ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Трудности в общении в контексте психологии здоровья

Трудности в общении

Найдено 1 определение:

Трудности в общении

Из многочисл. терминов, обозначающих Т. в О. и имеющих хождение в обиходном и науч. языке, можно назвать следующие: коммуникативные и психол. барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях терминологической упорядоченности выделим 3 осн. понятия - нарушения, трудности и барьеры. Нарушения в протекании О., трудности и барьеры О. объединяет то, что все они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутр. напряжением, неудовлетворенностью в О., отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести протекания и психол. последствиям, по степени неудовлетворенности О. и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения. По степени выраженности этих критериев трудности О. можно расположить в след. порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), трудности, барьеры. Т. в О. могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в О. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, к-рым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции (как и все прочие трудности, обусловленные личностными особенностями). В Т. в О. следует выделить сугубо психол. и коммуникативный аспекты. Психол. аспект разнообразных трудностей и помех в О. связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной О. и включает в себя, с одн. стор., отчужденность и аутистичность, а с др. стор. - избыточность, бессодержательность О. Трудности межличностного неформального О., в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психич. напряжением. Они различаются по степени нервно-психич. напряжения, по типу ситуаций, в к-рых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность О. К субъективно переживаемым Т. в О. относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психол. контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого О. (начальник - подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость - поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, к-рые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор. Т. наз. объективные трудности, т. е. вызванные объективными и устранимыми причинами, - это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиол. особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психол. культуры О.). По причинной обусловленности (в рамках психич. нормы) Т. в О. делятся на первичные и вторичные. Первичные Т. в О. зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиол., личностные свойства; к числу последних следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и др. личностные особенности, тесно связанные с темпераментом. Вторичные Т. в О. могут быть психогенными и социогенными. Психогенные Т. а О. как следствие психол. травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой опр. негативные изменения, прежде всего в доверительном О. Социогенные Т. в О. являются следствием внеш. барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, опр. условий О. (напр., невозможность уединиться или депривация в детском возрасте). Эти трудности появляются и как следствие О. с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным, настырным и т. д. партнером. Наиболее типичным примером вторичных трудностей неформального межличностного О. являются психол. последствия сверхинтенсивного профессионального О. в условиях чрезмерной скученности при одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, длительное плавание на подводной лодке, геологические экспедиции и т. п.). Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия. Ростов-н/Д, 1999; Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985. В. Н. Куницына
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Психологические трудности общения и оценка жизненных событий детей мигрантов и не-мигрантов

Гейденрих Лариса Александровна
Скачать PDF

Личностные детерминанты трудностей в общении у подростков с аутодеструктивным поведением

Ипатов Андрей Владимирович
В статье описывается исследование психологических свойств личности аутодеструктивных подростков, особенностей отражения такими подростками социальной ситуации и специфики реагирования во взаимодействии с людьми. Представлен комплекс аутодеструктивного поведения подростков в сфере общения.
Скачать PDF

Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективной коммуникации в конфликт

Архимук Алексей Николаевич, Липницкий Анатолий Владимирович
В статье раскрывается широкий круг закономерностей общения: понятие и функции общения, коммуникативные трудности и драмы, коммуникативная компетентность, затруднения общения в конфликтах и способы их преодоления. Особое внимание уделяется общению и его эффективности в конфликтных ситуациях правоохранительной деятельности.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Из опыта коррекционной работы в сфере детского общения

Борисова Н.П., Габуева Е.М.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А.И.
Скачать PDF

Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой

Васюра С. А.
Рассматриваются вопросы психологии коммуникативной активности человека: понятие, подходы к изучению, формы проявления. Уделяется внимание феномену общения человека с самим собой. Представлены результаты собственного исследования стилей коммуникативной активности, выполненного с позиций теории интегральной индивидуальности. Описываются разные стили коммуникативной активности мужчин и женщин, проявляющиеся в общении с другими людьми.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

Похожие термины: