Третий этап (аффективный) развития психики
Третий этап (аффективный) развития психики
Третьему этапу (аффективному) в первые годы присущи обобщенная аффективность в оценке окружающего и возникновение дифференцированного отношения к окружающим исходя из удовлетворения или неудовлетворения его потребностей. Позднее вся деятельность ребенка сопровождается аффективной окраской восприятия событий исходя из отношения к ним: приятные - неприятные, добрый - злой, желанный - нежеланный и т. д. Для этого периода характерны лабильность и нестойкость аффективных реакций, живость их и непосредственность реагирования.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Третий этап (аффективный) развития психики
с 11-14 лет, а у мальчиков - с 12-15 лет. Наиболее характерная перемена - в психике, проявляющаяся на фоне биологического роста. Характерно в этот период то, что дети замыкаются в себе, явно отделяются от родителей, вплоть до склонности отрицать родительский авторитет. Они не могут выносить ограничение свободы, не желают информировать родителей, чем занимаются, ревниво охраняют свою переписку и ужасаются при посягательстве на их личные вещи. Поведение может стать дерзким, неискренним или тайным. Не переносят ограничения их прав. Усиление родительского авторитета в этом возрасте так же опасно, как и полное безучастие. И тот, и другой стиль поведения может повлиять неблагоприятно на ребенка. Родителям очень трудно принять, что их наследники уже не дети, а подростки и девушки. В этот период дооформляется и характер личности. Поведение основывается на самостоятельной реакции на воздействия окружающей среды. Усиливается склонность к творческому фантазированию, нередко появляются мечты о путешествиях, приключениях, желание подражать известным личностям, которые они возводят в культ в области искусства, кино, спорта и др. В этом возрасте с особой силой проявляется чувство справедливости, негодование против сильных, но лишенных искренности и содержания слов. Формируется мировоззрение, причем поступки ставятся на службу идеалу. Возникает чувство дружбы и любви. Связь со сверстниками постепенно заменяет близость с родителями. В этом возрасте дети любят спорить и страстно защищать свои взгляды. Характерно, что в этот период подростки подчиняются тому, кто завоевал авторитет. Нередко они могут влиять отрицательно друг на друга, что может привести к противообщественным действиям и поступкам. В этот период могут появиться негативные и психопатологические черты. Подростки могут замкнуться в себе, причем их внутренняя жизнь становится исключительно интенсивной, без яркого внешнего выражения. Могут развиться взрывные кризисы в поведении. Интерес к другому полу может проявиться в чувстве виновности и изолированности. Начинают писать дневники, мечтать, пытаются сочинять стихи. Эмоциональные реакции обострены и облегчены, причем слезы выступают легко, как и реакция на тревожность и страх. Сексуальная жизнь овладевает сознанием, сексуальные порывы проявляются в онанизме и ночных поллюциях. Онанизм вызывает тревожные переживания из-за существующих по отношению к нему предубеждений в обществе. В этом критическом возрасте могут возникнуть некоторые патогенные или психогенные заболевания.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003