ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ И ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТОПОЛОГИЯ

Топологическая психология

Найдено 5 определений термина Топологическая психология

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Топологическая психология

topological psychology) Курт Левин надеялся найти общий способ точного описания и объяснения психол. состояний и событий, основанный на использовании мат. понятий. Топология как раздел математики имеет дело с пространственными отношениями и не учитывает ни формы, ни направления, ни масштаба, ни даже величины; основными понятиями топологии яв-ся область, граница, включение, смежность, непересечение, и т. п. Это делает топологию привлекательной с т. зр. составления диаграмм конкретной динамики как индивидуума (по терминологии Левина - "субъекта"), так и ситуации в том виде, как она воспринимается индивидуумом (по терминологии Левина - "жизненного пространства"). Существенная проблема, однако, заключается в том (и сам Левин отмечал это), что такие фундаментальные психол. факты, как потребности, напряжения или цели нередко имеют количественную природу и "направление", а сами эти понятия несовместимы с топологией. Именно поэтому Левин пришел к мысли дополнить свою систему понятием "вектора", решив, что это даст ему возможность воспользоваться и теми преимуществами, к-рые дает топология, и теми, к-рые дает физ. понятие "сила", имеющее как величину, так и направление. Он назвал эту комбинацию, допускающую использование вектора в топологическом описании, годологическим пространством, но не завершил "векторной" части своей системы. Ситуация в том виде, в каком она предстает перед индивидуумом, обычно изображалась Левином в виде овала; все, что находится за его пределами, не яв-ся частью жизненного пространства индивидуума. Индивидуум - это область, как правило, изображаемая внутри овала - жизненного пространства - небольшим кружком, обозначенным буквой Р (от англ. person). Жизненное пространство подразделяется на различные области с более или менее проницаемыми границами; эти области, соответствующие разным отличительны признакам окружающей среды, воспринимаемым Р, связаны между собой определенным образом. Жизненное пространство может также включать в себя и "преграды", или непроницаемые границы, к-рые символизируют психол. барьеры, к-рые, по мнению Р, преодолеть невозможно. Психол. события - это движение, или "локомоция", внутри жизненного пространства. Позднее Левин усложнил эту схему, введя в нее еще и область внутри Р, предположив среди прочего, что у ребенка она значительно менее дифференцирована, чем у взрослого. Он также предположил, что разные уровни реальности, включ. воображаемую, могут быть представлены несколькими слоями наложенных друг на друга жизненных пространств. Эта модель вызвала к жизни огромное количество эмпирических исслед. таких проблем, как психол. насыщение, забывание, замещение, память, личность и мотивация, а тж превратилась в способ выражения влиятельной динамической теории личности Левина, теории поля, теории групповой динамики и др. теорий соц. психологии. См. также Гештальтпсихология М. Вертгеймер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ПСИХОЛОГИЯ ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ

гештальтистская концепция личности, разработанная К. Левином, согласно коей описание поведения человека во внешнем мире может достигаться путем использования особых математических понятий топологии (науки, изучающей пространственные преобразования) и анализа векторного. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с внешней средой используется язык топологии. За исходное принимается "жизненное пространство" индивида как целостное поле, внутри коего возникают и изменяются его психологические силы - стремления, намерения и прочие, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения (-> теория поля).

Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают. Это качество объектов названо их валентностью - положительной или отрицательной, характеризующей мотивационную структуру поведения, движимого силами поля. Поведение - функция целостной ситуации, включающей саму личность и ее психологическое "пространство", где локализованы цели, барьеры на пути к ним, и пр.

При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из коих помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, кои в силу этого приобретают определенную валентность и начинают притягивать или отталкивать личность, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, - происходит замещение.

Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе коего находятся перцептивные и моторные системы.

Попытка перестроить психологию на основе топологии не имела успеха, но трактовка мотивации как динамической "системы напряжений", где нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты, легла в основание ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических фактов и понятий (-> эффект действия незавершенного; уровень притязаний).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Топологическая психология

Topological psychology). Метод изображения жизненного пространства индивида средствами топологии (топология - наука о пространстве).

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"

Топологическая психология

Словообразование. Происходит от греч. topos - место, psyche - душа и logos - учение.

Категория. Гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К.Левином.

Специфика. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Описательный термин, часто употребляемый в отношении теории поля Курта Левина. См. топология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Показать все [+2] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин. Возникновение его в начале 1990-х гг. подтвердилось в настоящее время во всех современных армиях, ему придается особая роль в возрастающем значении боевой готовности силовых структур Российской Федерации, способности их к защите национальных интересов и безопасности государства.The article reviews the essence and diagnostics of military personnel moral and psychological status. It is stated that moral and psychological status is a historically stable term. The term originates back from the 1990-ies and is now recognized in all modern armies. It is given a particular role in the increasing importance of alertness of Russian Federation force structures, their ability to defend national interests and state security.
Скачать PDF

Особенности профессионального становления студентов-психологов

Лисова Е.Н.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Субъективная оценка степени выраженности болевых ощущений и ее связь с психологическими особенностям

Гордиевская Е. О.
Статья посвящена рассмотрению проблемы взаимосвязи субъективной оценки степени выраженности болевых ощущений органического генеза и психологических особенностей больных с ампутациями конечностей. Показано влияние на субъективную оценку боли таких факторов, как пол, возраст больных. Рассмотрено влияние восприятия боли на особенности самоотношения (характеристики «Образа Я»), самооценку больных.
Скачать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Социологическое сопровождение организации морально-психологического обеспечения ВС РФ как специфичес

Карев И.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Психологические проблемы предикторов противоправного по ведения несовершеннолетних

Чижова И.Н.
Скачать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты наркозависимых и их взаимосвязь с особенностями личности

Поляк О.Б.
В статье рассматриваются особенности психологической защиты наркозависимых с различной терапевтической мотивацией и взаимосвязь защитных механизмов с их структурой личности. Выявленные показатели в практическом плане предполагают сделать психотерапевтический процесс более целенаправленным, способствуют дальнейшему развитию и уточнению психотерапевтических подходов и реабилитационных программ.
Скачать PDF

Похожие термины: