ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

Найдено 6 определений термина ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

traumatic NEUROSIS) Психиатрическое заболевание, симптомы которого

а) развиваются непосредственно после неожиданного, вызывающего шок переживания (см. ШОК),

б) не могут быть объяснены как результат Органического повреждения мозга или любой другой части тела, и

в) содержат стереотипные действия или "приступы" частичного повторения травматического события и стереотипные сновидения, в которых повторяются переживания.

Травматический невроз отличается от других неврозов тем, что его симптомы, включая травматические СНОВИДЕНИЯ, не поддаются ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Другими словами, травматический невроз лишен бессознательного СМЫСЛА (см. также БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ). Он, однако, имеет свое специфическое назначение, а именно: дает пациенту возможность ретроспективно справиться с неожиданным переживанием, вновь вызывая его и ПЕРЕРАБАТЫВАЯ. Травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими, или переносят в ПСИХОНЕВРОЗЫ. Последний, похоже, имеет место только в тех случаях, когда симптомы оказываются выгодными, например, дают пациенту право на пенсию или позволяют признать солдата негодным к строевой службе.

Оцените определение:

Источник: Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995 г

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

Свободное значение — любой невроз, который развивается в результате некоторого драматического события, такого как серьезный испуг, внезапное серьезное повреждение и т.п. См. стрессовая реакция грубости.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

НЕВРОЗ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ

заболевания, наступающие как результат механического воздействия, механической травмы.

Согласно З. Фрейду, при определенных обстоятельствах Я бывает заинтересовано в появлении и существовании такого невроза как выгодной формы защиты от опасности.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (TRAUMATIC NEUROSIS)

Специфическая форма невроза, возникающего в результате действия угрожающих факторов, реальной физической либо психической травмы (то есть внезапного и сильного стресса). Описываемые неоднократно под различными названиями, проявления травматического невроза стали привлекать внимание лишь в связи с психологическими последствиями мировой войны. Травматический невроз возникает, как правило, после катастроф, аварий, стихийных бедствий, насилия, то есть в тех случаях, когда травматические воздействия выходят за рамки привычных переживаний. Травматический невроз представляет собой 'вызванное стрессом' расстройство тревожного типа, часто настолько тяжелое, что его оправданно называть паникой. По продолжительности травматический невроз принято разделять на острый, затяжной и хронический. Человек может справляться с тревогой с помощью различных невротических механизмов - истерического (соматические симптомы или состояния прострации, называемые травматической истерией), обсессивного или фобического.

Симптоматика травматического невроза включает переживания постоянного воспроизведения травматической ситуации, замедление ответных реакций на различные стимулы, ограничение контактов с внешним миром, а также целый ряд дисфорических расстройств и когнитивных нарушений. Верным признаком при постановке диагноза травматического невроза являются повторяющиеся сновидения, в которых травматическое событие воспроизводится с минимальными изменениями. Такие сновидения всегда связаны с тревогой, ажитированным беспокойством и страхом, что сон появится снова. Это, в свою очередь, ведет к бессоннице. Часто возникающие раздражительность, социальная отчужденность и недоверие к другим выражаются в нарушении межличностных отношений и ослаблением социальной активности. Установку ухода или безразличия можно было бы назвать блеклым аффектом, однако тщательное обследование в процессе терапии обнаруживает переживаемый пациентом мучительный и порой невыносимый аффект.

Эпизоды навязчивого воспроизведения травматической ситуации в фантазиях и представлениях - один из наиболее характерных признаков травматического невроза. Больные чувствуют себя скованными бесконечной цепью болезненных переживаний, каждое из которых может стать 'пусковым механизмом' для последующих. Они выглядят раздраженными, 'отстраненными' либо крайне несдержанными и вспыльчивыми, зачастую по отношению к близким и всем тем, кто готов оказать им помощь и поддержку.

После травматического события индивид чувствует в себе изменения; он воспринимает себя не таким, как раньше. Он лишается уверенности в себе и не чувствует легкости в поведении. Он ощущает в себе изменения, но не понимает, как эти изменения произошли. Человек больше не чувствует себя способным доверять себе и считает, что и другие тоже не могут его защитить.

Повторяющиеся сновидения отражают попытку справиться с первоначальной травмой с помощью отрицания. Сновидения настолько реальны, что сновидец не может сразу определить их настоящий характер, поэтому он может почувствовать, что действительное событие - не более чем сон. Подобные защитные функции выполняют и повторяющиеся воспоминания.

Несмотря на выраженность симптоматики и ее влияние на адоптацию, травматический невроз хорошо поддается психотерапевтическому лечению, основанному на фундаментальном понимании расстройства.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

невротическое заболевание, симптомы которого развиваются после эмоционального шока и вызванного им переживания.

   В психоанализе травматический невроз рассматривается, как правило, с точки зрения частичного повторения травматического события, повторяющегося переживания травмы, стереотипных сновидений и действий, отражающих фиксацию на травме. Подобное понимание травматического невроза имело место у З. Фрейда, который подчеркивал, что в основе данного заболевания лежит «фиксация на моменте травмы».

