УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ
деятельность, цель которой состоит в получении знаний, в формировании у человека умений и навыков. См. научение, обучение, учение.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ
деятельность ведущая возраста школьного младшего, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Учебная деятельность
это деятельность, специально направленная на выполнение учебных задач и овладение учебным материалом, в которой усваиваются не частные практические понятия и действия, а именно научные знания и общие способы действий.
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
Учебная деятельность
Категория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста.
Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.
Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
процесс, в результате к–рого человек приобретает новые или применяет существующие у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности. Это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. У. д. должна направляться мотивами собственного роста и совершенствования (Д.Б.Эльконин).
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ
один из ведущих видов деятельности, заключающийся в усвоении знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельного обучения и применения полученных знаний в повседневной практике. Необходимым компонентом учебной деятельности являются психомоторные действия как средство, обеспечивающее успешность овладения необходимыми учебными умениями и навыками (см. также Учебная деятельность)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Учебная деятельность
в теории развивающего обучения - один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания как наука, искусство, нравственность, право и религия.
В других педагогических системах У.д. - особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и овладения культурными способами умственных и предметных действий.
В других педагогических системах У.д. - особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и овладения культурными способами умственных и предметных действий.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
один из ведущих видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельного обучения и применения полученных знаний на практике. Вместе с овладением основами знаний У. д. обеспечивает также направленное формирование различных двигательных умений и навыков средствами физического воспитания на занятиях по физической культуре (см. также Физическое воспитание аномальных детей, Физическая культура в специальных детских учреждениях)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
этот феномен можно рассматривать как матрицы-формы научения-учения-усвоения-обучения-овладения-навыкоизации; в модель-структуру учебных действий актов входят такие базально-значимо-ценностные индексы-ориентиры-модальности: подготовка, программы, потребности, задачи, цели, мотивы, действия, операции, результаты; автономно-индивидуальная постановка-диспозиция-ориентация насчет дифференциально учебных целей-задач; трансформация-реинкарнация учебных целей-задач-программ-проектов, с целью детектероизации-обнаружения каких-либо адекватизаций-аналогизаций с исследуемым-изучаемым предметом; мультимоделирование-мультимодификация обнаруженных-зафиксированных корреляций-связей; ретектонизация-реконструкция моделей-структуры связей-отношений-свойств для изучения самой модели учебных действий в автономно-независимом виде; регуляция-контроль за реализацией действий; тектонизация дифференциальных задач-программ, модусов-приемов-методик; критериеизация-мерилоизация-усвоение общих модусов-приемов, как итогов-результатов решения учебной цели-задачи-программы; учение-научение (У.н.) — это процесс усвоения-приобретения-обобщения-закрепления модусов-способов-приемов деятельности-активности субъекта, а результаты У.-н. — это компонент индивидуально-апостериорно-праксиологического опыта субъекта — его знания, навыки, умения, способности, таланты; сами элементы У.н. явл. базально-добавочным ингредиентом деятельности-активности индивида, кот. детерминирована его объект-предметным содержанием, а матрицы формы У.-н., в константно-научно-исследовательском порядке необходимо рассматривать-эксплицировать-интерпретировать-моделировать как феномены-инкарнации аналитико-интегративной активации, деятельности коры бол. пол. гол. мозга, в корреляции-импликации-консолидации с феноменами-функциями актов сознания, подсознания и бессознательного субъекта с его целостно-структурными компонентами психопроцессов-психофункций, с подключением-агломерацией, — в саму модель изучения-исследования-модификации, — мультиповеденческих реакций-паттернов-парадигм-эталонов субъекта, связанных с генерацией-выработкой условно-рефлекторных механизмов, кардинально способствующих успешной реализации мультипроцессов У.-н.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Учебная деятельность
один из видов деятельности, цель которого — научение, т. е. овладение знаниями, умениями, навыками, приобретение новых психических качеств. Как и любая другая, она включает содержательный, операционный, мотивационный компоненты.
Анализируя деятельность ученика по усвоению знаний и навыков, психологи уделили большое внимание механизмам перевода обучающимся знаний и навыков, существующих объективно, во внутренний план, что получило название иитериоризации (переход внешнего во внутреннее, психическое образование). В связи с этим возникли различные теории, объясняющие данный механизм. Наибольшую известность получили теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина) и рефлексивного управления (А. И. Раев). Центральным при объяснении механизмов присвоения опыта выступает понятие «умственное действие». Это структурный и содержательный элемент умственной деятельности, имеющий определенную программу, направленную на идеальное, а в некоторых случаях — материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное, при котором совершается изменение самого действующего субъекта (А. И. Раев).
