Тест разработан Е. П. Торрансом в 1962 г. Предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5—6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17—20 лет). Главную задачу, которую ставил перед собой Е. П. Торранс — получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность. В основе метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.
Двенадцать тестов творческой продуктивности Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — изобразительное творческое мышление, третья — словесно–звуковое творческое мышление.
Модель креативности Е. П. Торранса соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности — беглость, гибкость, оригинальность и разработанность — ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности. По данным Д. Гилфорда (1957, 1967), вербальные факторы связаны с литературным творчеством. Соответственно, факторы, относящиеся к зрительному, слуховому изобразительно–кинестетическому содержанию (многие из них еще не идентифицированы) играют столь же важную роль в изобразительном искусстве, музыке, хореографии. (Креативный ребенок6 диагностика и развитие творческих способностей, 2004).
Тест творческого мышления Е. П. Торранса
Тест творческого мышления Е. П. Торранса
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014