ТРАДИЦИИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

традиции

(от лат. traditio – передача) – сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ТРАДИЦИИ
(от лат. передача, повествование) – нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению. Т. многообразны: исторические, национальные, трудовые, боевые, научные, учебные, бытовые, спортивные. Между Т., нормами морали и качествами людей есть сходство и различие. Т. складываются под влиянием нравственных принципов, они соответствуют морали. В этом состоит их сходство. Но есть и различия между ними. Норма морали прямо говорит: надо так поступать! Традиция взывает – следуй примеру лучших. Качества людей – это их личные качества, Т. же являются результатом социально-психологического закрепления их проявления: взаимопомощь, добросовестность, порядочность и др. Т. влияют на формирование у людей личностных качеств. Боевые Т. оказывают благотворное влияние на воинов, их поведение и деятельность. Для укрепления и развития Т. необходимо, чтобы воины понимали их сущность и значение, уважали Т. как воплощение опыта и добросовестного труда.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ТРАДИЦИИ
от лат. tradrtio - передача) - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды. Т. различаются по содержанию (идеи, нормы и т.п.), по функциям (существо Т. - обычаи и их форма - обряды или ритуалы), по характеру бытования (устные и письменные Т.), с оценочной точки зрения (Т. положительные, нейтральные и отрицательные), в социально-историческом плане (Т. народные и элитарные) и т. д. Т. являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам - новациям или инновациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия Т. и новаций многие Т. не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а многие новации становятся Т. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия: 1) Т. сопротивляются новациям; 2) те и другие сосуществуют; 3) Т. и новации смешиваются, образуя компромиссные формы - паллиации; 4) новации превращаются в Т. Таким образом, относительна и устойчивость Т., но все же именно они являются наиболее стабильной частью культуры, обеспечивающей ее преемственность. В этнологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли Т. в разные исторические эпохи, тем не менее, видимо, правильнее считать, что нормативная роль Т. в ходе исторического процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора индивида или группы. Примером может служить отношение к этикету, нарушение которого долгое время каралось, а затем стало только порицаться.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Традиции
лат. traditio - передача, повествование) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им представления, обычаи, привычки, навыки, правила, ценности. Т. складывались на основе тех форм деятельности, к-рые выступали регуляторами обществ. отношений и неоднократно подтвердили свою обществ. значимость и личностную пользу. В эпоху европейского Просвещения, основой к-рого был рационализм, резкой критике подвергались существовавшие в те времена традиционные институты, обычаи и мораль. Критика расшатывала авторитет аристократии и влияние церкви, носительницы христианских Т., на социальную и полит. жизнь. Влияние традиционных институтов рассматривалось как реакционная, репрессивная сила, основанная на предрассудках. В это время формировалось собственно истор. понимание Т., как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена. Просветительская борьба разворачивалась между «традиционалистами» и сторонниками «критического разума». В начале XIX в. восторжествовал консервативный романтизм и амбивалентное отношение к Т., включавшее понимание ее и как универсальной истор. силы, и как «духовного опиума», усыпляющего индивидуальную инициативу и критическое мышление. К сер. ХХ в. почти все возникшие в этот период массовые движения разл. этносов и полит. направлений базировались на критическом отрицании существовавших социальных Т., но в то же время обнаружили стремление измыслить и увековечить новые, собственные Т. Этот факт свидетельствует об атрибутивном характере Т. для социальной реальности, что повлекло за собой появление разл. концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости Т. К таким подходам относятся, напр., модернизм и прогрессизм, для к-рых Т. - это то, что, в конечном счете, отступает под натиском нового, это «обреченное и исторически относительное». По мысли М. Вебера, Т. и рациональность составляют 2 полюса, между к-рыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики. Традиционное общество, отмечал М. Вебер, радикально отличается от совр. замедленностью действий и подчинением личной и социальной инициативы авторитету Т. Отсюда вытекает признание тесной связи между Т. и стереотипами. Если ограничить рассмотрение проблемы О. поведенческим ракурсом, то очевидно, что следование Т. предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над волей, личностными особенностями и устремлениями человека. Т. е. социальный стереотип составляет механизм реализации Т. Осн. проблемой, связанной с Т., в таком случае становится соотношение стереотипизированного опыта и возникающих инноваций. Инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов Т. С изменением социальной ситуации развития той или иной общности Т. могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми. При этом Т. неизбежно служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей и составляют основу воспитания. В этнопсихологии понятие связки или пучка Т. служит одной из характеристик национ. общности. Лит.: Иваненков С. П. Традиции и будущее // Credo. 1997. № 1; Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М., 1983. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
141.18 кб

Виртуальная реальность: методологические традиции и инновации исследования

Кирюшин Алексей Николаевич
В статье рассматриваются основные методологические подходы (постмодернистский, технический, онтологический и психологический) к исследованию виртуального, а так же утверждается их взаимная дополняемость для концептуализации послед
Читать PDF
107.20 кб

Традиции научного осознания ответственности как психологического конструкта, феномена и ноумена