Цель урока — не только передача знаний, но и формирование умственного действия, достигаемое как осознание его отдельных операций, а затем и структуры в целом. Выделяются конкретные и общие умственные действия. К первым, например, относятся определение свойств полезных ископаемых, нахождение грамматических признаков слов, сравнение математических задач и т. п. Ко вторым — сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение, кодирование и перекодирование, перенос, планирование и т. п.
У. д., включающая формирование умственных действий, предполагает определенную организацию учения, которая бы обеспечивала одновременное усвоение знаний и умственных действий. В качестве такой модели может рассматриваться программированное обучение.
Таким образом, у. д.:
направлена на овладение способами
предметных и познавательных (умственных действий), обобщенных знаний;
означает, что при решении учебных задач учитывается цель самого действующего субъекта, а не только получение результата;
предполагает, что предметом контроля выступает не итог решения, а способы его получения.
В рамках деятельностного подхода к обучению развивалось и представление С. Л. Рубинштейна о формировании субъекта деятельности, каким может и должен стать школьник в процессе своего учения. С одной стороны, субъект — носитель неповторимых индивидуальных особенностей, на которые он может опираться в обучении, с другой — активный организатор этой деятельности, ответственный за ее результаты и в процессе ее реализации регулирующий свою жизнь.
Поэтому становление субъекта У. д. происходит, если ученик изменяет способы освоения знаний и навыков, отношение к учению, развивает саморегуляцию. Воплощение идеи отношения к школьнику как субъекту У. д. потребовало существенного пересмотра позиции учителя по отношению к учащемуся. Это означает отказ от понимания ученика только как объекта воздействия, создание условий для проявления индивидуальности, повышенный интерес к психической жизни учащихся, а не только к их поведению.
Анализируя деятельность ученика по усвоению знаний и навыков, психологи уделили большое внимание механизмам перевода обучающимся знаний и навыков, существующих объективно, во внутренний план, что получило название иитериоризации (переход внешнего во внутреннее, психическое образование). В связи с этим возникли различные теории, объясняющие данный механизм. Наибольшую известность получили теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина) и рефлексивного управления (А. И. Раев). Центральным при объяснении механизмов присвоения опыта выступает понятие «умственное действие». Это структурный и содержательный элемент умственной деятельности, имеющий определенную программу, направленную на идеальное, а в некоторых случаях — материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное, при котором совершается изменение самого действующего субъекта (А. И. Раев).
Цель урока — не только передача знаний, но и формирование умственного действия, достигаемое как осознание его отдельных операций, а затем и структуры в целом. Выделяются конкретные и общие умственные действия. К первым, например, относятся определение свойств полезных ископаемых, нахождение грамматических признаков слов, сравнение математических задач и т. п. Ко вторым — сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение, кодирование и перекодирование, перенос, планирование и т. п.
У. д., включающая формирование умственных действий, предполагает определенную организацию учения, которая бы обеспечивала одновременное усвоение знаний и умственных действий. В качестве такой модели может рассматриваться программированное обучение.
Таким образом, у. д.:
направлена на овладение способами
предметных и познавательных (умственных действий), обобщенных знаний;
означает, что при решении учебных задач учитывается цель самого действующего субъекта, а не только получение результата;
предполагает, что предметом контроля выступает не итог решения, а способы его получения.
В рамках деятельностного подхода к обучению развивалось и представление С. Л. Рубинштейна о формировании субъекта деятельности, каким может и должен стать школьник в процессе своего учения. С одной стороны, субъект — носитель неповторимых индивидуальных особенностей, на которые он может опираться в обучении, с другой — активный организатор этой деятельности, ответственный за ее результаты и в процессе ее реализации регулирующий свою жизнь.
Поэтому становление субъекта У. д. происходит, если ученик изменяет способы освоения знаний и навыков, отношение к учению, развивает саморегуляцию. Воплощение идеи отношения к школьнику как субъекту У. д. потребовало существенного пересмотра позиции учителя по отношению к учащемуся. Это означает отказ от понимания ученика только как объекта воздействия, создание условий для проявления индивидуальности, повышенный интерес к психической жизни учащихся, а не только к их поведению.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВУЧЭБНАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY– это специально спланированная, организованная и управляемая система действий, направленная на формирование конкретных психических новообразований (опыта, личностных качеств, компетенций). Д. Б. Эльконин вкладывал в это понятие специфическое психологическое содержание, отличное от общепринятого в педагогической практике, где на то время учебной считалась любая деятельность ученика в ходе учебного процесса. Учение– это особая деятельность ученика, которая сознательно направлена на осуществление целей обучения и воспитания, которые ученик принимает как собственные, личностные цели. В. В. Давыдов установил следующие особенности целенаправленной У. д.: 1) деятельность ориентирована не на получение материальных или социальных преимуществ, а непосредственно на смену учеников, на их саморазвитие, и это лучше всего отражается в формировании их познавательных интересов; 2) основным содержанием, которое подлежит усвоению в рамках целенаправленной У. д. являются общие способы действий по решению задач; 3) одним из важнейших показателей сформированности целенаправленной У. д. является способность ученика различать конкретный результат и общий способ, которым этот результат был достигнут; 4) с целью актуализации и развития учебно-познавательного интереса изучение любой темы в условиях обучения начинается с мотивационного введения, в котором излагается информация о том, почему, для чего и зачем нужно изучать текущую тему; 5) важнейшая особенность целенаправленной У. д.– это ее научно-теоретический характер (т. е. такая деятельность, которая предполагает формирование и актуализацию научного склада мышления, а это возможно лишь при условиях, когда содержание обучения составляют не эмпирические, а научные понятия, представленные как система). В соответствии с этим структура целенаправленной У. д. состоит из следующих трех элементов: 1) учебно-познавательного мотива, который является мотивом собственного роста и развития, что конкретизируется в осознании необходимости получить обобщенные способы действий; 2) учебных задач, решение которых определяет целостный акт У. д. Такое задание содержит цели, которые возникают перед учащимися в форме проблемной задачи. Проблемное задание создает проблемную ситуацию, решая которую, ученик совершает стратегическую цель обучения– овладеть необходимыми знаниями, навыками и умениями; 3) специфических учебные действий, с помощью которых происходит решение учебных задач (универсальные учебные действия). Таким образом, сущность У. д. заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Совокупность учебных задач составляет содержание У. д. Воздействуя на них, ученик (субъект) формирует в себе психические новообразования (элементы опыта). У. д. ориентирована на изменение самого обучающегося, на его развитие, а не на получение иных результатов. В этом заключается основная функция У. д. (деятельность субъекта по самоизменению). Средства У. д., с помощью которых она осуществляется, рассматриваются в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций У. д. интеллектуальные действия (мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация и др.). Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося. Продуктом У. д. является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт У. д. входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность профессиональной деятельности. У. д. имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация, учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку. Е. Г. Баранов
Учебная деятельность
один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой У. д., тем не менее это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, У. д. — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности. У. д. выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) У. д. играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, У. д. является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности. Как и игра, У. д. — производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение обусловлено появлением теоретического знания, содержание которого лишь частично проявляется в отдельных практических действиях и которое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитие человеческого знания (от эмпирического уровня к теоретическому) с необходимостью вызывает развитие, перестройку У. д. Реальные масштабы этой перестройки определяются социально-экономическими условиями жизни общества, его потребностями в вооружении подрастающих поколений знаниями теоретического и эмпирического уровня. В наиболее развитых формах У. д. выступает впервые в эпоху научно-технической революции. Сущность У. д. заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт У. д., т.е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива У. д.; определение конечной учебной цели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку результатов У. д. Как любая другая деятельность человека, У. д. полимотивирована. Особое место в системе мотивов У. д. принадлежит познавательному интересу, непосредственно связанному с ее содержанием и представляющему собой специфический, внутренний мотив У. д., без которого усвоение знаний из конечной цели («мотива-цели») мог жет превратиться в условие достижения других целей, т.