ТЕСТОВАЯ ТРЕВОГА ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ В ВИДЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ

Тестовая тревожность

Найдено 2 определения термина Тестовая тревожность

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Тестовая тревожность

test anxiety) Термином Т. т. обозначают физиолог., психол. и поведенческие реакции на стимулы, связываемые индивидуумом с ситуацией проверки или оценки. Т. т. представляет собой частный случай общей тревожности и характеризуется чувствами возрастания сознавания своих действий и воспринимаемой беспомощности, к-рые часто приводят к ухудшению результатов выполнения тестов или, в более широком контексте, всех типов когнитивных и академических испытаний. Обычно в Т. т. выделяют два компонента - сомнение в себе и эмоциональность. Компонент сомнения включает самовосприятие. Компонент эмоциональности относится к аффективным и психол. коррелятам возбуждения автономной НС: переживанию напряжения и дистресса. Согласно гипотезе направленности внимания Дж. Д. Вайна, люди с высокой Т. т. распределяют свое внимание между релевантными задаче и относящимися к "Я" переменными, в то время как люди с низкой Т. т. преимущественно фокусируют его на выполняемой задаче. Т. т. обычно измеряется с помощью стандартизованных самоотчетов (опросников, инвентарей, шкал), оценивающих оба ее аспекта - сомнение в себе и эмоциональность. Многочисленные исслед. говорят о том, что Т. т. наиболее часто возникает при решении сложных задач или когда ситуация рассматривается как стрессовая либо связанная с оценкой, и что лица с высокой Т. т. в большей степени склонны к поглощенности посторонними мыслями, озабоченности и самоосуждению чем лица с низкой Т. т., и что эти тенденции усиливаются в ситуациях испытаний. Существуют также данные о том, что озабоченность негативно связана с выполнением заданий, а эмоциональность - нет. Поскольку Т. т. приводит ухудшению тестовых результатов и академических достижений, были разработаны разнообразные программы ее коррекции. Наиболее эффективные из них включают комбинирование когнитивного перефокусирования и/или тренировки учебных навыков с тренингом десенсибилизации и релаксации. См. также Тревожность Ф. Браун
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Тревожность тестовая

состояние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации. Т. т. более выражена у лиц с проявлением реактивной или личностной тревожности (см., напр., Спилбергера тревоги и тревожности шкалы); у испытуемых с повышенной мотивацией на обследование, а также в случаях неадекватно высокой очевидной валидности выполняемого теста. Т. т. может явиться следствием неквалифицированного, неэтичного поведения экспериментатора, ошибочно составленной инструкции, стресогенных факторов ситуации обследования (жесткое лимитирование времени выполнения, групповое выполнение заданий в условиях "открытости" результатов и т. п.). Характер влияния Т. т. на результаты обследования в полной мере не выяснен. В большинстве случаев это влияние признается негативным. Так, по данным С. Саразона и соавт. (1960), К. Хилла и соавт. (1964, 1966), Ц. Спилбергера (1972), И. Годри и Ц. Спилбергера (1974) и др. существует обратно пропорциональная связь между уровнем тревожности и показателями тестов достижений и тестов интеллекта, отмечающаяся как у взрослых, так и у детей. С другой стороны, Д. Френч (1962) не обнаружил различий в результатах тестирования студентов колледжа в напряженной и спокойной ситуации. По мнению А. Анастази (1982), отношения между тревожностью и качеством выполнения теста нелинейны. Индивидам с невысоким уровнем тревожности благоприятны условия, вызывающие состояние незначительной тревоги, в то время как людям, имеющим высокий уровень тревожности, лучше выполнять тест в более спокойных условиях. Т. т., таким образом, является дополнительным фактором, оказывающим воздействие на достоверность психодиагностического обследования. В этой связи необходимо принятие мер к снижению уровня напряженности в ситуации тестирования. Это особенно важно в клинической психодиагностике, для которой обследование имеет не только диагностическое значение, но и в определенной степени выполняет психотерапевтическую функцию. Интерпретация результатов обследования должна проводиться с учетом индивидуального уровня Т. т. конкретных испытуемых. Сведения о Т. т. могут быть получены как из данных опроса и наблюдения, так и при использовании специальных диагностических методик. Профилактика Т. т. опирается на неукоснительное следование этическим нормам психодиагностики, тщательную подготовку тестового материала, особенно инструкции, правильный выбор тактики индивидуальных и групповых обследований, условий тестирования.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено книг по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 12

