ТОТЕМ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТОТЕМ
какой-либо объект: животное, растение, предмет или явление природы, который освящается и служит цели религиозного почитания со стороны определенной группы людей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

тотем
[totem] Эмблема, символизирующая ту или иную определенную группу (например, национальный флаг, религиозный символ) и связанная с особым ее почитанием. См. также: идентичность; ценность.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ТОТЕМ
предмет или же существо, чаще всего, животное, кот. как считают некот. иссл., должно быть в базально-онтологическом родстве с некот. субъектами, а феномены психологического тотемизма, включают с свою модель проекции на биологическую природу кровно-родственных корреляций, кот. характерны, модально-специфичны для родоплеменных социальных моделей-структур.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ТОТЕМ
1. Объект или класс объектов (обычно, но не всегда, вид животного или растения), который рассматривается членами общества или группы, как обладающий специальной, мистической и символической ролью в их сообществе. 2. Любое символическое представление почитаемого объекта (объектов) в указанном выше значении. В более умозрительном рассуждении Фрейда тотем рассматривался как символическое представление первичного отца.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТОТЕМ
Антропологический термин, обозначающий животное, растение или другой объект, который почитается каким-либо племенем или общиной и рассматривается в качестве своего символа или защитника. См. работу Фрейда "тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913), где приводится его умозрительная теория, согласно которой тотем символизирует ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, убитого своими сыновьями, восставшими против его господства в ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЕ.См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ТОТЕМ
/на языке северо-амер. индейцев «от-отем»; букв. «его род»/, в первобытно-общинном обществе группа людей, ведущих свою родословную от одного и того же мифологического предка: животного, растения, явления природы и др. (напр., Т. змеи; Т. пшеничного зерна; Т. грома и т.п.).
С точки зрения психоанализа функции и значение Т. всесторонне проанализированы в работе Зигмунда Фрейда «Тотем и табу» («Totem und Tabu», 1913). См. также Табу.
«Ласточка – это тотем, священная птица, убить ласточку большой грех.» Г. Садулаев. Одна ласточка еще не делает весны
Тотемизм – комплекс вероучений, обрядов и обычаев, связанных с Т.

Источник: Словарь доктора либидо

Тотем
Этим словом у североамериканских индейцев обозначался символ клана. В виде Т. обожествлялись предметы, животные, ритуальные рисунки. Фрейд видел в тотемизме первобытную форму религии. В отношении к Т., по Фрейду, как и в основе невроза, лежит отцовский (разновидность Эдипова) комплекс. Т. рассматривался как символ убитого и съеденного сыновьями праотца. Вина за это преступление сохраняется в бессознательном. Из тотемизма Фрейд выводил сущность современных религий, в первую очередь иудаизма и христианства. Таким образом, принцип Т. является общим для развития невроза и возникновения религий - в обоих случаях в основе лежит чувство вины за древний грех.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Тотем
англ. totem — его род] — существо или предмет (чаще всего животное или растение), находящийся "в родстве" с конкретной группой людей. Тотемизм представляет собой проекцию на природу кровнородственных отношений, характерных для родоплеменных общественных структур. Наличие Т. служит основой для зарождения и развития классификационной функции, существенной для мышления и когнитивных процессов вообще. Помимо того, что Т. служит предметом почитания для общины, носящей его имя, тотемизм психологически шире, чем религиозный культ, поскольку включает в себя элементы экологического сознания и филогенетически выступает как форма и стадия формирования общественного сознания. А.А. Брудный

