Типы личности это что такое Типы личности: определение — Психология.НЭС
Типы конфликтов в организации Типы личности и варианты ее расстройства

Типы личности

Найдено 5 определений термина Типы личности

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Типы личности

personality types) Типологическая классиф. - один из старейших способов характеристики людей по их личностным различиям. Многочисленные типологии предлагали писатели, психиатры и психологи. В этих классиф. людей объединяли в группы на основе их соц. поведения, патологии, образа мыслей, ценностей, интересов, аттитюдов и различных особенностей их телосложения, к-рые, как предполагалось, связаны с темпераментом. Весьма вероятно, что практически каждая переменная личности, попавшая поле зрения теоретиков, была включена в ту или иную типологию. Мн. типологии частично перекрываются. Тем не менее, среди них можно выделить некоторое количество полярных, широко употребительных классиф. Популярность типологий объясняется тем, что они представляют собой экономичный путь описания сложных сочетаний переменных. Они позволяют охарактеризовать чел. с помощью небольшого количества широких категорий. Ученые, критиковавшие типологические способы описания, утверждали, что простота типологий приводит к большим неточностям определений, типологические категории искусственны, а отличительные признаки чел. теряются из виду при объединении его с др. людьми, обладающими собственными отличительными чертами. Неточность типологий связана с их простотой. В принципе, можно достичь высокой степени точности типологии, увеличив ее сложность. Если мы желаем сохранить всестороннюю применимость типологии, мы должны провести перекрестную классиф. людей с помощью большого количества специфичных дихотомических переменных. В этом случае нам удастся разработать сложные типологические категории, к-рые позволят описать личность чел. более однозначно, чем любые комбинации основанных на той же информ. показателей шкалы. Старейшая известная система типов личности была разработана астрологами античности. В основу еще одной античной типологии, использовавшейся на протяжении мн. веков, положено представление о выделенных Гиппократом четырех основных жидкостях живого тела. Заслуга создания четырехчастной типологии темпераментов, основанной на этом представлении, приписывается римскому врачу Клавдию Галену, жившему во II в. н. э. В соответствии с ней выделяются четыре основных темперамента: сангвинический, обусловленный преобладанием крови; флегматический, связанный с преобладанием слизи; холерический, возникающий при преобладании желтой желчи, и меланхолический, связанный с преобладанием черной желчи. В XVIII в. Эммануил Кант предложил более детальное словесное описание этих четырех типов. Хотя учение о четырех жидкостях организма сегодня никто уже не воспринимает серьезно, работы Гиппократа и Галена все еще воодушевляют совр. исследователей на поиски биохимических источников различий поведения и опыта людей. Идея о том, что темперамент связан с телосложением, также имеет весьма давнюю историю. Гиппократ описал два контрастных физ. типа: habitus apoplecticus и habitus phthisicus. Представители первого типа относительно полные, а поэтому сильные и мускулистые люди; представители второго типа - худые и, соответственно, более хрупкие и слабые. В начале XIX в. во Франции появился вариант типологии, состоящий из трех категорий. Леон Ростан характеризовал типы людей как дигестивный (пищеварительный), мускулярный (мышечный) и респираторно-церебральный (дыхательно-мозговой). Эту трехчастную типологию позднее заимствовали и переработали немецкие теоретики. Некоторые из этих теоретиков занимались преимущественно проблемой конституциональной предрасположенности к различным заболеваниям. Однако в начале XX в. работа немецкого психиатра Эрнста Кречмера возродила интерес к связи между телосложением и темпераментом. Э. Кречмер (1925 г.) возродил французские представления о трех типах телосложения, но назвал их пикническим, атлетическим и астеническим (позднее названный лептозомным) типами. Он также добавил четвертый тип - дисплазический, - характеризующийся неустойчивым сочетанием признаков трех основных типов. Шелдон пропагандировал использование соматотипов, к-рые характеризовались сочетанием трех признаков телосложения, значение каждого из к-рых оценивается по 7-балльной шкале. Все описанные выше типологии основаны на анализе космических событий или физ. особенностей тела. В то же время более психологичные классиф. тж имеют достаточно длительную историю. Людей часто классифицировали на основании