Учебные методы

Найдено 1 определение
Учебные методы
study methods) На протяжении длительного времени главными методами учения за пределами классных/аудиторных занятий являлись приготовление уроков, др. заданные и контролируемые учителем виды учебной работы, и самостоятельная работа по специальным проектам. Обязательная учебная деятельность, как правило, включает чтение и запоминание прочитанного материала, выполнение упражнений с целью овладения специфическими навыками, и подготовку и представление материалов для последующей оценки учителем. В дополнение к учебникам, уч-ся часто используют библиотечные ресурсы для извлечения информ. специального характера из печатных справочных материалов или аудиовизуальных источников. Учеба по большей части предполагает работу в одиночку, однако уч-ся часто объединяются с целью прояснения характера предстоящей работы и планирования ее выполнения, получения обратной связи или помощи в отношении заданного материала, проверки выполненных домашних заданий или проверки знаний накануне предстоящего экзамена. Учеба всегда предполагала широкое разнообразие видов и форм деятельности. Появление новых образовательных технологий, опирающихся на обучение с использованием телевидения и компьютеров, вероятно, приведет к изменениям в этих традиционно существующих подходах к учению. Наблюдатели отмечают значительные вариации в традиционно используемых уч-ся учебных методах. Время и место учебной работы, физ. условия учебной среды и использование специализированной учебной техники - вот только некоторые из многих наблюдаемых факторов изменения учения. Несмотря на отсутствие видимой согласованности, для оказания помощи уч-ся в улучшении учебных навыков опубликовано большое количество практ. руководств, пособий и тестов. Мн. школы и колледжи специально обучают школьников и студентов навыкам учебной работы. Робинсон, автор метода чтения учебников, предложил подход SQ3R, опираясь на свои длительные исслед. проблем, с к-рыми сталкиваются при чтении слабые, средние и сильные уч-ся. Этот У. м. (в том или ином варианте) впоследствии вошел в большинство опубликованных практ. руководств. Метод SQ3R предполагает реализацию пяти последовательных шагов: 1. Просмотри (Survey) содержание данной главы. 2. Преобразуй заголовки ее разделов в вопросы (Questions), на к-рые следует ответить в процессе дальнейшего чтения. 3. Прочти (Read) активно, подчеркивая ключевые фразы и выделяя основное содержание. 4. Перескажи (Recite) самому себе осн. содержание своими собственными словами для проверки усвоения материала. 5. Периодически повторяй прочитанный материал (Review), чтобы гарантировать его сохранение и освежить свою память. Пок разработал пятишаговую Корнельскую систему конспектирования лекционного материала, опирающуюся на данные обширных испытаний и экспериментов в области теории научения. Она состоит из следующих шагов: 1. В течение лекции запиши как можно больше существенных фактов и идей в основном разделе (main column) конспекта. 2. После лекции, сведи эти идеи и факты в ключевые слова и фразы, перечислив их в разделе воспроизведения (recall column). 3. Закрой основной раздел и перескажи эти основные факты и идеи самому себе, используя ключевые фразы, содержащиеся в колонке воспроизведения. 4. Осмысли этот материал и запиши свои собственные идеи и мнения в отдельно организованном резюме. 5. Периодически бегло просматривай свои записи, чтобы гарантировать запоминание данного материала. Браун и Хольцман использовали прямое наблюдение, интервью и опросники для разработки Обзора учебных навыков и аттитюдов (Survey of study habits and attitudes, SSHA). Применение SSHA помогает формулировать конкретные рекомендации по формированию эффективных учебных навыков и аттитюдов. Несмотря на множество опубликованных практ. руководств и перечней учебных навыков, существуют значительные разногласия в представлении о том, что представляют собой "хорошие" учебные навыки. Некоторые исследователи обратились к изучению мотивационных факторов. В результате обширного обзора существующей литературы в области практ. руководств Браун пришел к выводу о том, что аттитюдные и мотивационные характеристики обладают потенциально большим значением в сравнении с чисто механическими процедурами учения. Наиболее важным яв-ся то, что мотивирует уч-ся усваивать или не усваивать и использовать или не использовать методы эффективной учебной работы. Большинство курсов обучения учебным навыкам включают следующие разделы: эффективное использование времени; формирование навыков концентрации внимания; орг-ция области изучения; чтение и пометки в учебниках; беглый просмотр разделов; резюмирование; структурирование и краткое изложение материала; улучшение запоминания; составление словарей; ведение конспектов лекций; ведение конспектов прочитанного материала; формулировка основных целей; поиск информ. в библиотеке; написание классных сочинений; написание рефератов; изучение математического материала; изучение научного материала; подготовка лабораторных отчетов; подготовка и проведение устных докладов; подготовка к сдаче экзаменов; снижение тестовой тревожности; работа с объективными тестами; написание экзаменационных эссе; и работа с проблемными тестами. Быстрое расширение образовательных возможностей для экономически непривилегированных слоев населения, получившее импульс в начале 1960-х гг., привело к притоку в вузы большого числа нетрадиционных студентов, к-рые оказались сравнительно слабо подготовленными к академическим требованиям высшего образования. В отсутствие эффективной помощи в приобретении необходимых учебных навыков, эти студенты столкнулись с тем, что открывшаяся дверь в мир образовательных возможностей грозит быстро превратиться во вращающуюся дверь, выталкивающую в академическое небытие. Проблемы, вызванные низким уровнем их академической подготовки, послужили причиной создания специализированных учебных центров с программами, предназначенными для оказания помощи этим студентам в приобретении необходимых для достижения академического успеха учебных навыков. С самого начала своего возникновения, идея создания в колледжах центров по оказанию учебной помощи (learning assistance center), к-рые бы обеспечивали широкий спектр услуг для всех студентов, получила всеобщее признание. В финансовом отношении, однако, это движение ведет борьбу за полное административное признание и поддержку. В будущем, разработка и внедрение новых образовательных технологий, включ. системы компьютерного обучения, должны еще больше усилить роль и расширить спектр программ оказания учебной помощи в системе школьного и высшего образования. См. также Низкие учебные достижения, Подходы к учению, Школьное обучение У. Ф. Браун

