Тестовая тревожность

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ТРЕВОЖНОСТЬ ТЕСТОВАЯ
беспокойство, тревога человека по поводу того, что он с помощью некоторого теста подвергается испытанию или оценке. Т.т. может оказывать влияние на получаемые в ходе тестирования показатели, снижая, как правило, показатели свойств, которые связаны со способностями человека. См. тест психологический, тревожность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Тестовая тревожность
test anxiety) Термином Т. т. обозначают физиолог., психол. и поведенческие реакции на стимулы, связываемые индивидуумом с ситуацией проверки или оценки. Т. т. представляет собой частный случай общей тревожности и характеризуется чувствами возрастания сознавания своих действий и воспринимаемой беспомощности, к-рые часто приводят к ухудшению результатов выполнения тестов или, в более широком контексте, всех типов когнитивных и академических испытаний. Обычно в Т. т. выделяют два компонента - сомнение в себе и эмоциональность. Компонент сомнения включает самовосприятие. Компонент эмоциональности относится к аффективным и психол. коррелятам возбуждения автономной НС: переживанию напряжения и дистресса. Согласно гипотезе направленности внимания Дж. Д. Вайна, люди с высокой Т. т. распределяют свое внимание между релевантными задаче и относящимися к "Я" переменными, в то время как люди с низкой Т. т. преимущественно фокусируют его на выполняемой задаче. Т. т. обычно измеряется с помощью стандартизованных самоотчетов (опросников, инвентарей, шкал), оценивающих оба ее аспекта - сомнение в себе и эмоциональность. Многочисленные исслед. говорят о том, что Т. т. наиболее часто возникает при решении сложных задач или когда ситуация рассматривается как стрессовая либо связанная с оценкой, и что лица с высокой Т. т. в большей степени склонны к поглощенности посторонними мыслями, озабоченности и самоосуждению чем лица с низкой Т. т., и что эти тенденции усиливаются в ситуациях испытаний. Существуют также данные о том, что озабоченность негативно связана с выполнением заданий, а эмоциональность - нет. Поскольку Т. т. приводит ухудшению тестовых результатов и академических достижений, были разработаны разнообразные программы ее коррекции. Наиболее эффективные из них включают комбинирование когнитивного перефокусирования и/или тренировки учебных навыков с тренингом десенсибилизации и релаксации. См. также Тревожность Ф. Браун

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Тревожность тестовая
состояние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации. Т. т. более выражена у лиц с проявлением реактивной или личностной тревожности (см., напр., Спилбергера тревоги и тревожности шкалы); у испытуемых с повышенной мотивацией на обследование, а также в случаях неадекватно высокой очевидной валидности выполняемого теста. Т. т. может явиться следствием неквалифицированного, неэтичного поведения экспериментатора, ошибочно составленной инструкции, стресогенных факторов ситуации обследования (жесткое лимитирование времени выполнения, групповое выполнение заданий в условиях "открытости" результатов и т. п.). Характер влияния Т. т. на результаты обследования в полной мере не выяснен. В большинстве случаев это влияние признается негативным. Так, по данным С. Саразона и соавт. (1960), К. Хилла и соавт. (1964, 1966), Ц. Спилбергера (1972), И. Годри и Ц. Спилбергера (1974) и др. существует обратно пропорциональная связь между уровнем тревожности и показателями тестов достижений и тестов интеллекта, отмечающаяся как у взрослых, так и у детей. С другой стороны, Д. Френч (1962) не обнаружил различий в результатах тестирования студентов колледжа в напряженной и спокойной ситуации. По мнению А. Анастази (1982), отношения между тревожностью и качеством выполнения теста нелинейны. Индивидам с невысоким уровнем тревожности благоприятны условия, вызывающие состояние незначительной тревоги, в то время как людям, имеющим высокий уровень тревожности, лучше выполнять тест в более спокойных условиях. Т. т., таким образом, является дополнительным фактором, оказывающим воздействие на достоверность психодиагностического обследования. В этой связи необходимо принятие мер к снижению уровня напряженности в ситуации тестирования. Это особенно важно в клинической психодиагностике, для которой обследование имеет не только диагностическое значение, но и в определенной степени выполняет психотерапевтическую функцию. Интерпретация результатов обследования должна проводиться с учетом индивидуального уровня Т. т. конкретных испытуемых. Сведения о Т. т. могут быть получены как из данных опроса и наблюдения, так и при использовании специальных диагностических методик. Профилактика Т. т. опирается на неукоснительное следование этическим нормам психодиагностики, тщательную подготовку тестового материала, особенно инструкции, правильный выбор тактики индивидуальных и групповых обследований, условий тестирования.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
565.87 кб

Сравнительный анализ тестов тревожности (на материале детей и подростков)

Ромицына Елена Евгеньевна
Рассматриваются различные формы психодиагностических тестов для диагностики тревожности у детей и подростков. Дается обзор широко используемых в нашей стране опросников и проективных тестов.