ТОЛСТЫХ Александр Валентинович

Найдено 1 определение
ТОЛСТЫХ Александр Валентинович

(1953—1997) — российский психолог, специалист в области психологии личности, детской, возрастной и педагогической психологии, социологии образования. Д-р психологических наук (1994). Чл.-кор. РАО (1995). Окончил Одесский государственный ун-ет. В 1979 защитил канд. дис: Личность как предмет возрастной и педагогической психологии, а в 1994— докт.: Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений. Работал в НИИ ОиПП (ныне ПИ РАО); во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ); возглавлял Федеральный ин-т социологии образования МО РФ. В последние годы жизни был директором Исследовательского центра эстетического воспитания РАО. Исследования Т. в области конкретно-исторической психологии личности раскрывают историческую семантику понятия личность и дают историко-теоретический анализ форм личности. В работах по психологии развития был проанализирован филогенез личности и ее онтогенетическое развитие (Человек и возраст, 1987; Возрасты жизни, 1988). В работах, посвященных подростковому возрасту, предложена концепция смены социальной ситуации в современном обществе (После детства, 1982), а также авторская версия истории происхождения молодежного неформального движения (Подросток в неформальной группе, 1990). Исследования в области социологии образования были связаны с мониторингом особенностей развития детей ра-Диационно загрязненных территорий. Большое внимание Т. уделял исследованию проблем, связанных с психологией искусства, в частности психологии восприятия киноискусства (До 16 и старше. Заметки психолога, 1988). Была разработана оригинальная концепция зрелищного общения, как основы зрительской реакции подростков (Психология юного зрителя, 1986), проанализирован педагогический потенциал искусства (Искусство понимать искусство, 1990). Одним из первых в отечественной психологии остро поставил проблему нравственной ответственности практикующего психолога (Морально-этические проблемы психологической практики, 1988). Другое направление исследований Т. связано с изучением проблемы возраста человека и его принадлежности к определенному поколению в контексте развития личности. В посмертно изданной монографии Опыт конкретно-исторической психологии личности (2000) дан историко-философский, культурологический и психологический анализ проблем возникновения и развития понятия и феномена личности, обосновано введенное автором понятие форма личности, впервые в отечественной психологии прослежено становление личности в исторической динамике поколений, а также представлены результаты когорт-ного исследования межпоколенческих различий в российском обществе. Т. автор большого количества работ научного, научно-популярного и публицистического жанров. Часть его трудов переведена на англ., нем., исп., португал., фин., чешек, и др. языки. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005