Толерантность в общении

Найдено 1 определение
Толерантность в общении
лат. tolerantia - терпение). Термин «толерантность» (Т.) в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется разл. психол. и социальным содержанием. В значениях слова Т. люди выразили свое отношение к действиям, к-рые благоприятствуют разного рода человеческим контактам, помогают достичь опр. целей. Имеющееся во многих европейских языках слово Т. связывается в представлении с терпимостью, снисходительностью к кому-либо или чему-либо, обозначает готовность предоставить др. человеку свободу, либо осуществить для него свободу мысли и действия. Т. о., во многих культурах понятие Т. является своеобразным синонимом «терпимости». Однако в процессе истор.-культурного развития и становления филос. мысли категория Т. как терпимости претерпевала изменения. В толковых словарях рус. яз. понятие терпимости полностью отождествляется с понятием Т. и имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Тем не менее, по мере развития социальной демократической культуры осн. смысловая нагрузка понятия Т. меняется. В Преамбуле Устава ООН написано: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь уже имеется в виду не только терпимость, но и умение жить в гармонии с собой и друг с другом. Согласно определению, данному в Декларации принципов Т. (подписана 16 ноября 1995 в г. Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию), Т. означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»,. Т. о., Т. подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национ. или социальному происхождению, собственности и пр. На уровне психол. анализа Т. отражается в стремлении личности достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные и коммуникативные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество. Для психол. и социально-психол. анализа Т. важны процессы самоидентификации личности и идентификации окружающих. Для психол. понимания сущности Т. важно понять, каким образом индивид категоризует понятия «Мы» и понятие «Они» или «Чужие», «Иные». Эта категоризация и определяет систему взаимоотношений между индивидом и его окружением. Глубинная самоидентификация по опр. признаку формирует столь же глубинное понятие «чужого», и именно здесь необходимы ценности Т., следование нормам, для того чтобы выстраиваемые с др. людьми отношения не носили социально опасного характера. Г. У. Солдатова в этой связи считает, что Т. - интегральная характеристика личности, включающая 4 осн. компонента: психол. устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. При этом социально-психол. устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этнич., культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Понятие Т. не является однозначным, ибо полная и безоговорочная Т. в нек-рых ситуациях может из добродетели превращаться в свою противоположность. Ответ на вопрос, когда, на каком этапе, в каких случаях Т. из феномена позитивного, нравственного, морального идеала переходит в свою противоположность, носит дискуссионный характер. В этой связи речь может идти о построении типологии разл. форм Т. Психол. природа Т. связана с проблемой соответствия внешнего и внутреннего. Т. может существовать и в форме авансированного доверия, и беспристрастного отношения к другому. Но здесь встает проблема: насколько нравственна такая позиция и какова мера выраженности Т. Можно выделить разл. толерантные личностные позиции, к-рые соответственно проявляются в О.: 1) Т. как внутр. установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; 2) Т. как культурная норма (Т. внеш. выражения); 3) Т. как беспристрастность, равнодушие к иному; 4) Т. к тому, кто наносит нам вред; 5) Т. по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но мы при этом безучастны. Именно в этом смысле можно считать, что границы Т. лежат в пределах от чести и достоинства до притерпелости (А. Г. Асмолов). Подлинная Т. - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению опр. отношений, - это экзистенциально-гуманистический подход к пониманию Т. Подход, связанный с феноменологическим осмыслением Т., согласно классификации С. Л. Братченко, - диверсификационный: содержание Т. не может быть сведено к отдельному свойству или характеристике, а потому Т. пока не имеет однозначной дефиниции. Сложность и многомерность Т. проявляется в многообразии ее форм и видов, что изоморфно многообразию самого мира. Т. рассматривается и как опр. социальная установка, где выделяется когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. 1) Когнитивный компонент Т. - наиболее очевидная составляющая Т. и наиболее исследованная: речь идет о признании сложности, многомерности и нередуцируемости многообразия мира и несводимости множественности индивидуальных картин мира к единой общей истине. 2) Эмоциональный компонент Т. - почти все авторы соглашаются, что эмпатия лежит в основе Т. и является ее осн. эмоциональным механизмом. Именно она позволяет смягчить разногласия и противоречия между собеседниками в когнитивной и поведенческой сферах, препятствуя их перерастанию в нетерпимость. 3) Поведенческий компонент Т. - «видимая» часть Т., к-рая чаще всего и подвергается диагностике и обучению: сюда относят конкретные навыки, умения и способности, к-рые проявляются в О. и совместной деятельности. В личностном подходе к Т. речь идет о личностном измерении Т., или личностном компоненте Т., к-рый включает соответствующую ценностно-смысловую систему, где центральное место занимают ценности уважения человека, его прав и свобод, ответственности за собственную жизнь и др. ценности демократического гражданского общества. В диалогическом подходе к Т. речь идет о межличностной Т. как особом способе построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и О. с др. людьми, в т. ч. - «иными». Главное «внутриличностное условие» Т. - это понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия. Здесь Т. выступает как важнейший атрибут диалога и исходит из диалогичной природы человека. При фасилитативном подходе к пониманию Т. речь идет о том, что многие ее «составляющие» могут быть сформированы посредством специально организованного обучения, социальнопсихол. тренингов и т. п.: история убеждает, что воспитание Т. - единственный способ снизить, минимизировать существующие непримиримые межэтнич., межнацион., расовые, межконфессион. противоречия мирового сообщества. Все авторы, изучающие проблему Т., едины в одном: Т. каждого способствует равновесию и целостности общества. Т. о., Т. - показатель демократичности и полит. культуры общества в целом. Лит.: Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001.; Дробижева Л. И. Об условиях формирования толерантных установок // Межкультурный диалог: исследования и практика; Скрипкина Т. П., Солдатова Г. У. Установки толерантного сознания у современной молодежи. Ростовн/Д, 2008; Тишков В. А. О толерантности // Толерантность и согласие. М., 1997; Шалин В. В. Толерантность, Ростов-н/Д, 2000. Т. П. Скрипкина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
403.14 кб

