ТОРНДАЙК ЭДВАРД (ЭДУАРД) ЛИ

Найдено 1 определение
ТОРНДАЙК ЭДВАРД (ЭДУАРД) ЛИ
(Thorndike Edward Lee) (1874—1949)-американский зоопсихолог, труды которого предшествовали возникновению и признанию бихевиоризма в США. Т.Э.Л. разработал механистическую теорию научения животных, придумал множество так называемых проблемных ящиков для проведения экспериментов с животными. В результате этих экспериментов он открыл способ научения методом проб и ошибок (сам автор предпочитал называть его «методом проб и случайного успеха»), а также закон эффекта. В объяснении поведения животных Т.Э.Л. придерживался не только бихевиористических, но и менталистских позиций, что объединяло его со структуралистами. Однако в экспериментальных исследованиях он, как и все остальные бихевиористы, придерживался схемы «стимул-реакция». Опираясь на эффекты научения в объяснениях поведения животных, Т.Э.Л. широко использовал количественные методы измерения результатов научения. В итоге проведенных им исследований научения Т.Э.Л. сформулировал четыре закона научения: 1. Закон повторяемости (закон упражнения): чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее эта связь формируется и тем прочнее она оказывается. 2. Закон эффекта: из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию при прочих равных условиях сильнее всего с данной ситуацией связывается реакция, которые привела к намеченной цели и вызвала положительное эмоциональное подкрепление (чувство удовлетворения или ощущение удовольствия). 3. Закон готовности: формирование связей между стимулами и реакциями зависит от готовности организма к установлению таких связей или от установки организма на их образование. 4. Закон ассоциативного сдвига: если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой раздражитель начинает вызывать такую же реакцию.
Соч.:Lectures on the experimental psychology of the thought process. N. Y., 1909; Animal intelligence. N. Y., 1911; Fundamentals of learning. N. Y., 1971; Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1929; Психологические тесты для взрослых. М., 1930; Психология обучения взрослых. М., Л., 1931; Процесс учения у человека. М., 1935. Cм. бихевиоризм, зоопсихология, коннекционизм, ментализм, научение, проб и ошибок метод, структурализм, эффекта закон, ящик проблемный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007