ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

группа тренинговая

специальная малая группа, создаваемая в -практике социально-психологического тренинга для оказания положительного психотерапевтического воздействия на личность в межличностные взаимоотношения.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Группа тренинговая
Группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной ориентации или групповая психотерапия. Состав Г т., особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА
Группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной ориентации или групповая психотерапия. Состав Т. г., особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий.
В современной теории Т. г. сосуществуют различные подходы, исторически развивавшиеся по нескольким направлениям. Можно указать три основных.
Первое и самое раннее связано с опытом проведения психотерапии с группой пациентов. Это полумагические опыты Месмера (Mesmer F. А., 1734-1815), который проводил процедуру "передачи лечебных флюидов" группе пациентов, страдающих различными соматическими и психическими заболеваниями. Более осознанное использование групповых эффектов для усиления воздействия индивидуальной психотерапии приписывается в современной литературе Пратту (Pratt J.), бостонскому врачу, работавшему в 30-е гг. XX в. Практика группового психоанализа была использована учеником Фрейда (Freud S.) Адлером (Adler А.) и последователями Уэндером (Wender L.), Шильдером (Schilder P.) и Барроу (Burrow Т.). Последний ввел термин "групповой анализ". Морено (Moreno J. L.) в 1932 г. термином "групповая психотерапия" назвал групповую работу пациентов, проходящих психодраматическую терапию. Позднее подобный подход использовали и психотерапевты других направлений, в частности Перлс (Perls F. S.), работая с гештальт-группами.
К эмпирическим попыткам психотерапевтов применять групповые формы проведения психотерапии присоединились психологи, занимавшиеся проблемами социальной психологии, что можно рассматривать в качестве второго направления в развитии Т. г. Приоритет в изучении специфических процессов взаимодействия участников групп в современной литературе отдается Левину (Lewin K.), разработавшему "теорию поля". Левин и его сотрудники сосредоточили внимание на изучении поведения малых групп. Под малой группой в социальной психологии понимается такая относительно небольшая группа, участники которой находятся в непосредственном личном общении и взаимодействии. С этого момента понятие Т. г. прямо связано с понятием "малая группа". С некоторыми оговорками можно считать, что практически любой вариант групповой работы, предполагающий интеракционное взаимодействие участников, будь то социально-психологический тренинг или групповая психотерапия, проводится именно в малых группах. С точки зрения социальной психологии, малая группа для таких целей - уникальный объект. С одной стороны, она включает разных людей и тем самым расширяет возможности использования технологий, развивающих способности межличностного взаимодействия (группа как модель микросоциума), с другой - такая группа вполне управляема. В силу ее "промежуточного положения" в ней сосуществуют процессы диадного взаимодействия и почти все значимые эффекты социального плана. Впоследствии веским аргументом в пользу большей эффективности групповых занятий в психотерапии по сравнению с индивидуальными стало открытие того факта, что практически все социальные воздействия на конкретную личность опосредуются малыми группами, в которые данная личность включена. Это выявило новые возможности проведения психотерапии, позволившие оказывать психотерапевтическую помощь без отрыва человека от его реальных микросоциальных связей. Дальнейшее развитие теории малых групп помогло определить эффекты влияния Т. г. на участника. В современной социальной психологии разрабатываются следующие аспекты группового влияния: влияние (взаимовлияние) участников группы, т. е. специфические эффекты, обусловленные составом Т. г., целями, особенностями ролевого взаимодействия и процессом формирования групповых норм, поведением лидера группы (легитимного и неформального), групповой динамикой. Отдельно разрабатываются вопросы групповой этики и психологического риска для участников Т. г.
Подбор пациентов при любом варианте тренинга - важный аспект, зачастую определяющий эффективность и последствия участия в работе Т. г. В зависимости от целей проведения и концептуальной базы различают Т. г.: по возрастному признаку (Т. г. для детей, подростков, взрослых, людей пожилого возраста), по клиническим характеристикам (Т. г. для больных неврозами, больных психическими заболеваниями в состоянии ремиссии, кризисных пациентов и суицидентов и др.), по профессиональному признаку (при проведении обучающих и коммуникативно-ориентированных Т. г.), по социальному статусу (в некоторых случаях оправдано проведение обучающего и коммуникативного тренинга для руководителей определенного уровня) и по другим признакам. Общими принципами отбора для любых Т. г. являются показания для участия в Т. г. и личная мотивация участников.
