исследования по тематике эффекта потока и жизнестойкости применительно к организационной психологии. Жизнестойкость на организационном уровне требует доверия, а поток контроля. Рассматривается та роль, которую жизнестойкость может сыграть в ситуации совладания с трудностями, а поток при необходимости оптимизировать деятельность сотрудников. Подчеркивается важность изучения этих феноменов в рамках организационной психологии.
Скачать PDF

Оценка влияния творческих процессов на энергоинформационные потоки человека

Дульнев Геннадий Николаевич, Стражмейстер Инна Борисовна
Показана возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека.
Скачать PDF

Специфика восприятия структуры сенсорного потока испытуемыми с различной группой здоровья

Николаева Елена Ивановна, Ельникова Оксана Евгеньевна
Целью исследования стало изучение эффективности анализа сенсорного потока, уровня интернальности и самооценки здоровья испытуемыми трёх групп здоровья: здоровых людей (первая группа, 15 чел.), людей, впервые переживших симптомы серьёзного заболевания (вторая группа, 23 чел.), и испытуемых, имеющих поставленный диагноз в отношении серьёзного хронического заболевания (третья группа, 30 чел.). Деление испытуемых на группы происходило на основании медицинских карт. Средний возраст испытуемых -26,0 ± 11,1 лет. Были использованы методики: методика оценки качества жизни («SF-36 Health Status Survey»); опросник САН, симптоматический опросник SCL-90-R, опросник диагностики совладающего (копинг) поведения (Крюкова, 2001). Оценка параметров простой и сложной сенсомоторной реакции производилась с помощью оригинальной программы РеБОС. Особенностью программы является то, что в трёх сериях (тренировочной, простой и сложной сенсомоторных реакциях) потоки сигналов во второй половине задания повторяли потоки сигналов в первой. Испытуемым не сообщалось об этом, но в процессе выполнения задания они могли неосознанно, интуитивно отразить указанный принцип («обучаются»), что оказывало влияние на характер выполнения заданий во второй половине. Были проведены качественный, факторный и регрессионный анализ данных с помощью программы SPSS (21-я версия). Итогом исследования стало: здоровые испытуемые быстрее и качественнее «обучаются», лучше других выполняют простую и сложную сенсомо-торную реакции. Однако они «догадываются» о том, что структура второй части сенсорного потока повторяет первую лишь в обучающей серии. Испытуемые, не имеющие диагноза, поставленного врачом, но уже пережившие те или иные симптомы хронического заболевания, имеют самый высокий уровень тревожности и самый низкий уровень настроения и самооценки здоровья, большая их часть не способна «предсказать» структуру потока сенсорного сигнала. Испытуемые с хроническим заболеванием имеют самые высокие значения общей интернальности и интернальности в сфере здоровья, самые высокие оценки настроения. Они делают больше ошибок и пропусков во всех типах сенсомоторных реакции. Но большинство этих испытуемых в сложной сенсомоторной реакции способны обнаружить повтор во второй части сенсорного потока первой части.
Скачать PDF

Психологические особенности развития правосознания студентов высших учебных заведений в условиях ада

Фаттахова Г. Р.
В статье рассматривается развитие правосознания как один из продуктивных источников формирования адаптации студентов к учебному процессу. На основании проведенных исследований выявлена взаимосвязь меяоду позитивным отношением студентов к изучению и соблюдению законов и, как следствие, социальной организованности их поведения и их более быстрой адаптацией.
Скачать PDF

Особенности внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений

Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Жаркова Оксана Станиславовна
Рассматриваются вопросы внутриличностного конфликта у женщин, вызванного конкуренцией традиционных ценностей (альтруизм, семья, дети) и ценностей капиталистического (постиндустриального) общества (индивидуализм, карьера, высокий уровень доходов). Приводятся результаты самостоятельных исследований, направленных на изучение особенностей внутриличностного конфликта студенток высших учебных заведений. Полученные данные позволяют повысить эффективность организации психологической помощи данному контингенту.
Скачать PDF

Методические основы обучения слушателей и курсантов высших военных учебных заведений организации и п

Моисеев А. Р.
В статье излагаются методические основы преподавания слушателям и курсантам военных вузов морально-психологического обеспечения деятельности войск, раскрывается механизм реализации его основных положений в учебном процессе, анализируются пути повышения его эффективности.Methodological bases of students and cadets' training in high military academy in providing psychological support of military forces activities are shown. Mechanism of key provisions application in educational process is revealed; and means of its efficiency improvement are analyzed.
Скачать PDF

Личностные и гендерные особенности студентов медицинских учебных заведений

Толстолес Екатерина Сергеевна, Шелехов Игорь Львович, Берестнева Ольга Григорьевна
Обсуждаются вопросы, связанные с личностными и гендерными особенностями студентов медицинских учебных заведений. Проведенное авторами исследование показало, что гендерная идентичность (с характерными индивидуальными особенностями) проявляется в конструировании будущего профессионального образа. Полученные данные позволяют оптимизировать образовательный процесс и повысить мотивацию к обучению у студентов средних и высших медицинских учебных заведений.
Скачать PDF