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.56 кб

Организация учебно-методической работы

Бурцева Е.
Читать PDF
2.81 мб

Пленум учебно-методического объединения

Читать PDF
1.08 мб

Учебно-методический комплекс «ПервоЛого»

Мамонтов Александр Николаевич, Лыскова Вероника Юрьевна
В статье содержатся исторические сведения по развитию педагогических идей среды Лого, методические особенности среды ПервоЛого.
Читать PDF
317.10 кб

Игровые методы проведения учебных занятий

Образцов П. И., Уман А. И.
Obraztsov P.I., Uman A.I. Gaming techniques of conducting educational lessons.
Читать PDF
146.42 кб

Учебно-методический комплекс «Информатика»

Дроков С. Н., Самохвалов А. В.
Читать PDF
427.48 кб

Учебно-методический комплекс «Базы данных»

Рыжова Н. А.
Настоящая статья посвящена вопросам разработки учебно-методических комплексов.
Читать PDF
139.02 кб

Об учебно-методическом комплексе дисциплины

Егорова Екатерина Борисовна
Читать PDF
380.27 кб

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг»

Черных И. И.
В данной статье рассматриваются общие вопросы создания учебно-методических комплексов.
Читать PDF
353.91 кб

Методические подходы к учебному книгоизданию

Безумнова И.К.
Читать PDF
241.92 кб

Методика проектирования учебных квалитаксонов

Любимова Ольга Вячеславовна
Под учебным квалитаксоном в работе понимается модуль дисциплины, изучаемый в рамках определенной таксономической модели обучения, и классификатор знаний и способностей.
Читать PDF
437.11 кб

Кластерный метод формирования учебных модулей

Кадацкая Мария Станиславовна
В статье рассматривается решение задачи формирования библиотеки модулей вуза.
Читать PDF
285.69 кб

Учебно-методический комплекс кафедры по химии

Стась Николай Фёдорович
Обосновано разделение понятий учебного комплекта для студентов отдельного направления и учебно-методического комплекса кафедры. Рассмотрено содержание имеющихся комплексов по химии.
Читать PDF
208.71 кб

Электронное учебное пособие «Метод координат»

Кряквина Лилия Низамитдиновна
Электронное учебное пособие, созданное с помощью FrontPage, Power Point из пакета Microsoft Office, предназначено для использования на уроках геометрии в 9 классе.
Читать PDF
146.22 кб

Опорный метод оценки трудности учебных заданий

Котлярова Елена Анатольевна
Цель исследования разработка опорного метода оценки трудности учебных заданий. Известно, что методическое обеспечение образовательного процесса должно включать учебные задания с различными уровнями трудностями.
Читать PDF
196.07 кб

Учебная задача как объект методики преподавания

Тулькибаева Надежда Николаевна, Бухарова Галина Дмитриевна
Статья посвящена проблеме использования задач в современном образовательном процессе. Процесс решения задач рассматривается как вид интеллектуальной деятельности, с помощью которого осваивается предметная действительность.