Тест словесных ассоциаций
Тест словесных ассоциаций
word association test) Т. с. а. - простая индивидуальная методика. Испытуемый в ответ на услышанное стимульное слово должен как можно быстрее отреагировать первым пришедшим ему в голову словом. Тестирующий регистрирует это слово, время реакции и любые др. специфические особенности в поведении тестируемого. Этот "дедушка" проективных методик имеет богатую историю. Еще Э. Крепелин применял этот тест в целях клинической диагностики и сообщал об эффектах утомления, голода и применения лекарственных средств в приводимых ассоц. Лишь позднее этот тест обратил на себя внимание психоаналитиков. Карл Юнг был первым, кто использовал словесные ассоциации в качестве клинической тестовой процедуры с целью обнаружения комплексов (центров эмоциональных нарушений) у пациентов. Его осн. заслугой была стандартизация этого метода в том, что касается проведения и интерпретации. Юнг использовал в качестве стимулов список из 100 слов, к-рые были подобраны таким образом, чтобы представлять общие эмоциональные проблемы (напр., гнев, страх, смерть). Он идентифицировал три признака эмоциональных нарушений (названных индикаторами комплекса): а) необычные отклонения в содержании ответов (напр., эгоцентрические реакции, повторение стимульного слова); б) увеличение времени реакции; в) аффект, проявляющийся во внешнем поведении субъекта (напр., напряжение, смех). Эти индикаторы до сих пор часто используются в тестах на проверку лжи. Впоследствии подход Юнга был подвергнут радикальной модификации Д. Рапапортом и др. Они высказали идею, что аффективно нагруженные области конфликта гораздо легче идентифицировать на основе стимульных слов, чем на основе содержания слова-реакции. Тем самым фокус анализа сместился на те стимульные слова, к-рые вызывали наибольшие нарушения в ассоциативном процессе и поведении тестируемого. Т. с. а. в целом не оправдал возлагавшихся на него надежд ни как на проективную методику, ни как на диагностический инструмент. Э. Сиипола и др. использовали модифицированный вариант Т. с. а. без ограничений времени, обеспечивающий свободу выбора ответа, предоставляемую др. проективными методиками. Эта модификация привела к фундаментальным изменениям в ассоциативном процессе: тестируемый намеренно откладывал ответ с целью поиска удовлетворяющей его ассоциации. Данн и др. обнаружили, что такие субъективные ассоц. оказывались связанными с такими характеристиками личности, как импульсивность и система ценностей. См. также Проективные методики Э. М. Сиипола
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
ТЕСТ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ
(Word association test; Assoziation-experiment). Экспериментальный метод для определения личных комплексов человека путем изучения ассоциаций или спонтанных психологических связей (см. АССОЦИАЦИЯ). Юнг сосредоточенно и серьезно работал над Т.С.А. в течение нескольких лет в начале этого века, когда он был начинающим психиатром в Burgholzli (психиатрический госпиталь в Цюрихе), где тест был введен Блейлером и использовался для клинической оценки пациентов (см. ПСИХОАНАЛИЗ) Впервые Т. был изобретен Гальтоном, впоследствии взят на вооружение и изменен Вундтом, который хотел выяснить законы, управляющие ассоциациями идей. Ашаффенбург и Крепелин внесли разграничение между словесными или звуковыми ассоциациями и теми, что относились к смыслу, и они же отметили эффект усталости, влияющий на ответы. Тестировались алкоголики, больные лихорадкой и страдавшие психическими расстройствами. Затем Циан обнаружил, что время реакции длиннее, если слова-стимулы связаны с чем-то неприятным пациенту. Было обнаружено, что замедленные ответы относятся к «общим», лежащим в основании представлениям, или «эмоционально насыщенному комплексу представлений». Именно поэтому Т. начали использовать в Burgholzli, и Юнгу вначале были поручены исследования, связанные с ослаблением, освобождением от напряжения, сопутствующего ассоциациям в начальной стадии шизофрении. Юнг усовершенствовал Т., ставя своей основной целью обнаружение и анализ комплексов. Во время этих исследований Юнг убедился, что пациента можно вылечить, если ему помочь в борьбе с преодолением его комплекса. Среди первых результатов, опубликованных в 1907 г. в «Психологии раннего слабоумия» (Собр. соч. Г. 3), было различение видов комплексов в зависимости от отношения к единичным, продолжительным или повторяющимся событиям; от того, были ли они осознанными, частично осознанными или бессознательными и насколько они обнаруживали воздействие аффекта. Исследования Юнга привели к расхождению с гипотезой Блейлера относительно происхождения шизофрении. Юнг также высказал свое конструктивное предположение о том, что иллюзорные идеи больных психозом были попытками создать новое видение мира (Собр. соч. Т. 3. Парагр. 