е. деятельность субъекта не приобретает учебного характера (или утрачивает его). Возможности и условия актуализации познавательного интереса в У. д. определяются его направленностью (на результаты или способы познания)и уровнем развития (является ли он ситуационным или устойчивым, личностным). На основе актуализированного мотива У. д. определяются ее конечная и промежуточные цели. Хотя целеполагание в У. д. выступает чаще всего как «принятие» субъектом поставленных извне целей, оно является не одномоментным актом, а процессом осознания предметного содержания поставленных целей, их соотнесения с актуальными мотивами, «доопределения». О сложности этого процесса свидетельствуют хорошо известные факты «переопределения» учебных целей. Одновременно с определением целей осуществляется предварительный анализ условий и способов их достижения, в результате чего формируется схема акта, ориентирующая субъекта в процессе его выполнения. Реализация целей У. д. обеспечивается системой учебных действий, состав и строение которых могут значительно варьировать в зависимости от объекта усвоения (теоретическое или эмпирическое знание), способа его представления, требуемого уровня усвоения и т.п. Описанное строение характерно для развитых форм У. д., являющихся результатом ее формирования в условиях школьного обучения. Процесс формирования У. д. изучен недостаточно. На основании экспериментальных данных в нем можно выделить три основные стадии. Первая из них характеризуется освоением отдельных учебных действий; на этой основе возникает ситуационный интерес к способам действия и формируются механизмы «принятия» частных учебных целей; осуществление У. д. возможно только при непосредственном взаимодействии с учителем, который ставит цели, организует действия, осуществляет их контроль и оценку. На второй стадии учебные действия объединяются в целостные акты деятельности, подчиненные достижению более отдаленной конечной цели; по мере формирования таких актов познавательный интерес приобретает устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующего мотива У. д.; с этим связано дальнейшее развитие механизмов целеполагания, обеспечивающих не только принятие поставленной извне конечной цели, но и самостоятельную ее конкретизацию; на этой основе интенсивно формируются действия контроля и оценки. Третья стадия характеризуется объединением отдельных актов У. д. в целостные системы; познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начиная во все большей степени выполнять функцию побудительного мотива деятельности; в системе учебных действий одно из центральных мест занимают действия с различными источниками учебной информации (учебником, справочником, картой и т.п.). Хронологические рамки указанных стадий относительны и определяются в первую очередь условиями обучения. При неблагоприятных условиях развитие У. д. может остановиться на первой стадии; в оптимальных условиях, как показывают экспериментальные данные, уже на 6—7-м году обучения У. д. вступает в высшую стадию своего формирования. В.В.Давыдов
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
англ. learning activity)
1. В широком употреблении У. д. - довольно неоднозначное понятие. Иногда У. д. рассматривается как син. "научения", "учения", "обучения". Как основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте) У. д. - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
2. В теоретической концепции развивающего обучения (в школе Эльконина-Давыдова. - Ред.) У. д. - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые виды деятельности (в коммуникативную, игровую, трудовую, спортивную и т. п.). У. д. предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых уч-ся с помощью учителей и преподавателей. У. д. реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях (школах, институтах, ун-тах), которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания (до сих пор У. д. слабо представлена во многих рос. учебно-воспитательных учреждениях).
У. д. имеет след. общую структуру: потребность-задача-мотивы-действия-операции. Потребностью У. д. является стремление уч-ся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпири-ко-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее решении уч-ся овладевают общим способом решения целого класса однородных частных задач. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность У. д., когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
В состав учебных действий входят: 1) принятие или самостоятельная постановка учебной задачи; 2) преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; 3) моделирование выделенного отношения (см. Моделирование в обучении); 4) преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в "чистом виде"; 5) построение системы частных задач, решаемых общим способом; 6) контроль за выполнением предыдущих действий; 7) оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. Учебные операции, входящие в действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных учебных задач.
Структура У. д. формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес). В этом возрасте У. д. является главной и ведущей среди др. видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.). Систематическое осуществление младшими школьниками У. д. определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста (субъекта этой деятельности, основ теоретического мышления, произвольности учебно-познавательных действий).
Первичной формой У. д. служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или отдельными его группами. В процессе инте-риоризации формируется индивидуальная У. д., показателем которой является наличие у ее субъекта умения инициативно и самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание, задавать содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их инициатором и организатором.
Психолого-педагогические исследования показывают, что У. д. в конце существующего в России начального образования (т. е. к 10 г. жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема его пролонгирования на 1 -2 г., с тем чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т. е. потребность У. д. и возможность ее индивидуального осуществления.
В последующих возрастах, которым соответствуют определенные ступени образования (подростковый возраст - основная школа; ранняя юность - старшие классы школы; юность - высшая школа), У. д. претерпевает качественные изменения по содержанию теоретических знаний, усваиваемых уч-ся, по характеру ее осуществления уч-ся, по способам организации учителями и преподавателями, по роли в становлении психологических новообразований, присущих каждому возрасту. Так, в подростковом возрасте У. д. теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе усвоения ими самых разных учебных предметов гуманитарного, естественного и математического профиля. Подростки имеют индивидуальную форму У. д. и, выступая как ее полноценные субъекты, могут при усвоении сложного материала самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, а при осуществлении учебных действий выполнять разные виды контроля (опережающего, рефлексивного и т. п.), принимая при этом наряду с учителями определенное участие в организации У. д. своих сверстников.
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь. В студенческом возрасте У. д. приобретает исследовательский характер. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс их самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т. п. У. д. становится основой развития у юношей прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.
Возможности и уровень теоретического мышления уч-ся - существенная характеристика их личности, поэтому развитие этого типа мышления в процессе осуществления У. д. свидетельствует также и о развитии у них важных личностных качеств. См. Обучение и развитие, Самообразование, Сознательность учения. (В. В. Давыдов.)
1. В широком употреблении У. д. - довольно неоднозначное понятие. Иногда У. д. рассматривается как син. "научения", "учения", "обучения". Как основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте) У. д. - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
2. В теоретической концепции развивающего обучения (в школе Эльконина-Давыдова. - Ред.) У. д. - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые виды деятельности (в коммуникативную, игровую, трудовую, спортивную и т. п.). У. д. предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых уч-ся с помощью учителей и преподавателей. У. д. реализуется в тех учебно-воспитательных учреждениях (школах, институтах, ун-тах), которые способны давать своим выпускникам достаточно полноценное образование и нацелены на развитие у них способностей, позволяющих ориентироваться в различных сферах общественного сознания (до сих пор У. д. слабо представлена во многих рос. учебно-воспитательных учреждениях).
У. д. имеет след. общую структуру: потребность-задача-мотивы-действия-операции. Потребностью У. д. является стремление уч-ся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпири-ко-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее решении уч-ся овладевают общим способом решения целого класса однородных частных задач. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность У. д., когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
В состав учебных действий входят: 1) принятие или самостоятельная постановка учебной задачи; 2) преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; 3) моделирование выделенного отношения (см. Моделирование в обучении); 4) преобразование модели этого отношения для изучения его свойств в "чистом виде"; 5) построение системы частных задач, решаемых общим способом; 6) контроль за выполнением предыдущих действий; 7) оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. Учебные операции, входящие в действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных учебных задач.
Структура У. д. формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес). В этом возрасте У. д. является главной и ведущей среди др. видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.). Систематическое осуществление младшими школьниками У. д. определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста (субъекта этой деятельности, основ теоретического мышления, произвольности учебно-познавательных действий).
Первичной формой У. д. служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или отдельными его группами. В процессе инте-риоризации формируется индивидуальная У. д., показателем которой является наличие у ее субъекта умения инициативно и самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание, задавать содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их инициатором и организатором.
Психолого-педагогические исследования показывают, что У. д. в конце существующего в России начального образования (т. е. к 10 г. жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема его пролонгирования на 1 -2 г., с тем чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т. е. потребность У. д. и возможность ее индивидуального осуществления.
В последующих возрастах, которым соответствуют определенные ступени образования (подростковый возраст - основная школа; ранняя юность - старшие классы школы; юность - высшая школа), У. д. претерпевает качественные изменения по содержанию теоретических знаний, усваиваемых уч-ся, по характеру ее осуществления уч-ся, по способам организации учителями и преподавателями, по роли в становлении психологических новообразований, присущих каждому возрасту. Так, в подростковом возрасте У. д. теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе усвоения ими самых разных учебных предметов гуманитарного, естественного и математического профиля. Подростки имеют индивидуальную форму У. д. и, выступая как ее полноценные субъекты, могут при усвоении сложного материала самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, а при осуществлении учебных действий выполнять разные виды контроля (опережающего, рефлексивного и т. п.), принимая при этом наряду с учителями определенное участие в организации У. д. своих сверстников.
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь. В студенческом возрасте У. д. приобретает исследовательский характер. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс их самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т. п. У. д. становится основой развития у юношей прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.
Возможности и уровень теоретического мышления уч-ся - существенная характеристика их личности, поэтому развитие этого типа мышления в процессе осуществления У. д. свидетельствует также и о развитии у них важных личностных качеств. См. Обучение и развитие, Самообразование, Сознательность учения. (В. В. Давыдов.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004