ТВАРДОВСКИЙ Казимир

Найдено 1 определение
ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимир

(1866—1938) — польский и украинский психолог и философ. Наряду с Ю. Охоровичем, один из создателей опытной психологии в Польше и Западной Украине, основатель львовско-варшавской философской и психологической школы. В 1885—1889 гг. учился на философском отделении Венского ун-та. С 1892 г. работал в Лейпцигском институте экспериментальной психологии В. Вундта, где в том же году подготовил докт. работу по философии. С 1894 г. — приват-доцент Венского ун-та, а в 1895—1930 гг. — профессор философии и психологии Львовского ун-та, зав. кафедрой философии. В течение ряда лет— декан фак-та (1900— 1904),иректорун-та(1914-1917). В 1900г. организовал во Львовском ун-те первую в Галиции и Польше психологическую лабораторию, где совместно с М. Кройцем проводил экспериментальные работы. В 1904 г. основал Польское философское общество . В 1933 г. за заслуги перед университетской наукой Т. был избран поч. профессором Варшавского ун-та. Являлся чл.-кор. Академии наук в Кракове. С 1911 г. — ред. журнала Философское движение (Ruch filozoficzny). В философии Т. был учеником Ф. Брентано, в гносеологии — разделял идеи феноменализма Д. Юма. В целом в его мировоззрении преобладали элементы позитивизма. Боролся против спекулятивной метафизики. Ратовал за так называемую научную философию, понимая ее как совокупность наук. Условием развития философии считал внедрение в нее дедуктивного, логико-аналитического и эмпирического, экспериментального методов. Психофизическую проблему решал с позиций психофизического параллелизма. Психологию рассматривал как эмпирическую основу философских наук, экспериментальную область знания, использующую одновременно метод интроспекции. Различал эмпирическую психологию, опирающуюся на внутренний опыт, и экспериментальную, использующую экспериментальный метод. Отмечая недостатки интроспекции, в то же время говорил, что есть ряд духовных явлений, применительно к которым эксперимент невозможен. В целом же психология в его понимании переставала быть наукой о душе и включалась в ряд естественных наук (О методах психологии, 1910; О психологии, ее предмете, задачах и методах, 1913). Т. отстаивал самостоятельность психологии как науки, ее несводимость как к физиологии, так и к философии (Психология, физиология и философия , 1897; О предмете психологии, ее отношении к другим наукам, 1913 и др.). Предметом его исследования выступали также конкретные проблемы общей и педагогической психологии (Как и чему нужно учить, 1899; Психология наглядности на школьных уроках, 1899; Воображение и понятия, 1898; Психология мышления, 1908); и др. А. Т. Губ ко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
308.75 кб

Онтология сознания Казимира Твардовского

Ильина Юлия Андреевна
Исследуется фундаментальная философская проблема проблема бытия, представленная в концепции «онтологии сознания» недостаточно хорошо известного российской философской публике польского мыслителя, яркого представителя «научной фило
Читать PDF
251.61 кб

Концепция «Этического абсолютизма» Казимира Твардовского

Ильина Ю. А.
Статья посвящена анализу концепции «этического абсолютизма» К. Твардовского. Особое внимание уделено рассмотрению работ К.
Читать PDF
425.52 кб

Школа одного схоларха. К 75-летию со дня смерти Казимира Твардовского

Домбровский Борис Тарасович
В статье излагаются причины возникновения львовско-варшавской философской школы. Утверждается, что, в отличие от школы теории объектов А. Мейнонга и феноменологии Э. Гуссерля, львовско-варшавская школа во главе с ее основателем К.