153—178). Во время работы над Т. С. А. Юнг признавал авторитет Фрейда. Фрейд в свою очередь знал об исследованиях с ассоциациями и также использовал ряд таких терминов, как цепь, нить, вереница, ряд, описывая пути так называемых свободных ассоциаций. Юнг чувствовал, что его собственные исследования относительно комплексов и показателей комплекса подтверждали констелляции бессознательно подавленных содержаний, и поддержал фрейдовское открытие травматических реминисценций. Но в то время, как Фрейд продолжал применять свой метод свободных ассоциаций главным образом к содержаниям личного бессознательного пациента (термин Юнга), интерес к комплексам привел Юнга к изучению архетипов, принадлежащих коллективному бессознательному (снова термин Юнга). См. АРХЕТИП; КОЛЛЕКТИВНОЕ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. За короткое время Юнг пришел к выводу, что Т. С. А. можно использовать как инструмент в социальной оценке, в криминалистике и в терапии. Но после нескольких лет напряженной работы над проблемой он перестал использовать Т. С. А. и оставил дальнейшие попытки в области экспериментальной психологии.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ТЕСТ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ
Word association test; Assoziation-experiment) - разработанный Юнгом экспериментальный метод для определения автономных бессознательных комплексов человека путем изучения спонтанных психологических реакций и ассоциаций.
"Эксперимент прост: я читаю перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый человек должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное мной слово другим словом, уже своим. Объясните пациенту, что от него требуется произнести первое пришедшее ему в голову слово. Фиксируйте время каждой реакции с помощью секундомера. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. Вы повторяете слова-стимулы, и испытуемый должен воспроизвести свои предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает "осечку" и воспроизведение оказывается с другим значением, либо и вовсе затрудненным. Подобные сбои очень важны для исследователя. Первоначально совершенно не предполагалось, что для этого эксперимента будет найдена нынешняя область применения; он предназначался для изучения умственных ассоциаций. Для этого он оказался слишком примитивен. Но вот ошибки, допущенные тестируемым, могут помочь вам кое-что узнать. Вы произносите простейшее слово, знакомое даже ребенку, а высокообразованный человек не может вам ответить. Почему? Просто это слово натолкнулось на то, что я называю комплексом. Комплекс - это то, что обычно тщательно скрывают. И тут словно острая молния пронзает плотную оболочку персоны и попадает в глубинный пласт психического. Человек с комплексом на почве денег запнется, например, на словах "покупать", "деньги", "платить"" (АП. с. 40-41).
В результате можно составить "карту" личных комплексов, имеющих ценность как для самопонимания, так и для распознавания разрушительных факторов, которые обычно портят отношения.
"То, что происходит в тесте словесных ассоциаций, случается в любом споре между людьми. В обоих случаях мы имеем дело с экспериментальной ситуацией, которая констсллирует комплексы, ассимилирующие обсуждаемую тему как целое, ибо она-то и представляет для сторон общий интерес. Обсуждение утрачивает свой объективный характер и реальную цель, так как констеллированные комплексы нарушают намерения говорящих и могут даже, что называется, "вставить ответы в их рты", ответы, которые спорящие могут впоследствии и не вспомнить" (CW8, par. 199).
ТИП (Туре) - общая характеристика установки или функции.
