ТРИКСТЕР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРИКСТЕР
Trickster) - психологически обозначает бессознательные теневые тенденции амбивалентной деятельной переменчивой натуры.
"Встреча с фигурой трикстера может впечатлять любого культурного человека. Трикстер - предвестник спасителя. Он одновременно и сверхчеловек, и недочеловек, животное и божественное бытие, чьей главной и наиболее тревожащей характеристикой является его бессознательное. Именно благодаря ему трикстер отстранен от своих (очевидно, человеческих) собратьев, которые не устают указывать ему, что он пал ниже их уровня сознательности. Он настолько не осознает самого себя, что даже его тело не составляет с ним единства, а его руки борются одна с другой (CVV 9i, par. 472).
Так называемый цивилизованный человек забыл Трикстера. Он вспоминает лишь переносный и метафорический смысл его образа, когда, раздраженный своей несостоятельностью, говорит о судьбе, играющей с ним злые шутки, или о вещах заколдованных. Он совсем не подозревает, что его собственная скрытая и, очевидно, безвредная тень обладает такими качествами, опасность которых превосходит его самые ужасающие сны (там же, par. 478).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ТРИКСТЕР
(Trickster). Когда впервые Юнг столкнулся с образом Т., то невольно вспомнил традицию карнавала с полной отменой иерархического порядка и средневековым обрядом, в котором в качестве «подражателя Бога» появляется дьявол. В Т. Юнг обнаружил поразительное сходство с алхимическими фигурами Меркурия с его любовью к озорным шуткам и злым проказам, способностью изменять форму двойственной природой (полуживотное-полубожество), стремлением беспрестанно выставлять напоказ лишения и мучения наряду с приближением к фигуре Спасителя. Оказываясь всецело отрицательным героем, Т. все же — несмотря на свою глупость или благодаря ей — достигает того, что другим не удается достичь никаким сконцентрированным усилием. Юнг установил, что Т. — не только мифологическая фигура, но и часть внутреннего психического опыта (см. МИФ). Когда бы и где бы он ни появлялся, несмотря на свою неприглядную внешность, Т. несет возможность преобразования бессмысленного в осмысленное. Следовательно, он символизирует склонность к энантиодромии; и, хотя это неуклюжее, бессознательное создание, каковым он может оказаться и каковым он предстает перед нами, его действия неизбежно отражают компенсаторные отношения к сознанию (см. КОМПЕНСАЦИЯ). «В своих чистейших проявлениях, — пишет Юнг, — он есть самое правдивое отражение абсолютно Недифференцированного человеческого сознания, соответствующего психике, которая только что покинула животный уровень» (Собр. соч. Г. 9. Парагр. 465). Его можно считать даже ниже животного, поскольку он больше не зависит только от одного инстинкта; и в то же время, при всей его готовности к обучению, он не достиг полной меры человеческого осознания. Наиболее тревожащим аспектом здесь является не столько его бессознательность, сколько его несвязанность. Психологически Юнг рассматривал фигуру Т. как эквивалент тени. «Трикстер — это фигура коллективной тени, сумма всех низменных черт характера у индивидов» (Собр. соч. Г. 9. Парагр. 484) (см. КОЛЛЕКТИВНОЕ). Тем не менее его появление является свидетельством большим, чем просто остаточный след первобытных предшественников. Как, напр., в «Короле Лире» появление Т. обязано самой динамике, существующей в реальной ситуации. Когда Король, доведенный до сумасшествия своими высокомерными сознательными грубыми ошибками, скитается, то его компаньоном оказывается «мудрый» Дурак. Тем не менее актуализация образа Т. означает, что произошло большое несчастье или возникла опасная ситуация. Когда Т. появляется в сновидениях, в живописи, синхронистических событиях, оговорках, фантазиях-проекциях и разного рода личных случайностях, то имеет место освобождение компенсаторной энергии (см. СИНХРОННОСТЬ). Однако узнавание фигуры есть лишь только первый шаг к ее интеграции. С возникновением символа внимание обращается к изначальному деструктивному бессознательному состоянию, но это состояние еще не преодолено. А поскольку индивидуальная тень есть постоянная составляющая личности, она никогда не будет уничтожена. Коллективная фигура Т. реконструирует себя непрерывно, проявляя возбуждающую силу и нуминозность всех предполагаемых образов Спасителя (см. МАНА-ЛИЧНОСТИ; НУМИНОЗ). Юнг написал введение о Т. к книге Бандельера «The Delight Makers». Юнг написал также статью-комментарий под заглавием «К психологии Трикстера», вошедшую в книгу Радина «The Trickster; A Study in American Indian Myphology» (1956). Уиллфорд (1969), no общему признанию, является автором основополагающей работы по данному предмету в современной аналитической психологии.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

М. Липовецкий. Трикстер и «Закрытое» общество

Фетисова Т. А.
Читать PDF
0.00 байт

Культурный герой и трикстер: функциональные и онтологические сходства

Шевякова Алина Вячеславовна
В статье рассматривается вопрос о функциональных особенностях образов культурного героя и трикстера в условиях современного общества и массового сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Трикстер в Одесском тексте русской литературы

Ладохина О. Ф.
Рассматривается образ Остапа Бендера, героя романов И. Ильфа и Е. Петрова, как трикстера, описаны характерные черта данного персонажа.
Читать PDF
0.00 байт

Трикстер в русской демонологии

Гекман Наталья Анатольевна
В статье анализируются специфические функции и формы визуализации основных персонажей низшей мифологии славянской культуры. Обосновывается гипотеза об универсальности этих персонажей как духах-трикстерах.
Читать PDF
0.00 байт

"ОН СТИЛИЗОВАЛ СЕБЯ ПОД ОПЕРНОГО МЕФИСТОФЕЛЯ". В.Л. ГЛАЗЫЧЕВ КАК ТРИКСТЕР ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА

Манторова Анна Владимировна
В статье рассматриваются мифологические структуры профессиональной традиции дизайнеров.
Читать PDF
0.00 байт

Функциональное значение образа трикстера в архаической традиции

Кулешов Р. Н.
Освещается проблема функциональной нагрузки базовых характеристик архетипического образа трикстера как персонажа архаической мифологии. Обосновывается значимость образа трикстера в этиологических мифах.
Читать PDF
0.00 байт

Боги-трикстеры и боги магии в славянской и скандинавской мифологии (сходства и различия)

Мамонтова А. Д.
В статье рассматривается мифология, которая понимается как зеркало, отражающее характер народа-прародителя, ценности, которые он превозносит и лелеет, и анти-ценности, им порицаемые и отрицаемые; также мифология, точнее самый ее д
Читать PDF
0.00 байт

Образ Культурного героя и Трикстера и их роль в формировании Традиции

Ханох Б. Е.
Проведенное исследование наглядно демонстрирует характер взаимоотношений человека и традиции. Изучена роль героя мифа как творца культурной традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Животные-трикстеры в мифологии североамериканских индейцев

Платицына Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются персонажи-животные североамериканского фольклора, репрезентирующие архетип трикстера: Койот, Ворон, Кролик и паук Иктоми.
Читать PDF
0.00 байт

Актуализация воздействия языкового трикстера в новых социально-политических условиях России (на прим

Василенко Ольга Алексеевна
Статья раскрывает проблему освоения иностранных языков как социокультурную проблему, как трикстер социальных преобразований и социокультурной модернизации в России XVIII века.
Читать PDF
0.00 байт

ТРИКСТЕРСКИЙ ДИСКУРС В СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Лебедев Владимир Юрьевич
В ситуации культуры переходного периода возникает неизбежное «междувременье», порожденное культурной инерцией.