Кубическая модель интеллекта Д. Гилфорда получила практическую апробацию в Иллинойском университете (США), где была использована в программе диагностики и обучения одаренных детей.
Тест 1. «Заглавие для произведения» — тест дивергентной продуктивности семантических преобразований. Имеет 3 показателя: суммарное число названий (легкость), оригинальность названий, обобщенность. Задача. Придумать название. Стимул: художественный текст (музыкальный, изобразительный, литературный и т. д.).
Тест 2. «Варианты окончаний». Задача: написать несколько вариантов окончания предложения, басни, сказки, музыкальной фразы, поэтической строчки и т. д. Тест имеет три показателя: беглость (количество вариантов); оригинальность; художественная экспрессивность.
Тест 3. «Контекст». Задача: придумать сценарий поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях–контекстах.
Тест 4. «Использование предметов» (варианты употребления). Вербальный тест на семантическую гибкость и альтернативное применение объекта. Задача: перечислить как можно больше способов использования предмета. Перечислить способы употребления предмета, отличающиеся от их обычного употребления. Инструкция: «Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?». Результаты оцениваются в баллах по показателям: беглость — суммарное число ответов. За каждый — 1 балл, все баллы суммируются; — оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия. Оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке. 1 оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются. О = 5n О — показатель оригинальности, n — число оригинальных ответов.
Тест 5. Заключения. Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке». Показатели: беглость воспроизведения идей — общее число приведенных следствий. 1 ответ (следствие) — 1 балл. Баллы суммируются. — оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Оригинальный ответ — 5 баллов (один на выборку). О — показатель оригинальности, n — число оригинальных ответов.
Тест 6. Выражение. Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Инструкция: придумайте предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы (испытуемому предъявляются напечатанные на листе буквы). В… М… С… К… Пример: Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай свои предложения. Оценка производится в баллах по показателям: беглость — число приведенных предложений, одно предложение — 1 балл; гибкость — число слов, используемых один раз, в каждом последующем предложении учитывается только то слово, которое не употреблялось испытуемым ранее или не приведено в примере. Число слов, используемых один раз — 1 слово — 0,1 балла; — осмысленность предложений, их законченность, правильность грамматического построения предложения (точность); — оригинальность.
Тест 7. Составление изображений. Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция: нарисуйте определенные объекты, пользуясь набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. На тестовом бланке, состоящем из четырех квадратов, нужно нарисовать: в первом — ЛИЦО, во втором — ДОМ, в третьем — КЛОУНА, в четвертом — то, что ты захочешь и его надо подписать–назвать. Оценка. Беглость–гибкость: n1 — число изображенных элементов, 1 деталь — 0,1 балла, гибкость — число использованных классов фигур, 1 класс фигур — 1 балл. Гибкость от 0 до 4 –n2, n3 — число ошибок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0,1 балла. Беглость: О), где i — номер рисунка (n3 i=1 не учитываем и исключаем).
Оригинальность m1 — число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относится только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. Один оригинальный рисунок — 5 баллов. По частоте встречаемости. m2 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычного расположения, один оригинальный элемент — 3 балла. Затем показатели О суммируются по всем 4 рисункам.Оригинальность: Оi=1
Тесты дивергентного мышления Д. Гилфорда
Тесты дивергентного мышления Д. Гилфорда
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014