ТРАНЗИТИВИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Транзитивизм
Transitivismus trans - приставка в значении «пере-», itio - движение. Лат. - своеобразный «перенос» собственных ощущений, переживаний, представлении больного на окружающих людей - родных, близких, соседей по койке и убежденность в том, что болен не он, а другие, указываемые им люди.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Транзитивизм
(Transitivismus) (от лат. transitus - ход, перемещение). Убежденность больного, что определенные ощущения испытываются не только им, но и окружающими его людьми, или же другими лицами, которые больны, в то время как он сам здоров. Проявление синдрома Кандинского-Клерамбо. См. Кандинского-Клерамбо, синдром.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ТРАНЗИТИВИЗМ
лат. transitus - переход, перемещение). Бредовой феномен, наблюдающийся при синдроме Кандинского-Клерамбо и проявляющийся в убежденности больного, что испытываемые им болезненные ощущения и переживания воспринимаются не только им, но и его близкими, родственниками, окружающими. Это относится к галлюцинациям, псевдогаллюцинациям, чувству внешнего воздействия. Высказывается уверенность, что больные люди вокруг него, тогда как он психически здоров. Наряду с такого рода отчуждением и проекцией вовне собственных психических переживаний В.А. Жмуров [1988] к Т. относит случаи, когда больной утверждает, что окружающие во всем копируют его, становятся его двойниками.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Транзитивизм
лат. transitus – переход, перемещение) – в психопатологии - 1. термин C. Wernicke, обозначает феномен, при котором пациент ощущает некое растройство присущим: а) не только себе, но и кому-то из окружающих его людей, или б) другим людям, но не самому себе. С точки зрения психоанализа, транзитивизм (в случае «б») представляет собой проекцию, защитный механизм, а с позиций психопатологии – проявление деперсонализации. С позиции теории эгоцентризма Ж.Пиаже, транзитивизм (в случае «а») есть выражение особенности детского, незрелого мышления, когда собственные мысли и чувства приписываются другим людям. В психопатологии данный вариант расстройства характеризует сенситивные идеи отношения Кречмера, поскольку болезненная прикованность внимания к собственному недостатку усматривается также у окружающих людей, которые, как чувствует пациент, также знают об этом дефекте пациента, как мнимом, преувеличенном, так и реальном, и их внимание столь же неоступно приковано к нему, как его собственное. Собственно транзитивизмом данный патологический феномен, повидимому, не является, нечто подобное наблюдается у большинства и здоровых лиц.. По мнению К.Ясперса, развитие транзитивизма связано с тем, что у пациента существует «специфический способ непонимания психической жизни других людей, встречающийся на начальных стадиях процессов: окружающие кажутся больному... удивительными и непонятными». Другими словами, пациент теряет способность узнавать собственные явления психического, хотя он ощущает их в себе и они его удивляют, пугают, но эти явления он рассматривает как свойственные не собственной личности, а присущие окружающим людям и неодушвленным объектам.. К.Ясперс, очевидно, имеет в виду некоторые часто встречающиеся симптомы (см. Олицетворения неодушевленных предметов расстройство, Олицетворенного восприятия феномен), при которых пациент проецирует свои эмоции на внешние объекты, то есть опять-таки деперсонализацию.
Существует второй, несколько иной, хотя в сущности аналогичный предыдущему вариант транзитивизма, проявляющийся в процессе бредообразования и чувстве внешнего овладения. Так, в некоторых случаях раннее проявление бреда осознается пациентом не как свойственное его собственной личности, а присущее окружающим его людям. Например, пациент замечает, что случайные прохожие начинают как-то странно, многозначительно себя вести, они намекают, а то и недвусмысленно дают понять ему, что он, пациент, является выдающейся, исторической личностью или ему свойственен серьезный физический дефект. Поначалу он с этим не соглашается, считает чем-то бессмысленным, а то и признаком помешательства самих этих людей, но несколько позднее он вполне начинает в это верить и сам, одновременно с тем делается непреклонным в своем убеждении в том, что и окружающие его люди сохраняют свою уверенность в том, что он перевоплотился в святого человека, в великого полководца или урода. Другими словами, он как бы не сразу принимает возникшую в своем бессознательном и поначалу чуждую его сознательному Я идею, и это означает, что у него завершается формирование бреда величия либо физического недостатка. Нередко встречаются также пациенты, указывающие на то, что, по их мнению, окружающие люди вдруг превратились в «роботов», «марионеток» или что этими людьми явно кто-то руководит или управляет. Лишь позднее ощущение ощущение внешнего овладения он почувствует у себя самого. В таком представлении транзитивизм, предположительно, связан (хотя бы в части случаев) с тем, что в начале развития психотического симптома возникает диссоциация личности на здоровую и «больную» субличности, но при этом автономная активность последней некоторое время воспринимается где-то вне собственного Я, за пределами внутриличностной области, как нечто, присущее личности кому-то из посторонних людей и не обязательно только людей. Транзитивизм в этом его представлении вообще свойственен пациентам с бредовым и галлюцинаторно-параноидным расстройством на той ранней стадии их развития, когда пациенты «спасаются» от мнимых преследователей, особенно если принять, что возникающее у пациентов ощущение враждебности окружающих есть проявление их собственной и отчужденной аутоагрессивности.
Третий вариант транзитивизма представляет, повидимому, бред редупликации, когда пациент чувствует, что кто-то из неизвестных людей в точности копирует его действия и высказывания или думает, что у него появился «двойник», точная «копия» его самого. Он как бы приписывает свои действия, мысли, намерения другому человеку (другим людям), вполне осознавая тот факт, что они свойственны также ему самому. Отличие от вышеупомянутого, связанного с деперсонализацией варианта транзитивизма состоит здесь в том, что в этом случае: а) пациент осознает, что удвоение касается его собственных действительных действий и б) что его двойником (двойниками) является некий воображаемый человек (являются воображаемые люди), то есть тиражируемое в разных количествах чувство собственной идентичности, а не кто-то из окружающих его реальных людей; 2. в логике - обычно используют термин транзитивность или переходность – свойство величины быть тождественной третьей величиной, если она равна второй, которая, в свою очередь равна первой (если «А» = «В», а «В»=«С», то «А» = «С»).
Некоторые исследователи, добавим к сказанному в п. 1, считают транзитивизмом расстройство, при котором пациенты чувствуют, что испытываемые ими болезненные явлениями воспринимаются не только ими, но также окружающими людьми. При этом имеются в виду такие расстройства, как галлюцинации, псевдогаллюцинации, чувство внешнего воздействия (о последнем сообщалось впереди). Но здесь есть одна важная деталь. Например, если пациент с галлюцинациями чувствует, что эти его обманы восприятия, в частности, голоса, слышат и окружающие, то это не означает еще, что такие же обманы восприятия свойственны, по мнению пациента, и другим людям. Дело в том, что истинные галлюцинации для пациента суть такой же реальный объект, как и другие явления действительности, которые воспринимают окружающие. Речь в данном случае идет, скорее о проявлениях эгоцентризма – мало кто и из здоровых людей сомневается в том, что кто-то из окружающих видит облака или деревья как-то иначе, чем они. Что касается псевдогаллюцинаций, то им свойственно отсутствие чувства их принадлежности внешнему миру, на них ощущение транзитивизма распространяется в меньшей степени.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
155.93 кб

Социальный транзитив: историко-философский контекст

С. Н. Пашков
В статье дается широкая ретроспектива философских воззрений, связанных с пониманием сущности и форм изменений, происходящих в обществе.
Читать PDF
289.09 кб

Методологические основания комплексного социологического исследования социокультурного транзитива

Тарасова Лариса Петровна
В статье формулируются принципиально важные подходы и принципы разработки методологической стратегии применительно к проблематике социокультурного транзитива.
Читать PDF
155.23 кб

Факторы и условия виктимизации личности в условиях транзитивного общества

Фоминых Е.С.
В статье рассматривается проблема детерминации виктимности и виктимизации личности в условиях транзитивного общества.
Читать PDF
146.16 кб

Подготовка профессионально-компетентных кадров для сферы культуры в условиях транзитивного общества

Заруба Наталья Андреевна
В статье рассмотрены особенности подготовки специалистов для сферы культуры в условиях транзитивного общества на основе компетентностного подхода; определены признаки транзитивного общества; выделены принципы подготовки профессион
Читать PDF
194.19 кб

Онтология транзитивного вектора преобразований экономики России

Шишкина Н. В.
Читать PDF
221.54 кб

Политические нововведения: инициативы власти и социальные трансферты в условиях транзитивного общест

Головацкий Евгений Васильевич
Читать PDF
55.40 кб

Причины и формы политического экстремизма в молодёжной политике транзитивного общества (региональный

Чирун Сергей Николаевич
В статье рассматриваются актуальные научные проблемы, связанные с феноменом молодёжного экстремизма, проводится анализ, раскрываются основные характеристики, структурно-функциональные элементы данного явления.
Читать PDF
405.15 кб

Концептуальные основания социальной рискологии транзитивного общества

Шопенко Анатолий Дмитриевич
Предлагается рассматривать современное транзитивное общество с позиций теоретико-методологических аспектов социальной рискологии.
Читать PDF
328.13 кб

К вопросу о методологии исследования транзитивного общества

Федотова Марина Геннадьевна
Автором предпринята попытка выявить наиболее адекватную методологию исследования транзитивного общества. В качестве метода предложена интеграция идей микрои макросоциологии на базе социосинергетического подхода.
Читать PDF
270.66 кб

Политическое воспитание школьников в транзитивном обществе: результаты и перспективы исследования

Коршунова Ольга Сергеевна
Читать PDF
296.00 кб

Педагогические условия политического воспитания школьников в транзитивном обществе

Коршунова Ольга Сергеевна
Читать PDF
1.81 мб

CОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ, «ВКЛЮЧАЮЩЕЕ» ОБЩЕСТВО И КОНЦЕПЦИЯ ТРАНЗИТИВНОСТИ

Читать PDF
188.04 кб

Культура как фактор динамики конфликтов в транзитивных обществах

Долматов Александр Федорович
Читать PDF
98.54 кб

Социализация детей и формирование человеческого капитала в условиях транзитивного российского общест

Колодина Анна Александровна
В статье показано, что современная социальная теория человеческого капитала, развитая в трудах П.
Читать PDF
80.07 кб

Проблемы профессионализации муниципальных служащих в условиях транзитивного общества

Забнева Эльвира Ивановна
В статье рассмотрены проблемы профессионализации муниципальных служащих в условиях транзитивного общества.

Похожие термины:

  • Ипохондрический транзитивизм

    лат. transitus - переход, прохождение) - тенденция некоторых пациентов с ипохондрией усматривать признаки своей болезни также у других людей. То же, что ипохондрическая проекция, только с той разницей, ч
  • Транзитивная диагностика

    Transitive diagnosis). Подход Келли к клинической диагностике, не основанный на использовании диагностических ярлыков. Вместо этого специфической чертой данного подхода является попытка понимания личнос
  • Транзитивность

    переходность) в теории Ж. Пиаже, - характеристика логического рассуждения: если А = В , а В = С, то А = С.