УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВУЧЭБНАЕ СУПРАЦОЎНІЦТВА / EDUCATIONAL COLLABORATION– это многостороннее взаимодействие учителя с учащимися, а также учеников внутри учебной группы. У. с. характеризует наивысший уровень согласованности позиций в деятельности на основе субъект-субъектных отношений его участников (В. К. Дьяченко). Для характеристики У. с. исследователи используют такие понятия, как «групповая работа» (Х. Й. Лийметс, И. З. Первин), «совместная учебная деятельность» (В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Т. А. Матис), «совместно-распределенная учебная деятельность» (В. К. Дьяченко). Технология У. с., предложенная Д. Джонсоном и Р. Джонсоном, получила название «learning together» (учимся вместе). В этом варианте У. с. класс делится на подгруппы по 3–4 человека, каждая из которых получает свое задание. Оно является частью темы, над которой работает весь класс. В процессе работы подгруппы общаются между собой, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. У. с. как система взаимодействия субъектов учебной деятельности характеризуется следующими показателями: пространственным и временным соприсутствием, единством цели, организацией и управлением деятельностью, разделением функций, действий, операций, наличием межличностных отношений. Среди форм У. с. выделяют: сотрудничество со сверстниками, сотрудничество с учителем, сотрудничество с самим собой (Г. А. Цукерман). Результатом У. с. со сверстниками является развитие децентарции. Сотрудничество со сверстниками выступает как условие развития умения сотрудничать с учителем. Подобное сотрудничество нацелено на поиск новых способов действия и взаимодействия, когда учитель предлагает решить новую задачу, но не дает готового образца ее решения. Навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем обусловливают формирование учащегося как субъекта учебной деятельности. При совместной учебной деятельности: возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания; растет познавательная активность учащихся; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между учениками (Г. А. Цукерман). Наиболее распространенным способом У. с. при решении учебных задач являются дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос. Необходимо учитывать различие форм итогового и текущего сотрудничества. При итоговом– решение задачи, которое может быть получено в результате или в ходе совместной работы, выполняется индивидуально, а контроль и оценка– совместно в процессе обсуждения результата. В текущем сотрудничестве все этапы решения задачи осуществляются совместно. Основные эффекты У. с.: у детей развиваются децентрация как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений; способность интеллектуализировать конфликт, решать его не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке партнера; инициативность как способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общего действия. Н. Ю. Клышевич