УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КОММУНИКАЦИЯ УБЕЖДАЮЩАЯ
сообщение, которое должно убедить человека в необходимости принять определенную точку зрения.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Совершенно буквально, коммуникация, которая убеждает. Определение набора факторов, составляющих такое сообщение – важная цель социальной психологии. Сюда относятся как внешние аспекты (само сообщение, предоставляемые аргументы, достоверность источника, используемые средства коммуникации и т.д.), так и внутренние аспекты (изначальные убеждения человека, его доверчивость и т.д.).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Коммуникация убеждающая
О. (устное или письменное, в т. ч. через Интернет), результатом к-рого является изменение представлений адресата в соответствии с информацией, переданной автором, принято называть убеждающей коммуникацией. Нередко убеждающей называют коммуникацию, содержащую рациональные доводы в пользу изменения мнения в отличие от внушения, основанного на иррациональном воздействии на адресата. Однако элементы внушения (апелляция к эмоциональной сфере, задание опр. взгляда путем использования соответствующих знаков) присутствуют в любой коммуникации, направленной на воздействие на адресата, даже в такой рациональной, как научная или юридическая. Схема К.у. включает след. элементы: базис (положение, принимаемое адресатом без осуждения), тезис, к-рый должен быть доказан (в чем адресата убеждают) и последовательные шаги, принимаемые адресатом, к-рые в конце концов приводят от базиса к тезису. Шаги могут быть как логически оправданными (силлогизмы), так и подкрепляемыми иллюстрациями, эмоциями, ссылками на опыт, авторитеты («потому что так сказал сам N.!»). Нередко используется сразу неск. способов привести адресата к признанию правоты автора. По типам убеждения различают рациональную и эмоциональную коммуникацию (различия восходят к античному противопоставлению логоса, этоса и пафоса). Отдельно говорят также об имплицитном воздействии (имплицитной аргументации). К нему относят те случаи, когда часть шагов, к-рые должны привести адресата к признанию правоты автора, делаются самим адресатом. Напр., рекламный текст далеко не всегда завершается призывом купить рекламируемый товар. Обычно завершение типа «исключительно выгодная сделка», «вы этого достойны», «прекраснейший товар» и т. п. воспринимается как призыв к покупке, хотя этот призыв является выводом, сделанным адресатом на основании приведенных в тексте сведений: «Если это выгодная сделка, прекраснейший товар и т. п., то надо покупать». Самост. вывод не встречает настороженности и отвержения со стороны адресата. При построении убеждающего сообщения автор может апеллировать к: фактам, т. е. утверждениям, принимаемым адресатом за достоверные (напр. «потому что ты сам это испытал на себе», или «потому что Земля круглая» и т. п.). Это могут быть события из личного опыта, науч. положения, общепринятая т. зр. («потому что мальчики начинают говорить позже девочек»), народная мудрость, отраженная в пословицах («ведь недаром говорят: два сапога - пара»); авторитетам, т. е. к утверждениям, авторы (источники) к-рых авторитетны для адресата (напр. «потому что так написано в Библии», «ведь так сказал сам Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб», «но это же распоряжение начальницы!»); к ценностям, т. е. к положениям, отражающим принятый в данной культуре взгляд на хорошее и плохое (напр., «потому что это нужно для безопасности страны», «ради детей», «чтобы избежать войн и насилия»), образу, т. е. не всегда осознанному представлению о фрагментах действительности (напр. «чтобы жить в шикарном особняке», «так хочется носить такое платье» или даже просто встающие в воображении картины приятной - или, напротив, отвратительной жизни, каких-то притягательных предметах, желательных событиях). Возможны и др. способы классификации видов апелляции, применяемых в убеждающем сообщении. Наука о К. у., это теория аргументации или риторика, причем рассматриваются не только вопросы ораторского мастерства, но и принципы аргументации в письменной речи, рекламе, пропагандистских плакатах, телепередачах и т. п. Лит.: Баранов А. Н. Что нас убеждает? Речевое воздействие и общественное сознание. М., 1990; Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации М. 1998; Поварнин С. Искусство спора. О теории и практике спора. П., 1923. Е. Г. Борисова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
4.17 мб

Убеждающая коммуникация

Ильин Н.П.
Цель исследования состоит в разработке наиболее рациональных путей развития методов и технологических приемов убеждающей коммуникации.
Читать PDF
369.66 кб

Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации

Ильина Ольга Яновна
Читать PDF
195.23 кб

Понимание в психологическом консультировании как феномен убеждающей коммуникации

Арпентьева М.Р.
Статья посвящена одному из важнейших феноменов социально-психологического взаимодействия людей пониманию людьми друг друга.
Читать PDF
137.63 кб

Возможности воздействия на целевую аудиторию на основе практики убеждающей коммуникации

Фролов Сергей Станиславович
Коммуникативные процессы, протекающие в рекламной деятельности и PR-деятельности, обладают существенными особенностями, отличающими их от других процессов передачи информации.
Читать PDF
263.08 кб

Убеждающая коммуникация в современном обществе как предмет социально-философского анализа

Матвеев Александр Сергеевич
В данной статье описывает этапы становления и развития убеждающей коммуникации, как науки и выделения ее из наук лингвистической направленности.
Читать PDF
911.00 кб

Убеждающая коммуникация в современном обществе как предмет социально-философского анализа

Матвеев А.С.
Данная статья описывает этапы становления и развития Убеждающей коммуникации, как науки и выделения ее из наук лингвистической направленности.
Читать PDF
8.86 мб

Убеждающая коммуникация и ее роль в управлении современными социально-экономическими процессами

Науменко Т. В., Матвеев А. С.
В статье рассмотрены и проанализированы различные виды и формы убеждающей коммуникации, оказывающей влияние на управление социально-экономическим пространством современного общества путем воздействия на потребительское поведение с
Читать PDF
126.63 кб

Убеждающая коммуникация как инструмент управления социальноэкономическими процессами современности

Кусжанова Ажар Жалелевна, Науменко Тамара Васильевна
В статье анализируются различные виды и формы убеждающей коммуникации, влияющей на управление социально-экономическим пространством современного общества посредством воздействия на потребительское поведение субъектов и объектов со