ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ
ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ
тесты, предполагающие одновременное проведения с их помощью исследования сразу группы людей. См. тест психологический.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Тесты групповые
тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых Т. г. не следует смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т. д.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ
тесты, применяющиеся для диагностики групповых психических процессов – уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на ее членов и др.
ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ
тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Т. г. не следует смешивать с средствами диагностики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т. Д.
Основной целью разработки этого вида психодиагностических методик в свое время явилось стремление повысить эффективность практических служб психодиагностики за счет увеличения контингентов обследуемых. Одними из первых тестов для массовых обследований
стали разработанные в США армейские тесты «Альфа» и «Бета», направленные на оценку общих способностей при отборе новобранцев для прохождения службы. В настоящее время методики, допускающие одновременное обследование группы испытуемых, имеют
хождение в тестах интеллекта тестах достижений, особенно при исследованиях в психодиагностике школьной, методиках психодиагностики профессиональной. В качестве примеров наиболее распространенных методик такого рода можно привести CAT—Батарея
Службы учебно-образовательных тестов США; GATB — Общих способностей батарея тестов; СЕЕВ — основной армейский профориентационный тест в США и др. Для группового обследования приспособлено большинство тестов интересов. Групповая форма обследования
возможна и для практически всех опросников личностных. Т. г. с успехом применяются в целях отсеивания (скрининга), где с наибольшим успехом реализуются выгоды групповой формы обследования.
По характеру Т. г. являются, как правило, типичными тестами психометрическими с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных. Для группового применения могут быть приспособлены и отдельные тесты аппаратурные,
особенно при условии введения в диагностическую систему устройств обработки информации (см. ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНАЯ).
Большинство Т. г. являются по форме тестами бланковыми. Материал, необходимый для проведения теста (тестовая тетрадь, бланки для регистрации результатов и т. д.), отличается, однако, некоторыми специфическими особенностями (см. БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ).
Он должен быть вполне приспособлен для самостоятельной работы испытуемого при минимуме пояснений и вмешательства со стороны экспериментатора. Инструкция к проведению обследования должна быть краткой, не требующей дополнительных разъяснений.
Количество одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Одним из основных требований успешного обследования с помощью Т. г. является строгое соблюдение условий самостоятельности
работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц (заимствование результатов, отвлекающие контакты, групповые эффекты фацилитации и ингибиции и др.). Обычно максимально допустимое количество лиц в
обследуемой группе — 20— 25 человек.
Как правило, при групповой процедуре обследования показатели надежности и валидности теста изменяются (обычно оказываются ниже, чем при проведении того же теста в индивидуальной форме). Иногда в руководствах к тестам даются различные нормы оценок
для групповой и индивидуальной формы применения (см. РАВЕНА ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ).
К числу недостатков группового обследования следует отнести ограничение возможности наблюдения, контакта в ходе обследования, качественного анализа психодиагностической информации, что ставит Т. г. в ряд вспомогательных средств психологической
диагностики.
Групповые методики наряду с возможностью значительного увеличения производительности диагностической службы имеют и другие преимущества. Среди них — простота инструментария и проведения, отсутствие специальных требований к профессиональной подготовке
лиц, проводящих обследование и т. д.
В отдельных случаях традиционные индивидуальные тесты выгодно проводить в небольших группах из 3—5 испытуемых. Иногда это целесообразно для повышения мотивированности при обследовании детей за счет реализации эффекта соревнования. Такая форма
обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе.
Основной целью разработки этого вида психодиагностических методик в свое время явилось стремление повысить эффективность практических служб психодиагностики за счет увеличения контингентов обследуемых. Одними из первых тестов для массовых обследований
стали разработанные в США армейские тесты «Альфа» и «Бета», направленные на оценку общих способностей при отборе новобранцев для прохождения службы. В настоящее время методики, допускающие одновременное обследование группы испытуемых, имеют
хождение в тестах интеллекта тестах достижений, особенно при исследованиях в психодиагностике школьной, методиках психодиагностики профессиональной. В качестве примеров наиболее распространенных методик такого рода можно привести CAT—Батарея
Службы учебно-образовательных тестов США; GATB — Общих способностей батарея тестов; СЕЕВ — основной армейский профориентационный тест в США и др. Для группового обследования приспособлено большинство тестов интересов. Групповая форма обследования
возможна и для практически всех опросников личностных. Т. г. с успехом применяются в целях отсеивания (скрининга), где с наибольшим успехом реализуются выгоды групповой формы обследования.
По характеру Т. г. являются, как правило, типичными тестами психометрическими с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных. Для группового применения могут быть приспособлены и отдельные тесты аппаратурные,
особенно при условии введения в диагностическую систему устройств обработки информации (см. ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНАЯ).
Большинство Т. г. являются по форме тестами бланковыми. Материал, необходимый для проведения теста (тестовая тетрадь, бланки для регистрации результатов и т. д.), отличается, однако, некоторыми специфическими особенностями (см. БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ).
Он должен быть вполне приспособлен для самостоятельной работы испытуемого при минимуме пояснений и вмешательства со стороны экспериментатора. Инструкция к проведению обследования должна быть краткой, не требующей дополнительных разъяснений.
Количество одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Одним из основных требований успешного обследования с помощью Т. г. является строгое соблюдение условий самостоятельности
работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц (заимствование результатов, отвлекающие контакты, групповые эффекты фацилитации и ингибиции и др.). Обычно максимально допустимое количество лиц в
обследуемой группе — 20— 25 человек.
Как правило, при групповой процедуре обследования показатели надежности и валидности теста изменяются (обычно оказываются ниже, чем при проведении того же теста в индивидуальной форме). Иногда в руководствах к тестам даются различные нормы оценок
для групповой и индивидуальной формы применения (см. РАВЕНА ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ).
К числу недостатков группового обследования следует отнести ограничение возможности наблюдения, контакта в ходе обследования, качественного анализа психодиагностической информации, что ставит Т. г. в ряд вспомогательных средств психологической
диагностики.
Групповые методики наряду с возможностью значительного увеличения производительности диагностической службы имеют и другие преимущества. Среди них — простота инструментария и проведения, отсутствие специальных требований к профессиональной подготовке
лиц, проводящих обследование и т. д.
В отдельных случаях традиционные индивидуальные тесты выгодно проводить в небольших группах из 3—5 испытуемых. Иногда это целесообразно для повышения мотивированности при обследовании детей за счет реализации эффекта соревнования. Такая форма
обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.