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ТОТЕМ
существо, предмет или явление - чаще всего животные или растения - находящееся "в родстве" с конкретной группой людей. Предмет почитания или культа группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним (=> тотемизм).
Наличие тотема служит основой для зарождения и развития классификационной функции, существенной для мышления и процессов когнитивных вообще. Кроме того, что тотем служит предметом почитания общины, носящей его имя, тотемизм психологически шире, чем религиозный культ, ибо включает в себя элементы экологического сознания и филогенетически выступает как форма и стадия формирования сознания общественного (-> социогенез).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Тотем
англ. totem – от полинез. «его род») – 1. в антропологии - архаическая вера в происхождение своего племени от другого живого существа, растения или объекта, которое считается священным, является объектом религиозного поклонения и рассматривается как символ защиты; 2. в психоанализе - согласно гипотезе З.Фрейда (1913), тотем символизирует убитого своими сыновьями первобытного отца, восставшими против его господства в первобытной орде. Из этого, как предполагается, проистекает чувство «первородного греха», существование которого явлется одной из главных легенд христианства и которое своими муками на Голгофе будто бы искупил И.Христос, тем самым освободив от него все последующие поколения верующих в него людей. Отсюда вытекает положение о том, что невроз и христианство имеют общий источник развития; 3. любое символическое представление почитаемого объекта.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТОТЕМ
животное, растение, предмет или явление природы, который освящался древними людьми и служил религиозному поклонению со стороны определенной группы людей. Тотемы были широко распространены среди людей на ранних этапах историко-культурного развития человечества и играли особую, мистическую и символическую роль в жизни людей. Тотемизм (учение, связанное с Т.) в те, отдаленные от нас времена представлял собой форму религии, основанную на вере в существование сверхъестественной связи и кровного родства между соответствующей группой людей, придерживающихся данной веры, и Т. Последний нередко считался даже родоначальником и покровителем человеческого рода. Некоторые ученые-психологи, увлекавшиеся древней историей человечества и мифологией, использовали понятие Т. в научных теориях. Например, в теории З. Фрейда Т. рассматривается как символическое представление первичного (примального) отца. См. объект первичный, психоанализ, табу, тотемизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТОТЕМ
животное, растение, природное явление или какой-либо другой объект, считающиеся родственными по отношению к семье или группе людей, помогающие им и охраняющие их и, соответственно, почитаемые ими.
   Рассмотрение проблемы тотема и тотемизма нашло свое отражение в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913). На примере австралийских племен основатель психоанализа показал, что признак тотема связан не с отдельным животным или явлением природы, а со всеми индивидами рода. Тотем является хранителем племени, лица одного тотема строго соблюдают обязательства не уничтожать свой тотем и воздерживаться от доставляемого им наслаждения, скажем, убийства и поедание мяса какого-либо животного. Члены одного и того же тотема не должны вступать друг с другом в сексуальные отношения или заключать брак и в этом смысле тотем связан с экзогамией.
   Различают по меньшей мере три рода тотемов: тотем племени, передающийся по наследству от одного поколения к другому; половой тотем, к которому принадлежат все мужчины или женщины племени; индивидуальный тотем, присвоенный отдельному лицу и не передаваемый по наследству.
   В отличие от существовавших в то время номиналистических (по имени предка клана или обожаемого им предмета), социологических (тотем – представитель социальной религии, общественности), психологических (тотем как убежище для души, предохраняющее от угрожающих опасностей) теорий, З. Фрейд предложил психоаналитическую концепцию тотема. В соответствии с этой концепцией животное-тотем представляет собой отца, а составляющие его ядро предписания (не убивать тотем и не иметь инцестуозных связей с ним) по содержанию совпадают с обоими преступлениями Эдипа, убившего своего отца и взявшего в жены свою мать, и с бессознательными желаниями ребенка (эдипов комплекс), лежащими в основе неврозов.
   Сравнение психоаналитического толкования тотема с фактом древней тотемистической трапезы (совместное нарушение запрета, торжественное убиение и поедание животного-тотема, превращающееся в священный праздник) и с гипотезой Ч. Дарвина о первичном состоянии человеческого общества во главе с сильным и ревнивым отцом, властвующим над женщинами и не допускающим к ним своих сыновей, позволило З. Фрейду выдвинуть следующую гипотезу. Однажды изгнанные братья объединились между собой, убили и съели отца. В акте поедания они осуществили отождествление с отцом, усвоив часть его силы. Устранив отца, сыновья утолили свою ненависть и попали под власть усилившихся нежных чувств. Это приняло форму раскаяния и возникло чувство вины. Сыновья объявили недопустимым убийство заместителя отца тотема и отказались от освободившихся женщин. Так, по мнению З. Фрейда, возник тотемизм, основанный на сознании вины сыновей, попытке успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Впоследствии «возведение убитого некогда отца в степень бога, от которого племя ведет свой род, было, однако, гораздо более серьезной попыткой искупления, чем в свое время договор с тотемом».
   З. Фрейд признавал, что сделанные им на основе психоаналитической концепции тотема широкие обобщения не устраняют его некоторую неуверенность в исходных положениях и чувство неудовлетворенности от полученных результатов. Однако в процессе дальнейшей своей исследовательской и терапевтической деятельности он стал использовать ранее выдвинутые им идеи как для рассмотрения психосексуального развития ребенка, возникновения и разрушения Эдипова комплекса, формирования Сверх-Я, так и для объяснения становления религии, нравственности, культуры. В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) основатель психоанализа подчеркнул, что тотемизм, как первая известная нам форма религии, содержит ряд запретов, означающих воздержание от влечений. Среди них важное значение имеет и «почитание тотема, включающее запрет вредить ему или убивать его».

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
161.28 кб

Главный миф психоанализа: к столетию издания «Тотем и табу» З. Фрейда

Додельцев Рудольф Федорович, Коннов Владимир Иванович
Статья посвящена оценке современного значения одной из главных работ З. Фрейда по психоанализу культуры «Тотем и табу».