ТРАНЗАКЦИЯ Транзитивная диагностика

ТРАНЗИТИВИЗМ

Найдено 2 определения термина ТРАНЗИТИВИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАНЗИТИВИЗМ

лат. transitus - переход, перемещение). Бредовой феномен, наблюдающийся при синдроме Кандинского-Клерамбо и проявляющийся в убежденности больного, что испытываемые им болезненные ощущения и переживания воспринимаются не только им, но и его близкими, родственниками, окружающими. Это относится к галлюцинациям, псевдогаллюцинациям, чувству внешнего воздействия. Высказывается уверенность, что больные люди вокруг него, тогда как он психически здоров. Наряду с такого рода отчуждением и проекцией вовне собственных психических переживаний В.А. Жмуров [1988] к Т. относит случаи, когда больной утверждает, что окружающие во всем копируют его, становятся его двойниками.

Оцените определение:

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Транзитивизм

лат. transitus – переход, перемещение) – в психопатологии - 1. термин C. Wernicke, обозначает феномен, при котором пациент ощущает некое растройство присущим: а) не только себе, но и кому-то из окружающих его людей, или б) другим людям, но не самому себе. С точки зрения психоанализа, транзитивизм (в случае «б») представляет собой проекцию, защитный механизм, а с позиций психопатологии – проявление деперсонализации. С позиции теории эгоцентризма Ж.Пиаже, транзитивизм (в случае «а») есть выражение особенности детского, незрелого мышления, когда собственные мысли и чувства приписываются другим людям. В психопатологии данный вариант расстройства характеризует сенситивные идеи отношения Кречмера, поскольку болезненная прикованность внимания к собственному недостатку усматривается также у окружающих людей, которые, как чувствует пациент, также знают об этом дефекте пациента, как мнимом, преувеличенном, так и реальном, и их внимание столь же неоступно приковано к нему, как его собственное. Собственно транзитивизмом данный патологический феномен, повидимому, не является, нечто подобное наблюдается у большинства и здоровых лиц.. По мнению К.Ясперса, развитие транзитивизма связано с тем, что у пациента существует «специфический способ непонимания психической жизни других людей, встречающийся на начальных стадиях процессов: окружающие кажутся больному... удивительными и непонятными». Другими словами, пациент теряет способность узнавать собственные явления психического, хотя он ощущает их в себе и они его удивляют, пугают, но эти явления он рассматривает как свойственные не собственной личности, а присущие окружающим людям и неодушвленным объектам.. К.Ясперс, очевидно, имеет в виду некоторые часто встречающиеся симптомы (см. Олицетворения неодушевленных предметов расстройство, Олицетворенного восприятия феномен), при которых пациент проецирует свои эмоции на внешние объекты, то есть опять-таки деперсонализацию.

Существует второй, несколько иной, хотя в сущности аналогичный предыдущему вариант транзитивизма, проявляющийся в процессе бредообразования и чувстве внешнего овладения. Так, в некоторых случаях раннее проявление бреда осознается пациентом не как свойственное его собственной личности, а присущее окружающим его людям. Например, пациент замечает, что случайные прохожие начинают как-то странно, многозначительно себя вести, они намекают, а то и недвусмысленно дают понять ему, что он, пациент, является выдающейся, исторической личностью или ему свойственен серьезный физический дефект. Поначалу он с этим не соглашается, считает чем-то бессмысленным, а то и признаком помешательства самих этих людей, но несколько позднее он вполне начинает в это верить и сам, одновременно с тем делается непреклонным в своем убеждении в том, что и окружающие его люди сохраняют свою уверенность в том, что он перевоплотился в святого человека, в великого полководца или урода. Другими словами, он как бы не сразу принимает возникшую в своем бессознательном и поначалу чуждую его сознательному Я идею, и это означает, что у него завершается формирование бреда величия либо физического недостатка. Нередко встречаются также пациенты, указывающие на то, что, по их мнению, окружающие люди вдруг превратились в «роботов», «марионеток» или что этими людьми явно кто-то руководит или управляет. Лишь позднее ощущение ощущение внешнего овладения он почувствует у себя самого. В таком представлении транзитивизм, предположительно, связан (хотя бы в части случаев) с тем, что в начале развития психотического симптома возникает диссоциация личности на здоровую и «больную» субличности, но при этом автономная активность последней некоторое время воспринимается где-то вне собственного Я, за пределами внутриличностной области, как нечто, присущее личности кому-то из посторонних людей и не обязательно только людей. Транзитивизм в этом его представлении вообще свойственен пациентам с бредовым и галлюцинаторно-параноидным расстройством на той ранней стадии их развития, когда пациенты «спасаются» от мнимых преследователей, особенно если принять, что возникающее у пациентов ощущение враждебности окружающих есть проявление их собственной и отчужденной аутоагрессивности.

Третий вариант транзитивизма представляет, повидимому, бред редупликации, когда пациент чувствует, что кто-то из неизвестных людей в точности копирует его действия и высказывания или думает, что у него появился «двойник», точная «копия» его самого. Он как бы приписывает свои действия, мысли, намерения другому человеку (другим людям), вполне осознавая тот факт, что они свойственны также ему самому. Отличие от вышеупомянутого, связанного с деперсонализацией варианта транзитивизма состоит здесь в том, что в этом случае: а) пациент осознает, что удвоение касается его собственных действительных действий и б) что его двойником (двойниками) является некий воображаемый человек (являются воображаемые люди), то есть тиражируемое в разных количествах чувство собственной идентичности, а не кто-то из окружающих его реальных людей; 2. в логике - обычно используют термин транзитивность или переходность – свойство величины быть тождественной третьей величиной, если она равна второй, которая, в свою очередь равна первой (если «А» = «В», а «В»=«С», то «А» = «С»).