Цели Т. г. могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие общих коммуникативных возможностей и обучение специальным коммуникативным навыкам, личностный рост участников. Цель проведения Т. г. - не просто декларация направленности, но и в существенной мере процесс организации группового контекста. Важность постановки цели Т. г. в первую очередь определяется сосуществованием различных моделей психотерапии, которые имеют разные цели и задачи, но зачастую используют сходные технические приемы. В качестве примера важности постановки цели для формирования направленности группового процесса в Т. г. может служить применение групповой дискуссии (приема, использующегося практически во всех без исключения Т. г. разной направленности) в социально-психологическом тренинге для рефлексии эффективности коммуникативной стратегии участников группы и в личностно-ориентированном тренинге с целью рефлексии эмоциональных причин неадаптивного поведения.
Существует множество описательных подходов, классификаций групповых ролей, из которых можно выделить два основных. Представители первого подхода считают, что групповые роли распределяются на ранних стадиях формирования группы, развиваются, но в различных группах и стадиях групповой динамики обнаруживают сходство. Другие утверждают, что специфические групповые роли существуют скрыто внутри группы, составляют внутреннюю групповую суть и не проявляются до тех пор, пока не возникнет необходимая ситуация, требующая актуализации определенной роли, и какой-либо участник не примет ее на себя. Отражением последнего подхода является и точка зрения о том, что групповая роль возникает на этапе разрешения группового противоречия как некая тенденция группового сознания. Чаще других в классификациях приводятся следующие групповые роли: лидер, звезда, помощник психотерапевта, "козел отпущения", моралист и т. д. Характер проявления групповых ролей, их интенсивность, гибкость ролевого поведения отдельных участников определяются нормами поведения, принятыми в группе. Наличие адекватных норм и их динамика на начальных этапах Т. г. способствуют формированию общего группового контекста и направленности группы (например, искреннему выражению чувств, взаимодействию друг с другом на основе личных желаний, высокому уровню самораскрытия и др.). Важное значение для Т. г. имеет позиция и роль руководителя группы, что также зависит от целей и задач Т. г., однако общим принципом является требование высокого профессионального уровня психотерапевтов и психологов, ведущих группу, способностей к гибкому ролевому поведению и возможности к свободному от роли общению и поведению.
Групповая динамика анализируется различными исследователями группового процесса. Многие авторы описывают так называемые фазы групповой динамики, но в социальной психологии разделяется мнение о последовательной смене фаз (Bennis W., Shepard H., 1974). Как правило, выделяются: фаза ориентировки и зависимости, фаза напряжения и агрессии, фаза формирования рабочей группы, фаза рабочей группы. Такая тенденция динамики свойственна в полной мере группам тогда, когда ведущие психотерапевты или психологи "не останавливают" групповую динамику. По этой классификации группа движется от состояния зависимости от формального лидера, через конфронтацию и возможность отвечать за качество принимаемых решений к решению индивидуальных и групповых целей, от жесткого (привычного) ролевого поведения к гибкому ролевому поведению, к открытому аутентичному (безролевому) поведению. Групповая динамика свойственна всем свободно развивающимся группам, однако не во всех вариантах ориентации Т. г. считается полезной. Кроме указанного можно отметить и другие варианты развития группы и поведения участников. Примером иной формы динамики является процесс развития саморефлексии и самоанализа, ассоциативного и образного осмысления собственных целей и экзистенциального опыта в группах так называемого экзистенциального тренинга (Kociunas R., 1991).
Третьим направлением в развитии Т. г. можно считать недирективный подход Роджерса (Rogers С. R.) и его последователей, считавших, что терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами. Поведение руководителя является либеральным, недирективным, направленным на взаимодействие участников группы. Роджерс рассматривал руководителя группы как равного партнера для других участников, формирующего спонтанное взаимодействие "Я - Ты", не обремененное традиционными правилами и ограничениями. Новаторство этого подхода заключалось в использовании группового опыта для разрешения трудностей отдельных участников (так называемые группы встреч).
В современных Т. г. в том или ином виде сосуществуют указанные подходы, в разной мере акцентируя основные тенденции, что позволяет условно разделять их по направленности терапии: терапия в группе, терапия группы и терапия группой.
Таким образом, Т. г. - это сложный и многообразный феномен, для адекватного использования возможностей которого необходим большой групповой опыт и специальная подготовка руководителей Т. г.
См. также Лабораторный тренинг, Обучение в области психотерапии, Тренинг.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
241.86 кб

