ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ
совокупность субтестов, объединенных единой методикой использования и направленных на измерение различных сторон сложного объекта.

Источник: Педагогические тесты. Термины и определения. 2001

БАТАРЕЯ ТЕСТОВАЯ
совокупность групп (субтестов) тестовых заданий, объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического объекта.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Тестовая батарея
Сбор психометрических тестов, которые можно использовать во время данного исследования. Часто при исследованиях для установления интеллигентности детей можно использовать шкалу Векслера (см.), психодиагностику Роршаха (см.). Существуют личностные тестовые батареи и тестовые батареи для исследования способностей.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

тестовая батарея

совокупность субтестов (тестовых заданий), направленных на диагностику относительно однородных психических явлений, процессов, обьединенных в один тест, который измеряет различные стороны психики. Наиболее известными тестовыми батареями являются: тест Векслера, батарея тестов общих способностей (GATB), тест интеллекта Амтхауэра (TSI) и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Тестовая батарея
совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Комплекс заданий, включенных в Т. б., в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика. Однако, несмотря на объедененность в общей методике, некоторые субтесты Т. б, могут использоваться в отдельности для решения определенных узких диагностических задач-

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ
группа специально подобранных тестов, которые должны прогнозировать один общий критерий (напр., какой-либо результат деятельности оператора). В качестве Т. б. может использоваться набор относительно независимых друг от друга тестов, в совокупности диагностирующих определенное психологическое качество. Напр., Т. б., используемая для профессионального отбора операторов-радиотелеграфистов, включает в себя совокупность таких методик, как «Перепутанные линии», «Шкалы приборов», «Корректурная проба с кольцами» и др., по совокупности результатов выполнения которых удается прогнозировать успешность деятельности этих специалистов. В качестве Т. б. может использоваться также группа тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического явления. Такие методики наиболее широко распространены среди тестов интеллекта (напр., тест Векслера, тест Амтхауэра, GATB- батарея тестов общих способностей и др.). К примеру, батарея GATB, предназначенная для использования в целях профессионального отбора и ориентации, содержит 12 субтестов, из которых 8 вербальных (арифметические упражнения, восприятие форм, словарный и др.) и 4 практических (психомоторная ловкость, подвижность пальцев и др.). Выполнение заданий этой Т. б. направлено на анализ различных комплексных способностей, важных для широкого круга видов профессиональной деятельности. Основная проблема, возникающая при использовании Т. б., заключается в сочетании отдельных тестов для принятия результирующего решения по каждому испытуемому. Методы, используемые с этой целью, можно разделить на три группы: 1) уравнение множественной регрессии, с помощью которого дается прогноз общего показателя испытуемого на основе его показателей во всех тестах батареи; 2) «срез» (профиль) множественных показателей, который требует определения минимально допустимого показателя отсчета по каждому тесту; при этом испытуемый получивший по любому из тестов оценку ниже допустимой, отвергается; 3) клинический подход, основанный на качественном анализе полученных частных показателей; в этом случае принимаются во внимание не только количественные результаты выполнения испытуемым отдельных тестов, но прежде всего анализируется характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и т. п. Такой подход применяется обычно для подробного изучения отдельных случаев (напр., анализ грубых ошибок с тяжелыми последствиями, отбор служащих высокого ранга и др.).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ
совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.
Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами Т. б. являются Векслера интеллекта измерения шкалы, Общих способностей батарея тестов (GATB), Амтхауэра интеллекта структуры тест (TSI). Составной характер
методики с включением в нее различных групп заданий, направленных на изучение вербальных и практических сторон общих способностей, довольно распространен среди тестов интеллекта.
Комплекс заданий, включенных в Т. б., в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика (см. ВАЛИДНОСТЬ КОНСТРУКТНАЯ). Так, батарея тестов WISC (см. ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ ШКАЛЫ)
включает задания на общую осведомленность, понимание, способность к установлению сходства и аналогий, визуальную комбинаторику и репродукцию, смысловой анализ последовательных событий, арифметические способности и навыки, изучение репродуктивной
функции памяти и т. д. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью полноты репрезентируют исследуемое комплексное качество (в данном примере — комплекс общих способностей).
Несмотря на объединенность в общей методике, некоторые субтесты Т. б. используются в отдельности для решения определенных узких диагностических задач. Часто отдельные субтесты Т. б. снабжаются собственными частными нормами и стандартами выполнения.
Возможность их комбинирования в зависимости от ситуации обследования является специфической особенностью многих батарейных методик.
Для отдельных многосубтестовых Т. б., таких, напр., как шкалы Векслера, Станфорд — Бине умственного развития шкала и других, разработаны сокращенные варианты, состоящие из наиболее нагруженных исследуемыми факторами субтестов, результаты которых
тесно коррелируют с данными полной батареи.
Невзирая на относительную независимость некоторых субтестов Т. б., непременным условием разработки методики и оценки качеств теста в целом является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только
с т. з. состава задач отдельных субтестов, но и связи отдельных субтестов с общим результатом Т. б. Таким образом, процедура разработки и проверки диагностических качеств батарейных методик значительно усложняется по сравнению с единичными
тестами. Т. б. проходят процедуру исследования валидности, дискриминативности, внутренней согласованности сначала раздельно, по субтестам, а затем в целом.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.