Тестовая методика диагностики морально-нравственных особенностей личности и уровня ее психоэтическог

Сухих А. В., Корытченкова Н. И.
Предлагается методика оценки нравственных качеств личности: ответственности, правдивости, честности и др. The method of an estimation of moral qualities of the person such as responsibility, truthfulness, honesty is offered.
Скачать PDF

Социальная тревожность в контексте психологических защит

Булатова Т. А., Черных Е. И.
В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Пилотное исследование проводилось в парадигме психологические защиты адаптация или препятствие к самореализации.
Скачать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности тревожности педагогов-психологов

Медведева Вера Евгеньевна
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей тревожности педагогов-психологов, обоснованию актуальной проблемы сохранения психологического здоровья психолога. В статье приводятся результаты эмпирического исследования тревожности педагогов-психологов, рассматриваются личностные и профессиональные факторы, играющие роль в возникновении и закреплении тревожности.
Скачать PDF

Новые аспекты изучения линий животных с повышенной тревожностью

Башкатова В.Г.
В обзоре рассмотрены некоторые новые подходы к изучению животных с различным фенотипом эмоционально-стрессорных реакций. Большое внимание уделено анализу данных о линиях высоко(HAB)и низко(LAB)тревожных крыс, выведенных методом селекционного инбридинга. Предполагается, что линия крыс HAB может рассматриваться, как одна из наиболее адекватных психопатологических моделей для изучения тревожных расстройств человека. В обзоре проанализирована перспективность изучения механизмов тревожности на мышах с анксиогенным фенотипом, нокаутных по различным генам. Рассмотрены дальнейшие перспективы изучения тревожного поведения животных, включая мутагенез, а также специальное варьирование пищевого рациона животных. В свете современных представлений о механизмах развития патологической тревожности показана необходимость изучения возможных корреляций между поведенческими ответами реакций страх/тревожность и изменениями активности нейронов в специфичных структурах. Библиогр. 82 назв. Автор выражает глубокую благодарность за консультации в подготовке этого обзора академику РАМН профессору С.Б. Середенину. Работа поддержана грантом РФФИ 07-04-00257.
Скачать PDF

Экспериментальное моделирование тревожности и депрессии

Kalueff A.V.
Anxiety and depression have dramatic impact on human and animal behaviours. We take an interdisciplinary approach and review the existing experimental models of anxiety and depression in order to promote further understanding of «biological» aspects in biological psychiatry of anxiety and depression. The present lecture provides a comprehensive overview of the existing neurobehavioural markers and models of anxiety and depression. Knowledge of neurobehavioural aspects and theories behind animal experimental disorders described in the present paper will assist health professionals to better understand the biological nature and causes of anxiety and depression.
Скачать PDF

