Trickster) - психологически обозначает бессознательные теневые тенденции амбивалентной деятельной переменчивой натуры.
"Встреча с фигурой трикстера может впечатлять любого культурного человека. Трикстер - предвестник спасителя. Он одновременно и сверхчеловек, и недочеловек, животное и божественное бытие, чьей главной и наиболее тревожащей характеристикой является его бессознательное. Именно благодаря ему трикстер отстранен от своих (очевидно, человеческих) собратьев, которые не устают указывать ему, что он пал ниже их уровня сознательности. Он настолько не осознает самого себя, что даже его тело не составляет с ним единства, а его руки борются одна с другой (CVV 9i, par. 472).
Так называемый цивилизованный человек забыл Трикстера. Он вспоминает лишь переносный и метафорический смысл его образа, когда, раздраженный своей несостоятельностью, говорит о судьбе, играющей с ним злые шутки, или о вещах заколдованных. Он совсем не подозревает, что его собственная скрытая и, очевидно, безвредная тень обладает такими качествами, опасность которых превосходит его самые ужасающие сны (там же, par. 478).
ТРИКСТЕР
ТРИКСТЕР
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ТРИКСТЕР
(Trickster). Когда впервые Юнг столкнулся с образом Т., то невольно вспомнил традицию карнавала с полной отменой иерархического порядка и средневековым обрядом, в котором в качестве «подражателя Бога» появляется дьявол. В Т. Юнг обнаружил поразительное сходство с алхимическими фигурами Меркурия с его любовью к озорным шуткам и злым проказам, способностью изменять форму двойственной природой (полуживотное-полубожество), стремлением беспрестанно выставлять напоказ лишения и мучения наряду с приближением к фигуре Спасителя. Оказываясь всецело отрицательным героем, Т. все же — несмотря на свою глупость или благодаря ей — достигает того, что другим не удается достичь никаким сконцентрированным усилием. Юнг установил, что Т. — не только мифологическая фигура, но и часть внутреннего психического опыта (см. МИФ). Когда бы и где бы он ни появлялся, несмотря на свою неприглядную внешность, Т. несет возможность преобразования бессмысленного в осмысленное. Следовательно, он символизирует склонность к энантиодромии; и, хотя это неуклюжее, бессознательное создание, каковым он может оказаться и каковым он предстает перед нами, его действия неизбежно отражают компенсаторные отношения к сознанию (см. КОМПЕНСАЦИЯ). «В своих чистейших проявлениях, — пишет Юнг, — он есть самое правдивое отражение абсолютно Недифференцированного человеческого сознания, соответствующего психике, которая только что покинула животный уровень» (Собр. соч. Г. 9. Парагр. 465). Его можно считать даже ниже животного, поскольку он больше не зависит только от одного инстинкта; и в то же время, при всей его готовности к обучению, он не достиг полной меры человеческого осознания. Наиболее тревожащим аспектом здесь является не столько его бессознательность, сколько его несвязанность. Психологически Юнг рассматривал фигуру Т. как эквивалент тени. «Трикстер — это фигура коллективной тени, сумма всех низменных черт характера у индивидов» (Собр. соч. Г. 9. Парагр. 484) (см. КОЛЛЕКТИВНОЕ). Тем не менее его появление является свидетельством большим, чем просто остаточный след первобытных предшественников. Как, напр., в «Короле Лире» появление Т. обязано самой динамике, существующей в реальной ситуации. Когда Король, доведенный до сумасшествия своими высокомерными сознательными грубыми ошибками, скитается, то его компаньоном оказывается «мудрый» Дурак. Тем не менее актуализация образа Т. означает, что произошло большое несчастье или возникла опасная ситуация. Когда Т. появляется в сновидениях, в живописи, синхронистических событиях, оговорках, фантазиях-проекциях и разного рода личных случайностях, то имеет место освобождение компенсаторной энергии (см. СИНХРОННОСТЬ). Однако узнавание фигуры есть лишь только первый шаг к ее интеграции. С возникновением символа внимание обращается к изначальному деструктивному бессознательному состоянию, но это состояние еще не преодолено. А поскольку индивидуальная тень есть постоянная составляющая личности, она никогда не будет уничтожена. Коллективная фигура Т. реконструирует себя непрерывно, проявляя возбуждающую силу и нуминозность всех предполагаемых образов Спасителя (см. МАНА-ЛИЧНОСТИ; НУМИНОЗ). Юнг написал введение о Т. к книге Бандельера «The Delight Makers». Юнг написал также статью-комментарий под заглавием «К психологии Трикстера», вошедшую в книгу Радина «The Trickster; A Study in American Indian Myphology» (1956). Уиллфорд (1969), no общему признанию, является автором основополагающей работы по данному предмету в современной аналитической психологии.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.