Калистратова Татьяна Дмитриевна, Калистратов Павел Юрьевич
Попытка дать научное определение понятию «ответственность» сопряжена с определёнными трудностями. Известно, что это понятие используется в разных науках: психологии, социологии, культурологии и др.
Читать PDF
172.31 кб

Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития

Курышева О. В.
Читать PDF
150.11 кб

Всероссийская конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект органи

Широкая Марина Юрьевна
Читать PDF
430.07 кб

Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации

Базаров Т. Ю., Базарова К. Т.
Читать PDF
2.66 мб

Типологизация ментальных особенностей в английской культурной традиции

Кваскова Е.В.
Читать PDF
134.91 кб

Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции

Хвостов Андрей Анатольевич, Гаджимурадова Зоя Магомедовна, Афонасенко Елена Викторовна
Читать PDF
274.01 кб

Традиции и корни манипулятивной рекламы

Геращенко Л. Л.
Читать PDF
326.36 кб

Традиции как элемент духовной кеультуры

Перчун Н. В.
Читать PDF
163.21 кб

Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность

Щелкова Ольга Юрьевна
В статье рассматриваются история становления, современное состояние и перспективы развития системного подхода в медицинской психодиагностике.
Читать PDF
189.88 кб

Когнитивная креативность: традиции и новации (методы психологической активизации творческого мышлени

Сигида Е. А.
Рассматриваются вопросы изучения способности к творчеству, когнитивной креативности как одной из актуальных проблем теоретической и прикладной психологии.
Читать PDF
219.69 кб

Традиции как выражение этнической психологии

Никитина Татьяна Станиславовна, Федотов Василий Артемьевич
Этнические традиции представляют собой не только социальный, но и психологический феномен.
Читать PDF
249.70 кб

Понятие традиции: проблема определения

Полонская И. Н.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о взаимосвязи образов медведя и лешего в русской народной традиции

Кошкарова Ю. А.
Читать PDF
245.02 кб

Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог культур: глобализация, традиции, толерантность

Астахов О. Ю.

Похожие термины:

  • Традиции и ритуалы

    повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие семью и редуцирующие тревогу ее членов.
  • Обращение к традиции

    Пропагандистский прием, когда в качестве довода используется утверждение, что существующая сейчас методика является лучшей. (263:)
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

    от лат. traditio - передача) - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Ка
  • ТРАДИЦИЕЙ, УПРАВЛЯЕМЫЙ

    В терминологии Д. Рейзмана — тенденция следовать традициям общества. Как и другие его термины управляемый изнутри и управляемый извне, этот термин употребляется как в отношении общества, которое
  • ИНТЕГРАТИВНО-ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ

    предполагает максимальное использование возмож-ностей диалога с представителями альтернативных традиций, позво-ляющего расширить представления о подходах и исследовательских мето-дологиях, пр
  • ТРАДИЦИОННАЯ ВЛАСТЬ

    См. власть, традиционная.
  • ТРАДИЦИЯ

    лат. traditio – передача; повествование) – любой социальный опыт, передающийся из поколения в поколение.
  • АВТОРИТЕТ ТРАДИЦИОНАЛЬНЫЙ (АВТОРИТЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ)

    авторитет, влияние, права и власть, основанные на сложившейся в данном обществе социальной или культурной традиции. Например, авторитет человека, формально принадлежащего к определенному слою на
  • Традиционная женщина

    traditional woman). В исследовании Аптера — женщина, ранее определявшая себя с позиций своей семьи, которая с легкостью совершает переход в средний возраст и вступает в период зрелости.
  • Традиционная медицина

    древнее направление медицины, представляющее собой систему медицинских знаний, в основе которых лежит эмпирический опыт народного врачевания; религиозно-философское учение о происхождении чело
  • Традиционное деторождение

    traditional childbirth). Процесс рождения ребенка, когда схватки и роды происходят в родильном доме.
  • ТРАДИЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ ЭТНОСА

    отражение в общественном сознании представителей конкретной этнической общности наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношения
  • ТРАДИЦИОННЫЙ&acute

    En.: Traditional (hypnosis) Следуя Вайтценхофферу, мы можем отнести к традиционному гипнотизму все, что делалось после Бернгейма, до появления нового гипнотизма, который Вайтценхоффер предпочитает именоват
  • КОНФЛИКТ ТРАДИЦИОННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    См. Конфликт классический художественный.
  • Традиционный

    привычный, давно существующий; поддерживаемый принятыми правилами, установленным порядком, традицией.
  • Механистическая традиция

    подход в понимании и интерпретации явлений исходя из мировоззренческого принципа, выдвинутого в XVII-XVIII вв. и объясняющего развитие природы и общества законами механической формы движения материи
  • ТРАДИЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

    явление передачи нового, "изобретенного" каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции, а затем и последующим поколениям. От поведения видотипичного отличается тем, что та
  • ТРАДИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    социальный обычай, порядок или убеждение, а также скоординированная система социальных действий, сохраняющаяся и передающаяся из поколения в поколение.