их мотивов, интересов или ценностей, т. е. тех признаков и качеств, к-рые люди стремятся приобрести или ценят, к-рые побуждают людей к действию, привлекают их или нравятся им. Ранние психол. типологии были похожи на классиф. людей, предложенную Платоном в "Государстве". Платон предполагал, что душа чел. состоит их трех основных компонентов. Один из них связан с аппетитом или любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам. Второй касается страсти или моральной силы. Он может выражаться в виде храбрости, неуживчивости, могущества, честолюбия или стремления к славе. Третий элемент имеет филос. природу и ведает мыслительной деятельностью чел. Он стимулирует любовь к знаниям и обучению. Различия между людьми обусловлены соотношением этих трех элементов в их характере. Определить принадлежность чел. к определенному типу можно по преобладанию одного из трех компонентов. Одна группа людей состоит из тех, кто стремится к богатству или прибыли. Вторая образована из людей, добивающихся славы. Третья состоит из философов, ищущих истину или мудрость. Платон отмечал, что представители каждой группы имеют свои собственные оценочные критерии. Так, в зависимости от собственной принадлежности к тому или иному типу, чел. может приписывать превосходство богатым людям, тем, кто стремится к славе, или мудрецам-философам. В то же время, он указывал, что философы более развиты, чем представители двух др. групп, обладают более полными знаниями об окружающем мире и более всего подходят на роль правителей государства. В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером. Он разделял людей на типы в зависимости от основных форм жизни, к-рые они ценят и в к-рых видят смысл. Шпрангер выделил шесть главных видов ценностных ориентации и, соответственно, шесть типов людей. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. Эта установка свойственна людям теорет. типа. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных потребностей чел. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам. Эстетическая ориентация связана с эмпатической реакцией на форму и интересом к внешним проявлениям вещей и событий. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию. Религиозная ориентация стремится связать каждое событие со всеобъемлющим смыслом жизни чел. Руководствующиеся этой ориентацией люди стремятся к чувству гармонии в мироздании и в собственном опыте встречи с миром. Две др. ориентации касаются отношений индивидуума с др. людьми. Соц. ориентация и, следовательно, соц. тип, характеризует людей, к-рые испытывают интерес к другим и стремятся к идентификации с ними. Политическая ориентация направлена на приобретение превосходства и власти над др. людьми. Она присуща людям политического типа. Этот тип, в соответствии с описанием Э. Шпрангера, более всего напоминает платоновский тип страстных или амбициозных людей. Среди множества подобных, разработанных философами типологий широкое применение у представителей др. областей знания нашли только две классиф. Первая из них построена на контрасте аполлоновского и дионисического стилей жизни и введена Фридрихом Ницше. Люди аполлоновского типа предпочитают контроль, баланс и сдержанность и ориентированы на внутренние проявления красоты. Люди дионисического типа стремятся испытать все прелести жизни и ценят неумеренную выразительность. Вторая типология была предложена Уильямом Джеймсом, к-рый различал два типа философов. Он характеризовал "мягкий" тип философа как рационалиста, интеллектуалиста, идеалиста, оптимиста, верующего, сторонника свободы воли, мониста и догматика. "Жесткий" тип философа он характеризовал как эмпирика, сенсуалиста, материалиста, пессимиста, неверующего, фаталиста, плюралиста и скептика. Большое значение имели также две осн. дихотомические классиф., разработанные для применения в психиатрии. Одна из них - типология психозов - была предложена Эмилем Крепелином, и разграничивает маниакально-депрессивный психоз и dementia praecox (раннее слабоумие, переименованное позднее в шизофрению). Вторая предлагает сопоставимое разделение и была разработана Пьером Жане для психоневрозов. В данном случае две основные категории представлены истерией и психастенией. Самая известная типология, построенная на дихотомии экстраверсия/интроверсия, принадлежит Карлу Юнгу. Он полагал, что две этих фундаментальных установки лежат в основе опыта чел., и верил, что каждый из нас имеет конституциональную предрасположенность к той или иной из них. См. также Астрология, Центральные черты, Френология Р. В. Коан
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ЛИЧНОСТЬ: ТИП