Влияние пролактолиберина на тревожность и социальное предпочтение у крыс

Виноградова Е.П., Марков Г.А., Волчик П. В.
В настоящее время практически для всех известных гипоталамических нейрогормонов выявлены психотропные эффекты. Формула пролактолиберина (ПрРГ) была расшифрована не более 10 лет назад и влияние этого гормона на поведение практически не изучено. Есть единичные исследования, которые показывают, что ПрРГ, как и другие нейропептиды, модулирует не только на отдельные физиологические процессы, но и поведение в целом, например, показаны тормозные влияния ПрРГ на пищевое поведение. Введение ПрРГ стимулирует выброс АКТГ и β-эндорфинов в гипоталамическом паравентри-кулярном ядре и рассматривается, как возможный модулятор активности гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы. Исходя из этих данных можно предположить, что он оказывает влияние (прямо или опосредовано) на спонтанное поведение. Целью работы было изучение влияния введения ПрРГ на уровень тревожности. Исследования проводились на самцах белых крыс (n = 60). Для определения уровня тревожности животных тестировали в приподнятом «крестообразном лабиринте». За 15 минут до теста животным опытных групп интраназально (билатерально) вводили по 10 мкл раствора пролактолиберина в концентрации 10-10 моль в первой опытной группе животных, во второй группе в концентрации 10-9 моль, животным контрольной группы дистиллированную воду в таких же количествах. Было показано, что введение ПрРГ в концентрации 10-10 моль резко увеличивало уровень тревожности по сравнению с контролем, оцениваемые по величине обратной времени пребывания в открытых рукавах лабиринта (56,6 ± 10,2 с;14,6 ± 6,5, p d 0,01) и количеству свешиваний (4,5 ± 0,6 с; 1,9 ± 0,6 с p d 0.01). Двигательная и исследовательская активность, смещенной поведение и др. не отличались в контрольной и первой опытной группе. Введение ПрРГ в концентрации 10-9 моль не вызывало никаких достоверных изменений в поведении при сравнении опытной и контрольных групп. Таким образом можно предположить, что ПрРГ оказывает дозозависимый эффект на уровень тревожности и не оказывает влияния на другие формы спонтанного поведения.
Скачать PDF

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности

Салова Наталья Сергеевна
Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность. Исследована специфика модификации коррекционного тренинга с использованием вокального творчества для изменения высокой личностной тревожности, причём правильное голосообразование в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.
Скачать PDF

Исследование тревожности как психического паттерна внутренней конфликтности в период ранней зрелости

Тарновская Н. Н.
В статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования и имеющие важное значение для обеспечения психического благополучия человека. Выявлено, что разрешение реального конфликта интересов и ценностей индивида с интересами и ценностями общества возможно путем исследования тревожности как паттерна внутренней конфликтности. Особенное теоретическое и практическое значение исследование данной проблемы имеет для периода формирования и становления личности ранней зрелости.The article dwells upon results of the research having great value for ensuring personal psychological well-being. It is shown that resolution of real conflict between personal interests and values, and social ones can be achieved by investigating anxiety as an intrinsic conflictness pattern. Theoretical and practical provisions of this research are the most valuable for the individual formation and achievement period, i.e. early maturity period.
Скачать PDF

Тревожность и здоровье младших школьников

Гуров В. А.
Анализ литературы и эмпирические исследования автора показали, что школьная патология формируется в группе хронически тревожных детей и представляет собой результат срыва адаптации в наиболее загруженных в образовательном процессе системах организма ребенка. Показателем неблагополучия и ведущим фактором патологических процессов является хронически повышенный уровень общей школьной тревожности. Относительная стабильность повышенного уровня тревожности младших школьников связана со страхами и переживаниями, возникающими в ситуации школьного обучения, и имеет непосредственную связь с учителем, его индивидуальными и личностными особенностями.
Скачать PDF

Основные этапы и процедура создания методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ)

Малкова (Ромицына) Елена Евгеньевна
Статья посвящена основным этапам и процедуре создания оригинальной методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) для детей в возрасте от 7 до 17 лет обоснованию теоретического конструкта, созданию перечня шкал и списка вопросов, описанию эмпирической процедуры стандартизации результатов, оценке психометрических характеристик надежности и валидности. Для этого было проведено исследование 900 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Надежность МОДТ была определена по данным пяти коэффициентов. Также была подтверждена валидность по содержанию, конструктная и критериальная.
Скачать PDF

Взаимосвязь тревожности личности с активацией и мотивацией у сотрудников органов внутренних дел

Дубнякова А.И.
В статье излагаются результаты экспериментального исследования уровня тревожности личности сотрудников органов внутренних дел во взаимосвязи с показателями мотивации к успеху и избеганию неудач.
Скачать PDF