Некоторые исследователи, добавим к сказанному в п. 1, считают транзитивизмом расстройство, при котором пациенты чувствуют, что испытываемые ими болезненные явлениями воспринимаются не только ими, но также окружающими людьми. При этом имеются в виду такие расстройства, как галлюцинации, псевдогаллюцинации, чувство внешнего воздействия (о последнем сообщалось впереди). Но здесь есть одна важная деталь. Например, если пациент с галлюцинациями чувствует, что эти его обманы восприятия, в частности, голоса, слышат и окружающие, то это не означает еще, что такие же обманы восприятия свойственны, по мнению пациента, и другим людям. Дело в том, что истинные галлюцинации для пациента суть такой же реальный объект, как и другие явления действительности, которые воспринимают окружающие. Речь в данном случае идет, скорее о проявлениях эгоцентризма – мало кто и из здоровых людей сомневается в том, что кто-то из окружающих видит облака или деревья как-то иначе, чем они. Что касается псевдогаллюцинаций, то им свойственно отсутствие чувства их принадлежности внешнему миру, на них ощущение транзитивизма распространяется в меньшей степени.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 4

Социокогнитивная транзитивность социальных представлений о жизненной реальности (русскоэтничная моло

Бакшутова Екатерина Валерьевна, Рулина Татьяна Константиновна
В рамках подходов социального конструкционизма (картина мира, внутренний план реальности) и культурно-исторической опосредованности (групповые стереотипы интерпретации реальности) выполнено эмпирическое исследование социокогнитивной транзитивности (различение консервативных, транзитивных и инновационных социальных ориентаций городской и квазигородской молодежи мегаполиса). Опираясь на опыт исследователей, разрабатывавших опросники для изучения социальных представлений о различных феноменах социальной реальности, а также на метод обоснованной теории, авторы представили опросник консерватизма социальных представлений, а также результаты исследования, проведенного на выборке в 300 человек русскоэтничной молодежи, проживающей в Самаре и относящейся к разным поколениям (горожане и квазигорожане). Консерватизм в данной работе рассматривается как феномен личностной и общественной мировоззренческой стагнации, отчуждения и иммобильности, формирующихся на основе использования устаревших социокогнитивных стереотипов в самоидентификационных процессах и выражающихся анахроничными, иммобильными представлениями в процессах социального сравнения, ведущих к обесценению потребностей развития личности и социальной общности. Новаторство социальных представлений возникает (и описано в статье на основе полученных результатов) как интегрированное понимание социальной реальности, в которой субъективная реальность симметрична объективной реальности, а не определенной нормативной модели. Доказано, что квазигородская молодежь трансформирует городскую ментальность (цивилизационную) в традиционалистскую. В исследовании выявлено, что социальные представления региональной молодежи актуализируют феномен консерватизма как фактор бессознательного сопротивления изменениям, хотя развиваются процессы расслоения феномена и его ослабления. В целом антагонизм социального познания модернистского и традиционалистского генеза не выявлен. Обнаружено, что городская молодежь всего лишь характеризуется более ослабленными уровнями консерватизма социальных представлений в отличие от квазигорожан.
Скачать PDF

Репрезентация концепта «Субъект» как транзитивной функции в онтопсихологическом становлении личности

Статный Владлен Михайлович, Шаранов Юрий Александрович
В данной статье обосновывается предположение о том, что субъектные атрибуты являются имманентными характеристиками различных уровней человека индивида, личности, индивидуальности и, собственно, субъекта. Высший уровень развития личности субъектный, совпадает с уровнем ее зрелости и креативности.
Скачать PDF

Личное конструирование как механизм экономической социализации в транзитивном обществе

Вяткин Александр Павлович
Транзитивное общество создает для личности ряд новых барьеров утрачивается чувство стабильности, теряется привычная социальная идентичность, возникает ценностно-смысловой конфликт, приоритетными становятся краткосрочные решения. Известные психологические механизмы социализации, характерные для стабильного общества, в этой ситуации малоэффективны. В статье предлагается новый механизм социализации это механизм личностного конструирования экономической роли, включенного в контекст самоидентификации в ней. Он смещает акцент в сторону активности субъекта деятельности в экономической роли, наполняет ее личностным смыслом и формирует ролевую идентичность. Смысловое содержание роли формируется на фоне ее наполнения личностными конструктами. Личностный смысл несет и сохраняет неповторимость личности, а объективированное значение представляет социальное «Я» как эффект социализации. В качестве критерия ролевой идентичности выступает сходство (связь) представлений о роли с образами идеального и реального «Я» на основании личностных конструктов.
Скачать PDF

Факторы и условия виктимизации личности в условиях транзитивного общества

Фоминых Е.С.
В статье рассматривается проблема детерминации виктимности и виктимизации личности в условиях транзитивного общества. Представлены основные характеристики транзитивности (неустойчивость, социальная неопределенность, трансформация ценностей, норм, эталонов и др.), деформирующие процесс включения развивающейся личности в разноуровневые системы: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему. Анализируются внешние и внутренние факторы и условия виктимизации современной личности. Внутренние факторы виктимизации личности объединяют психодинамические базисные свойства и программирующие свойства, определяющие содержательно-смысловые программы поведения и деятельности. Внешние факторы включают: психосоциальную деформацию и дисфункциональность семьи, риски образовательной среды, вовлечение в деструктивные субкультуры, средства массовой информации, специфику общества и государства, природно-климатические и экологические условия.
Скачать PDF