в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный и эмпирический; Г. Гросс - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложили свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

personality types) Относительно взглядов Юнга и Айзенка на типы личности см. ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ. Психоаналитическая литература обсуждает личностную типизацию в разделе ХАРАКТЕР, используя две системы классификации: клиническую и развития. Клинические типы характеров определяются по аналогии с психиатрическими состоящими, которые они более всего напоминают; отсюда ИСТЕРИЧЕСКИЙ, ОБ-СЕССИВНЫЙ, ФОБИЧЕСКИЙ, ШИЗОИДНЫЙ, ДЕПРЕССИВНЫЙ, МАНИАКАЛЬНЫЙ характеры. В системе развития классификация типов характеров соотносится со стадиями РАЗВИТИЯ ЛИБИДО, которые, как полагают, определяют характерные особенности; отсюда ОРАЛЬНЫЙ, АНАЛЬНЫЙ, ФАЛЛИЧЕСКИЙ, ГЕНИТАЛЬНЫЙ характеры.

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ЛИЧНОСТИ, ТИП

Обычно любое название, используемое для классификации личности индивида. Имеется множество различных типологий, каждая со своей собственной системой классификации. Однако все они основываются на положении, что существуют целостные модели поведения или последовательные стили действий, которые достаточно хорошо определены, так что личность может быть классифицирована как относящаяся к одному или более типам. Это положение, хотя, конечно, и сомнительно, имеет эвристическую ценность, и типология личностей является повальным увлечением в социальных исследованиях, исследованиях и теориях личности. См. личность (особенно 1).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Личности тип

конкретный способ организации разноплановых личностных качеств в целостную, устойчивую, определенную и относительно автономную функциональную структуру. Существует, как предполагается, определенные типы личности, которые поддаются идентификации и классификации. Данный подход заимствован, повидимому, из классической характерологии, в которой принято различать определенные характерологические типы. Некоторые исследователи категорически не согласны с правомерностью такой аналогии. Так, В. Франкл считает теорию и практику разграничения типов личности порочной, совершенно неприемлемой и полагает, что психологи предпочитают его только потому, что бессознательно избегают тех непреодолимых трудностей, которые связаны с признанием фундаментального факта индивидуальности каждого человека. Тем не менее типология личности, как указывает Ребер А. (2001), до сих пор является “повальным увлечением в социальных исследованиях, исследованиях и теориях личности”. Социальные психологи вообще склонны игнорировать влияние индивидуальных качеств личности на поведение человека, утверждая, что социальное поведение детерминируется преимущественно социально-психологическими факторами, и тем самым не соглашаясь с правомерностью разграничения различных индивидуализированных типов личности.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Типы личности — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике

Артемцева Наталья Георгиевна
Скачать PDF

Поведенчески-результативные типы личности с разным уровнем профессиональной востребованности

Харитонова Евгения Владимировна
В статье представлены результаты эмпирического исследования поведенчески-результативных типов личности с разным уровнем профессиональной востребованности. Введено понятие «поведенческая результативность» как процессуальной характеристики субъектной активности, обеспечивающей социальную адаптацию личности, адекватную требованиям ситуации (среды). Выделены и обозначены преобладающие поведенчески-результативные типы личности: «Средневостребованная личность, ситуативно разрешающая стрессовые ситуации», «Востребованная личность с гармоничной развитой системой саморегуляции», «Средневостребованная личность со средними адаптационными способностями». Делается вывод о практической значимости результатов исследования, в частности, для определения тактики консультирования, подбора и расстановки кадров в профориентационной работе, в индивидуальном консультировании и оказании психологической помощи.
Скачать PDF