Речевое общение как форма проявления толерантности в дошкольном возрасте

Ильяшенко Марина Владимировна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор акцентирует своё внимание на речевом общении как форме проявления толерантности.
Читать PDF
365.53 кб

Толерантность личности как проблема профессионального педагогического общения

Чернышёв Алексей Сергеевич
В статье обсуждается подход и результаты исследования по определению социальных и психолого-педагогических факторов, провоцирующих напряженность в системе отношений «учитель-ученик-детский коллектив», и способов проектирования соц
Читать PDF
164.85 кб

Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников

Байбородова Л. В.
Читать PDF
172.20 кб

Формирование толерантности и культуры межнационального общения в студенческой среде

Суржикова Л.Ф.
В статье представлены результаты теоретического исследования воспитания толерантности у студенческой молодежи.
Читать PDF
293.82 кб

Толерантность как качество военнослужащих, отражающее культуру межнационального общения

Князев А.Б.
в статье рассматривается психолого-педагогическая сущность культуры межнационального общения военнослужащих.
Читать PDF
77.34 кб

Формирование культуры общения и конфликтной толерантности в учебной работе со студентами

Качалов Леонид Кимович, Гуляевская Наталья Вениаминовна
Статья посвящена проблемам изучения конфликта на занятиях и поиску методов преподавания. В статье использованы материалы публикаций и результаты анализа занятий.
Читать PDF
114.47 кб

Формирование толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде

Мушарова В. М.
Обоснована актуальность проблемы формирования толерантности и гуманистических норм межэтнического общения в студенческой среде, выделив при этом задачи, стоящие перед высшей школой сегодня.
Читать PDF
3.04 мб

Формирование коммуникативной толерантности студентов-будущих юристов на основе интерактивного общени

Николаева Людмила Александровна
Читать PDF
635.81 кб

Формирование и развитие толерантности профессионального иноязычного общения у студентов экономическо

Капустина Любовь Викторовна
Статья посвящена проблеме осознания каждым индивидом перспектив собственного развития, жизненной самореализации и профессионального самоопределения, а также вопросам формирования умения адекватно и динамично контактировать с окруж
Читать PDF
73.70 кб

Межкультурная коммуникация, толерантность, деловое общение: из опыта руководства самостоятельной раб

Басс Ирина Исаевна
Успешное деловое общение и эффективная межкультурная коммуникация предполагают знание важнейших элементов конкретной культуры и толерантное отношение к ее представителям.
Читать PDF
3.54 мб

Воспитание толерантности через развитие культуры межнационального общения в условиях проектной деяте

Амиршадян Алла Юрьевна
Статья посвящена вопросам поликультурной идентичности через межнациональное взаимодействие. В статье рассматривается вопрос воспитания межнациональной толерантности посредством проектной деятельности.
Читать PDF
1.46 мб

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ДЕЛОВЫХ

Глухов Геннадий Васильевич, Ермакова Юлия Дмитриевна, Капустина Любовь Викторовна
Представлена апробированная программа формирования толерантности профессионального иноязычного общения выпускников Самарского государственного экономического университета посредством использования на занятиях кросс-культурных дело