Убеждения трезвеннические
Убеждения трезвеннические
личностные образования, в основе которых лежат трезвенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к алкогольной действительности и его поступкам. Проблема становления У.т. одна из ключевых в трезвенном воспитании. Особую остроту она приобретает в период социальных изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся питейных стереотипов. Серьезно затруднял развитие исследований в этой области тот факт, что процесс формирования трезвеннических убеждений рассматривается как почти полностью определяемый извне. Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования трезвеннических убеждений и недооценку внутренней, «интимной стороны» этого процесса. В исследованиях по данной проблеме, хотя они различаются в деталях, в целом используется трехкомпонентная структура У.т., которая включает в себя: логический анализ отдельных собриологических знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным собриологическим знаниям, суждениям, мнениям (эмоционально-личностный компонент); потребность поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У.т. (практически-действенный компонент). В проблеме становления У.т. существенное значение имеет исследование способа усвоения знаний, мнений, оценок. Существуют многочисленные данные, свидетельствующие о том, что способ усвоения собриологических знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У.т. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых собриологических знаний. В течение длительного времени процесс становления трезвеннических убеждений был идеализирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно - политическим убеждениям, а трезвенные убеждения уходили на второй план. Между тем оказывается, что именно трезвенный компонент являлся ведущим в становлении Т.у. различных видов. Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У.т., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития.
Источник: Собриология. Глоссарий. 2009