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд отмечал, что травматические неврозы особенно часто возникают во время войны, после железнодорожных крушений и других страшных жизненных катастроф. В своих сновидениях такие больные постоянно повторяют травматическую ситуацию. Создается впечатление, будто эти больные не покончили с подобной ситуацией, которая стоит перед ними как неразрешенная актуальная проблема.

По аналогии с травматичеким неврозом основатель психоанализа назвал травматическими переживания, на которых фиксированы нервнобольные. Вместе с тем он признавал, что в своей основе «травматические неврозы не то же самое, что спонтанные неврозы, которые мы обычно аналитически исследуем и лечим». З. Фрейд признавал также то, что ему не удалось рассмотреть эти заболевания с психоаналитической точки зрения. Он лишь выражал надежду на возможность объяснения в будущем природы и существа травматических неврозов.

   В 1919 г. был опубликован труд «Психоанализ военных неврозов», предисловие к которому написал З. Фрейд и который содержал доклады К. Абрахама (1877–1925), Э. Джонса (1879–1958), Ш. Ференци (1873–1933) и других аналитиков, размышлявших над спецификой травматических неврозов. Год спустя в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) основатель психоанализа отмечал, что Первая мировая война дала повод к возникновению большого количества травматических неврозов и положила конец попыткам сводить это заболевание к органическому поражению нервной системы вследствие влияния механического воздействия. В связи с этим он писал, что «картина состояния при травматическом неврозе приближается к истерии по богатству сходных моторных симптомов, но, как правило, превосходит ее сильно выраженными признаками субъективных страданий, близких к ипохондрии или меланхолии, и симптомами широко разлитой общей слабости и нарушения психических функций».

   З. Фрейд констатировал то обстоятельство, что психоаналитики еще не достигли полного понимания как военных неврозов, так и травматических неврозов мирного времени. Выяснилось, например, что картина болезни военных неврозов иногда возникает и без грубого участия механического повреждения. В свою очередь, в обыкновенном травматическом неврозе обнаружились две возможности: одна связана с тем, что основным этиологическим условием является момент внезапного испуга; вторая – с тем, что одновременно перенесенное повреждение препятствует возникновению невроза.

   В бодрственном состоянии больные травматическим неврозом не уделяют много времени воспоминаниям о постигшем их несчастном случае. Во время сна они постоянно возвращаются в ситуацию катастрофы, приведшей к заболеванию. Если принять во внимание данное положение, то оно оказывается как бы противоречащим утверждению З. Фрейда, согласно которому сновидение является исполнением желания человека. В связи с этим основатель психоанализа пояснял: «Если мы не хотим, чтобы сны травматических невротиков ввели нас в заблуждение относительно тенденции сновидения исполнять желание, нам остается заключить, что в этом состоянии функция сна так же нарушена и отклонена от своих целей, как и многое другое, или мы должны были бы подумать о загадочных мазохистских тенденциях «я».

   В работе «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд констатировал, что тема травматического невроза является «темной и мрачной». Позднее в рукописи «Очерк о психоанализе» (1938), опубликованной в 1940 г., он отмечал, что если невротическое заболевание начинается в раннем детстве, то применительно к травматическим неврозам их связь с детерминантами в детстве до сих пор не была прослежена. В качестве предположения З. Фрейд высказал следующую мысль: «Возможно, что такие заболевания, как травматические неврозы (вызванные чрезмерным испугом или сильным соматическим шоком, например, железнодорожным крушением, погребением под земляным обвалом и т. д.), являются исключением».

   Некоторые психоаналитики полагают, что травматический невроз дает пациенту возможность ретроспективно справиться с травмирующим переживанием путем соответствующего воспроизведения его и последующей переработки. По мнению английского психоаналитика Ч. Райкрофта (р. 1914), нашедшему отражение в «Критическом словаре психоанализа» (1968), «травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими, или переходят в психоневрозы».   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Невроз травматический

traumatic neurosis) – 1. в психоанализе – психиатрическое расстройство, симптомы которого: а) развиваются после неожиданного, вызывающего психологический шок переживания; б) не могут быть объяснены как результат органического повреждения головного мозга или любой другой части тела и в) содержат стереотипные действия или «приступы» частичного повторения травматического события и стереотипные сновидения, в которых повторяются представления психотравмирущих ситуаций («обратные кадры». Отличается от других неврозов главным образом тем, что его симптомы, включая травматические сновидения, не поддаются определенной интерпретации, то есть истолкованию в системе психоаналитических терминов. Этот невроз, как поэтому считается, «лишен бессознательного», но имеет свое специфическое назначение, а именно то, что он дает пациенту возможность ретроспективно справиться с неожиданным переживанием, вновь вызывая его и постепенно его перерабатывая, то есть привыкая к новому положению дел, преодолевая утрату или болезненное переживание. Травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими либо переходят в психоневрозы. Последний исход, похоже, имеет место в тех случаях, когда симптомы оказываются в том или ином отношению выгодными, например, дают пациенту право на пенсию или позволяют признать солдата негодным к строевой службе; 2. в психопатологии – расстройство, основным проявлением которого является упорное стремление пациентов получить компенсацию за якобы причиненный им материальный (или моральный) ущерб путем сутяжничества и/или кверулянства. Ныне термин в последнем его значении употребляется редко. Ср. Невроз военный, Невроз истерический, Невроз рентный.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Разработка информационной технологии для оценки риска психологических и неврологических нарушений