«Денежное» поведение и «Денежные» типы личности

Калита Виталий Владимирович, Николенко Юлия Сергеевна
Article dwells upon analysis of "monetary type" classifications that are used by modern economic psychology. General table of "monetary" personalities, based upon the symbolic meaning of money is presented. Authors suggest their criteria for classification defined as: "monetary oriented behavior" of "monetary" behavior.
Скачать PDF

Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности

Лоскутова Анна Сергеевна
Анализируются связи личностных особенностей студентов и характеристик их речевой деятельности, описываются типичные тексты студентов различных личностных типов.
Скачать PDF

Личностные типы будущих и действующих предпринимателей

Колодина Анастасия Викторовна
В статье описываются результаты исследования карьерных ориентаций, ценностей, отвественности, локуса контроля и личностных типов современных предпринимателей, находящихся на разных этапах карьеры
Скачать PDF

Профиль потребностей и типы мотивации личности

Демиденко Надежда Николаевна
В статье представлены результаты исследования мотивационно-потребностной сферы личности. Приводится описание авторской методики выявления структурных уровней мотивации, характеризуются выявляемые методикой профили потребностей личности, дается описание соответствующих им типов мотивации в контексте гуманистической психологии. Ставится проблема исследования взаимосвязей выявленных феноменов с другими качественными характеристиками личности.
Скачать PDF

Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства

Нохрина Наталья Анатольевна
Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.
Скачать PDF

Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе

Журавлёва Н.А.
В статье анализируются наиболее распространенные в обществе типы ценностных ориентаций россиян, рассматривается их обусловленность психологическими характеристиками личности.
Скачать PDF

Типы развития индивидуального стиля педагогической деятельности как варианты личностной самореализац

Макарова Л.Н.
Makarova L.N. Types of development of individual style of educational work as variants of personal self-realization of the lecturer. The need to use ideas of synergy to disclose progressive and regressive variants of self-realization of the lecturer is grounded in the article. It is also considered an individual style of educational work of the lecturer as a form of his self-realization. There are revealed features and mechanisms of adaptable and bifurcational types of self-regulated development of style of the activity of the lecturer.
Скачать PDF

Личностные типы построения предпринимательской карьеры

Дементий Людмила Ивановна, Колодина Анастасия Викторовна
Рассматриваются структура ответственности, ценностей и карьерных ориентаций, а также личностные типы студентов, намеревающихся реализовывать предпринимательскую карьеру после окончания вуза
Скачать PDF

Типы организационной культуры и их зависимость от уровня развития личности лидера организации: ордер

Аксеновская Людмила Николаевна
Обсуждены основные положения ордерного подхода к социально-психологическому исследованию организационной культуры. Показано влияние уровня развития личности лидера на уровень развития организационной культуры.
Скачать PDF

Смыслообразующая активность субъекта и типы ценностной направленности личности

Калугин Алексей Юрьевич
В статье ставится проблема изучения смыслообразующей активности как отдельного вида активности субъекта. Проведен анализ эмпирических исследований типов ценностной направленности личности. Особое внимание уделено проблеме смыслообразования. Описана смыслообразующая активность как ведущая форма активности субъекта. Рассмотрена проблема «экзистенциального эскапизма». Отмечается неоднозначность построения ценностных векторов на основе теоретических моделей, приводящая к многообразию толкований. Использование разного инструментария при изучении ценностно-смысловой сферы приводит исследователей к разным результатам и не позволяет в полной мере очертить круг, описывающий именно проблематику смыслообразования. Различие теоретических подходов к пониманию ценностно-смысловой сферы составляет методологическую проблему, рассматриваемую в статье. Выход из существующего положения видится в выделении наиболее общих показателей аксиологической сферы и индуктивного подхода к построению модели смыслообразующей активности.
Скачать PDF