Уровневая типология тренинговых групп

Вачков Игорь Викторович
Читать PDF
318.22 кб

Требования к профессиональной подготовке ведущих тренинговых групп

Макаров Юрий Васильевич
Автор дает анализ основных подходов к организации тренингового процесса и личности ведущего тренинговых групп.
Читать PDF
30.19 мб

Взаимодействие ведущего и участников тренинговой группы (из опыта работы)

Шипуля Александр Борисович
Статья имеет несколько целей.
Читать PDF
263.11 кб

Теоретические и методические проблемы психологии большой тренинговой группы

Петрушин Сергей Владимирович
Вот уже многие десятилетия проблемы групповой психологии находятся в центре внимания социальных психологов во всем мире.
Читать PDF
82.03 кб

Использование ролевых игр в подготовке ведущих тренинговых групп для организаций

Авилов Г. М., Терпугова О. В.
Анализируется возможность управления корпоративной культурой посредством тренинговых технологий. Предлагается авторская модель компетенций ведущего тренинговых групп для организаций.
Читать PDF
128.16 кб

Психология тренинговых групп как Прикладная область социально-психологической науки

Макаров Юрий Васильевич
Статья раскрывает содержание психологии тренинговых групп, как новой, прикладной области социально-психологической науки.
Читать PDF
377.61 кб

Формирование тренинговых групп для развития эмоциональной зрелости педагогов школ интернатного типа

Свиридова Инна Александровна
Осуществлено формирование тренинговых групп для успешного освоения разработанной программы по формированию эмоциональной зрелости как одного из ведущих компонентов психологического благополучия педагогов школ интернатного типа для
Читать PDF
1.44 мб

Модель компетенций ведущего тренинговых групп как сочетание профессиональных знаний, навыков, ценнос

Трагель Мария Владимировна
Растущий интерес к технологии тренинга и увеличение числа людей, проводящих тренинги, делают актуальным вопрос: каким должен быть специалист для эффективной реализации технологии?
Читать PDF
195.89 кб

Обобщение сопоставляемых критериев успешности групповой тренинговой рефлексии магистрантов психолого

Долгова Валентина Ивановна
В статье проведено обобщение сопоставляемых критериев изучения групповой тренинговой рефлексии как инновационной технологии подготовки магистров психолого-педагогического направления.
Читать PDF
444.42 кб

Понятие и модель применения тренинговой психотехнологии в учебных группах с деструктивными взаимоотн

Адушкина И. Б.
Читать PDF
181.80 кб

Исследование и развитие определенных качеств толерантности в тренинговых группах с различной степень

Шабанов Лев Викторович, Частоколенко Яна Борисовна, Кабрин Валерий Иванович, Савин Павел Николаевич
В этой статье мы представляем концепцию специализации кафедры социальной психологии Томского государственного университета, выраженную в объединении недирективных и креативных подходов в активных тренинговых группах, а также в пон
Читать PDF
302.15 кб

Выбор участниками тренинговых групп определенного коммуникативного пространства как проявление психо

Смирнов Сергей Владимирович
Статья посвящена изучению факторов, влияющих на психологическую готовность к личностным изменениям и их проявлению в особенностях выбора участниками реальных тренинговых групп определенного коммуникативного пространства.