Полевая С.А., Яхно В.Г., Парин С.Б., Нуйдель И.В.
Рассмотрены варианты базовых моделей нейроноподобных систем для описания динамических процессов обработки сенсорных сигналов. Проведено сопоставление с экспериментальными нейрофизическими данными осознания внешних стимулов и внутренних состояний человека.
Скачать PDF

Особенности содержания сновидений лиц, страдающих неврозами

Авакумов Сергей Владимирович
В работе представлены результаты сравнительного анализа содержания сновидений лиц, страдающих пограничной нервно-психической патологией, и без таковой. Исследование позволило выявить характерные для различных видов невротических расстройств предпочтения к включению в сновидения объектов ряда категорий.
Скачать PDF

Материнство в зеркале невротического конфликта

Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л.
Исследование посвящено личностно обусловленному аспекту материнства социально-ролевой функции женщины. Рассматриваются механизмы возникновения невротического конфликта, обусловленного конкуренцией ценностей, дефектами установок или неадекватной мотивацией к деторождению. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также в плане разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.
Скачать PDF

Изучение динамики экспериментально-психологических характеристик больных с невротическими растройств

Мизинова Елена Борисовна
Статья является результатом многопланового психологического исследования пациентов с невротическими расстройствами, проходивших лечение в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института (СПбНИПНИ) им. В.М. Бехтерева на протяжении тридцатилетнего периода (сопоставление современных данных с данными прошлых лет). Представлен анализ динамики отдельных индивидуально-типологических характеристик больных с невротическими расстройствами, имеющих значение для понимания их психогенеза, а также процесса адаптации в стрессовых ситуациях
Скачать PDF

«Студенческий» невроз: причины возникновения

Черева Татьяна Николаевна
В статье дан обзор истории возникновения понятия «невротическое расстройство» и приведены данные исследования признаков невротизирующего влияния на студентов учебного процесса.
Скачать PDF

Особенности личностных качеств у лиц с невротическими внутренними конфликтами

Красильников Игорь Александрович
В статье приводится эмпирическое исследование особенностей личностных качеств женщин с невротическими внутренними конфликтами. Приводятся результаты сравнительного анализа личностных качеств между группами условно здоровых и больных неврозом; они позволяют глубже понять роль личности в происхождении внутренних конфликтов.
Скачать PDF

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами

Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович
В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциированном. Установлена специфика деформации системы отношений, основы чему закладываются в дисфункциональной родительской семье.
Скачать PDF

Динамика социально-психологических характеристик личности больных с невротическими расстройствами и

Мизинова Елена Борисовна, Колотильщикова Екатерина Андреевна
Представлены результаты исследования динамики социально-психологических особенностей личности больных с невротическими расстройствами и их влияние на характер и степень выраженности психопатологической симптоматики
Скачать PDF

Использование мультипликации и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-

Яковлев Виталий Анатольевич
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы автор видит в таком часто встречающемся факторе невротизации детей, как недостаток эффективного общения с родителями, который приводит их к альтернативной замене длительному, не контролируемому взрослыми просмотру телевизионных программ. Данная альтернатива нередко выступает как усугубляющий невротическое расстройство фактор. Представлена методика использования мультипликации как инструмента психологической коррекции.
Скачать PDF

Исследование характеристик невротического статуса и субъективной организации перцептивных ощущений в

Петрожак О.Л., Фомин Н.А.
Рассмотрены особенности субъективного переживания интрацептивных ощущений в норме у лиц с различным уровнем невротизации в свете феноменологии телесности. В исследовании выявлены общий уровень невротичности, доминирующие невротические расстройства, а также степень осознания интрацептивных ощущений.
Скачать PDF

Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподо

Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами. Выявлены виды родительского отношения и типы семейного воспитания в семьях детей исследуемых групп. В семьях детей с неврозоподобными расстройствами отмечается недостаточное принятие ребенка, чрезмерный контроль за действиями ребенка, недооценивание ребенка как личности, патологизирующее семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. В семьях детей с неврозами тип воспитания соответствует потворствующей гиперпротекции, выявлены признаки неуверенности в выборе воспитательной стратегии, предпочтения в ребенке детских качеств, смыслообразующей роли ребенка в жизненной ситуации. Определены особенности структуры личности детей каждой группы в зависимости от видов родительского отношения и типов семейного воспитания. Для детей с неврозоподобными расстройствами характерны эмоциональная неустойчивость, незрелость, отсутствие ответственности за свои поступки, возбудимость, нетерпеливость, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность, легкомысленность. Для детей с неврозами тревожность, вялость, апатичность, ригидность, сниженный фон настроения, молчаливость, подозрительность, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность. Показано, что дети обеих групп используют неэффективные типы фрустрационного реагирования. Проведен корреляционный анализ влияния семейного окружения на особенности структуры личности и типы фрустрационного реагирования детей каждой исследуемой группы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16