Тренинг общения

Найдено 1 определение:

Тренинг общения

англ. train - обучать, воспитывать) особая форма организации развивающей среды и групповой образовательной деятельности, а также социально-психол. технология формирования компетентности в сфере О. и профессионального О. в частности. Тр. о. является одним из видов социально-психол. тренинга. Он направлен на решение трех категорий психол. задач: 1) Мировоззренческие: а) коррекция и формирование ценностных ориентаций, жизненных смыслов и социальных установок участников, целесообразных для повышения эффективности О.; б) коррекция субъективных отношений участников к себе и окружающим людям; в) формирование персональных поведенческих стратегий партнерского взаимодействия и т. п. 2) Развивающие: а) развитие способности познавать и понимать себя и др. людей; б) развитие способностей к эмпатии, идентификации и рефлексии; в) развитие способности оценивать и выстраивать процесс О., учитывая т. зр. всех его участников и т. п. 3) Технологические: а) освоение техник и приемов слушания собеседников; б) освоение способов адекватной передачи собственных сообщений; в) освоение средств невербальной коммуникации и т. п. В Тр. о. широко используются интерактивные методы: имитационные и ролевые игры, групповые дискуссии, групповая рефлексия и т. п. Принято считать, что первые разработки тренинговых форм личностного саморазвития принадлежат школе К. Левина. Исходное положение этой социально-психол. технологии заключается в понимании того, что изменения в установках и поведении людей происходят гораздо эффективнее в процессе их группового, а не индивидуального функционирования. Саморазвитие человека обусловливается рефлексией того, как его воспринимают др. люди. Дальнейшее развитие тренинг получил в разработках К. Роджерса в русле гуманистической психологии, Э. Берна в русле трансактного анализа, Я. Морено в русле психодраммы, К. Фопеля в плане методики проведения занятий и т. д. В отеч. социальной психологии теория и методология тренинга, направленного на развитие качеств, свойств, умений, способностей и установок человека, проявляющихся в процессе О., разрабатывалась Л. А. Петровской, В. П. Захаровым, Н. Ю. Хрящевой, И. В. Вачковым, Н. И. Козловым и др. Для успешного проведения Тр. о. с самого начала необходима организация особой творческой среды с характеристиками команды, семьи. Именно эта общность становится инструментом личностного развития каждого участника. Формированию и саморазвитию этой общности уделяется постоянное внимание ведущего (тренера). Находясь в среде, насыщенной развивающими возможностями, участники тренинга активно используют те из них, к-рые оказываются для них наиболее значимыми. Оптимальна группа из 10-16 человек, что обусловлено необходимостью их постоянной обратной связи между собой, а также с ведущим. Технология Тр. о. построена т. о., что от участников не требуется каких-либо специальных знаний, хотя исходный уровень коммуникативной компетентности участников влияет на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Наиболее важные принципы организации развивающей деятельности в тренинговой группе - безоценочность и приоритет процесса выполнения любого задания над его формальным результатом. К традиционным принципам относятся также: принцип активности участников, исследовательской творческой позиции, объективации (осознания) поведения, партнерского (субъект-субъектного) О. Тренинговая среда - это креативная развивающая среда, в к-рой перед участниками постоянно возникают проблемы, требующие нестандартного разрешения. Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участником от др. членов группы. Комплексная реализация всех принципов создает особые возможности для личностного саморазвития всех участников тренинговой группы. Ведущий Тр. о., как правило, должен иметь профессиональное психол. или пед. образование. Традиционно подготовка тренеров состоит из ряда обязательных этапов: 1) прохождение нескольких тренингов у разных ведущих в кач. участника; 2) теорет. и методическая подготовка; 3) практика ведения тренинга в кач. котренера (второго ведущего); 4) супервизорская практика (самост. проведение тренинга под наблюдением более опытных коллег). Тренинговые упражнения применяются ведущим в зависимости как от целей и общей стратегии данного занятия, так и в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Важное место в Тр. о. отводится упражнениям, направленным на повышение самооценки, построение перспективных линий личностного саморазвития участников. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, к-рые направлены на стимулирование осознавания себя как профессионала и человека, своего места в мире, на переосмысление системы ценностей. Значение Тр. о. в процессе профессиональной подготовки представителей социально ориентированных профессий неуклонно возрастает, поскольку его эффективность по сравнению с др. формами обучения и развития коммуникативных навыков убедительно доказана практикой. Лит.: Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007; Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989; Льюис Д. Л. Тренинг эффективного общения. М., 2002; Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989; Она же. Общениекомпетентность-тренинг: Избр. тр. М., 2007; Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997. В. А. Ясвин
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Тренинг общения для младших школьников

Габуева Е.М.
Скачать PDF

Международная научно-практическая конференция «Психология общения: тренинг человечности», посвященна

Соловьева Ольга Владимировна
Скачать PDF

Тренинг взаимодействия родителей с детьми раннего возраста в процессе общения

Токарева Елена Николаевна
Рассмотрены основные концепции детско-родительских отношений. Определено, что тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности с ребенком раннего возраста. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. Представлены результаты сравнительного исследования динамики общения родителей с детьми раннего возраста, позволяющие определить эффективность тренинга, предложенного автором.
Скачать PDF

Опыт разработки тренинга невербального общения для российских и китайских студентов

Гридунова Марина Владимировна
Статья посвящена проблеме повышения эффективности межкультурной компетентности в невербальном общении. Анализируются результаты измерения эффективности тренинга невербального общения, разработанного на основе исследований этнических стереотипов о невербальной коммуникации у российских и китайских студентов.
Скачать PDF

Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выс

Бедарева Кристина Анатольевна
Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.
Скачать PDF

Использование биообратных связей в тренинге саморегуляции.

Бесова С.С.
Скачать PDF

Организация психологического тренинга стрессоустойчивости

Русских Л.А.
Скачать PDF

Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов

Быкова А. В.
Целью работы является выявление роли тренинга креативности в развитии особенностей самоактуализации личности студентов. Креативность рассматривается как неотъемлемая характеристика личностного роста и самоактуализации. Результаты исследования свидетельствуют о значимости развития особенностей самоактуализации личности посредством занятий тренинга креативности.
Скачать PDF

БОС тренинг как инструмент терапевтического контакта

Астахова А.И., Кицина Т.А.
БОС терапия делает пациента активным участником терапевтического процесса и предоставляет возможности возмещения актуального для современной медицины дефицита диалога между терапевтом и пациентом. Она дает возможность работать одновременно с различными аспектами запроса пациента: его физиологическими проявлениями, влиянием эмоций и психосемантикой.
Скачать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в эмоциональной сфере, когнитивной и поведенческой. Предложена авторская модель социально-психологического тренинга по формированию групповой сплоченности.
Скачать PDF

Психологический тренинг как средство снятия эмоционального напряжения у студентов в период экзаменац

Макаров Юрий Васильевич
Раскрываются различные аспекты снятия эмоционального напряжения у студентов в период экзаменационных сессий средствами психологического тренинга.
Скачать PDF

Исследование динамики выраженности профессионально важньгх качеств курсантов под воздействием тренин

Кисилева Т. В.
Статья посвящена исследованию динамики выраженности профессионально-важных качеств военных педагогов-психологов в учебном процессе. Выявлено повышение уровня эмпатии, рефлексии, коммуникабельности, эмоционально-волевой стабильности под воздействием психологического тренинга.The article features the research of dynamics of military teachers' significant professional qualities in training. The author reveals the increase of empathy, reflexion, sociability, emotional stability levels as a result of psychological training
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!