Форма психотерапии, первоначально разработанная Эриком Берном. Она проводится в непосредственной обстановке в группе, основная ее цель – сделать так, чтобы клиент приобрел адаптивную, зрелую и реалистическую жизненную установку, "взрослое эго, поддерживающее гегемонию импульсивного ребенка", как говорил Берн.
Транзактный анализ
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ (ТА)
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
англ. transac-tional analysis, ТА) - теория личности и система психотерапии (направленной на рост и изменение личности; напр., на изменение аттитюдов), ведущие свое развитие из концепции Э. Берна. Син. транзакционный анализ (часто пишется без дефиса, но это вызывает трудности при прочтении). Главная цель Т. а. как психотерапии состоит в том, чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Берна, чтобы "взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком". (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Транзактный анализ
(от лат. transactio — «сделка», analysis — «разложение, расчленение») — психоаналитически ориентированное направление психотерапии, созданное в 1950-е гг. американским психологом и психиатром Э. Берном (Э. Л. Бернштейном) и основанное на процедуре анализа структуры личности.
Берн предложил выделять в психике человека три уровня: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые проявляются в виде трех типов состояния Я, обозначаемые соответственно как Родитель, Взрослый и Ребенок. Они рассматриваются в качестве доступных наблюдению психологических позиций, принимаемых человеком.
Если индивид умеет отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства, то это Я-состояние Взрослого. Временами человек может копировать одного из своих родителей или других людей, которых он воспринимал как родителей в их нормативных и оценивающих высказываниях. Я-состояние «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида. Когда же человек возвращается к стилям поведения, которые использовались в детстве, занимает подчиненную позицию или выражает чувства, желания, опасения, то находится в состоянии «Ребенок». В каждый конкретный момент человек пребывает в одном из этих трех состояний, которые представляют собой результаты усвоения социального опыта.
Полноценно функционирующий индивид с точки зрения Т. а. — это достаточно эмансипированный взрослый, который может проверять и оспаривать иррациональные или чрезмерные требования Родителя и Ребенка, поэтому в ходе занятий психотерапевт стремится к перестройке личности и интеграции ее Я-состояний при основной ориентации на Взрослого. Цель психотерапии, разработанной на основе Т. а., — достижение сбалансированной личности через гармоническое соотношение со всеми Я-состояниями.
Берн предложил выделять в психике человека три уровня: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые проявляются в виде трех типов состояния Я, обозначаемые соответственно как Родитель, Взрослый и Ребенок. Они рассматриваются в качестве доступных наблюдению психологических позиций, принимаемых человеком.
Если индивид умеет отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства, то это Я-состояние Взрослого. Временами человек может копировать одного из своих родителей или других людей, которых он воспринимал как родителей в их нормативных и оценивающих высказываниях. Я-состояние «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида. Когда же человек возвращается к стилям поведения, которые использовались в детстве, занимает подчиненную позицию или выражает чувства, желания, опасения, то находится в состоянии «Ребенок». В каждый конкретный момент человек пребывает в одном из этих трех состояний, которые представляют собой результаты усвоения социального опыта.
Полноценно функционирующий индивид с точки зрения Т. а. — это достаточно эмансипированный взрослый, который может проверять и оспаривать иррациональные или чрезмерные требования Родителя и Ребенка, поэтому в ходе занятий психотерапевт стремится к перестройке личности и интеграции ее Я-состояний при основной ориентации на Взрослого. Цель психотерапии, разработанной на основе Т. а., — достижение сбалансированной личности через гармоническое соотношение со всеми Я-состояниями.
Транзактный анализ
transactional analysis) Т. а. - это интеракционная психотер., построенная на предположении о том, что люди принимают текущие решения, основываясь на прошлых предпосылках, к-рые в свое время могли способствовать выживанию, но на данный момент часто не имеют силы. Хотя Т. а. может быть использован в индивидуальной терапии, он особенно пригоден для групп. Этот подход ориентирован на когнитивный, рациональный и поведенческий аспекты личности. Главной целью терапевтического процесса яв-ся помощь индивидууму в принятии новых решений относительно текущего поведения и направления жизни. Автор Т. а., Э. Берн, строит свою теорию личности на "каркасе" из трех отдельных эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок. Клиенты должны научиться идентифицировать функционирование этих компонентов, чтобы сознательно выбирать, как им действовать в данной ситуации. Р. Голдинг и Мери Мак-Клюр Голдинг разраб. модифицированную версию Т. а., объединяющую его принципы и технические приемы с принципами и приемами гештальт-терапии, семейной терапии, психодрамы и модификации поведения. Внимание транзактного аналитика сосредоточено на предписаниях, прежних решениях, поглаживаниях, играх, расплатах, сценарии жизни и новых решениях. Дети растут, получая при этом вербальные и невербальные послания родителей (или предписания). Прежние решения имеют целью получение родительских "поглаживаний" (strokes) (внимания со стороны родителей). Т. а. обращает внимание на то, как люди ищут признания и какого рода поглаживания они ищут и получают в своей жизни. Игры, представляющие собой серии скрытых транзакций с предсказуемым рез-том и неким выигрышем, формируются как средство поддержания прежних решений. Обучаясь тому, чтобы обнаруживать игры, в к-рые они играют, члены группы узнают о своих расплатах (rackets) - хронических дурных чувствах, являющихся следствиями прежних решений и накапливающихся у людей, играющих в игры, - оправдывая прежние важные решения. Все эти элементы составляют содержание сценария жизни (life script), к-рый включает ожидания того, как будет разыграна драма нашей жизни. Члены группы Т. а. узнают, как их жизненные сценарии влияют на их чувства, аттитюды и актуальное поведение. Подход Голдингов к Т. а. отвергает представление о том, что мы пассивно "вписаны в сценарий" и являемся жертвами выработки условно-рефлекторного поведения в раннем детстве. Они утверждают, что мы принимаем решения, реагируя на реальные и воображаемые послания родителей, становясь, т. о., сценаристами собственной жизни. Важным вкладом в теорию и практику Т. а. яв-ся признание роли новых решений (redecisions). Осн. часть практики Т. а. строится на основе контракта (contract), к-рый яв-ся основой терапевтических отношений и определяет содержание терапии. См. также Современные методы психотерапии Дж. Кори
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006