"Из многочисленных установок, действительно встречающихся и возможных, я выделяю в настоящем своем исследовании в общем четыре установки, а именно тс, которые ориентируются, главным образом, на четырех основных психологических функциях (см. функция), т. с. на мышлении, чувстве, интуиции и ощущении. Поскольку такая установка привычна и тем накладывает определенный отпечаток на характер индивида - я говорю о психологическом типе. Эти типы, базированные на четырех основных функциях, которые можно обозначить как мыслительный, чувствующий, интуитивный и ощущающий, могут быть в зависимости от качества основной (ведущей) функции разделены на два класса: на типы рациональные и типы иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы, к последним - интуитивный и ощущающий. Дальнейшее разделение на два класса зависит от преимущественного движения либидо, а именно от интроверсии и жстраверсии. Все основные типы могут принадлежать как к одному, так и к другому классу, смотря по их преобладающей установке, более интровертной или более эксгравертной. Мыслительный тип может принадлежать и к интровертному, и к экстравертному классу; также и вес остальные типы. Разделение на рациональные и иррациональные типы составляет другую точку зрения и не имеет ничего общего с интроверсисй и экстраверсией" (ПТ. пар. 810).
"<...> двое детей у одной и той же матери могут уже рано обнаружить противоположные типы, без того, чтобы в установке матери можно было отметить хотя бы малейшее изменение. Хотя я ни при каких обстоятельствах не хотел бы недооценить неизмеримую важность родительских влияний, но все же это наблюдение заставляет нас сделать тог вывод, что решающий фактор следует искать в предрасположении ребенка. Вероятно, в конечном счете, это следует приписать индивидуальному предрасположению, что при возможно наибольшей однородности внешних условий один ребенок обнаруживает такой тип, а другой ребенок - другой. При этом я. конечно, имею в виду лишь те случаи, которые возникают при нормальных условиях. При ненормальных условиях, т. е. когда мы имеем дело с крайними и поэтому ненормальными установками у матерей, детям может быть навязана относительно однородная установка, причем насилуется их индивидуальное предрасположение, которое, может быть, выбрало бы другой тип, если бы извне не вторглись и не помешали ненормальные влияния. Там, где происходит такое обусловленное внешними влияниями искажение типа, индивид впоследствии обычно заболевает неврозом, и исцеление возможно лишь при условии выявления той установки, которая, естественно, соответствует данному индивиду" (ПТ, пар. 560).
"Эксперимент прост: я читаю перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый человек должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное мной слово другим словом, уже своим. Объясните пациенту, что от него требуется произнести первое пришедшее ему в голову слово. Фиксируйте время каждой реакции с помощью секундомера. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. Вы повторяете слова-стимулы, и испытуемый должен воспроизвести свои предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает "осечку" и воспроизведение оказывается с другим значением, либо и вовсе затрудненным. Подобные сбои очень важны для исследователя. Первоначально совершенно не предполагалось, что для этого эксперимента будет найдена нынешняя область применения; он предназначался для изучения умственных ассоциаций. Для этого он оказался слишком примитивен. Но вот ошибки, допущенные тестируемым, могут помочь вам кое-что узнать. Вы произносите простейшее слово, знакомое даже ребенку, а высокообразованный человек не может вам ответить. Почему? Просто это слово натолкнулось на то, что я называю комплексом. Комплекс - это то, что обычно тщательно скрывают. И тут словно острая молния пронзает плотную оболочку персоны и попадает в глубинный пласт психического. Человек с комплексом на почве денег запнется, например, на словах "покупать", "деньги", "платить"" (АП. с. 40-41).
В результате можно составить "карту" личных комплексов, имеющих ценность как для самопонимания, так и для распознавания разрушительных факторов, которые обычно портят отношения.
"То, что происходит в тесте словесных ассоциаций, случается в любом споре между людьми. В обоих случаях мы имеем дело с экспериментальной ситуацией, которая констсллирует комплексы, ассимилирующие обсуждаемую тему как целое, ибо она-то и представляет для сторон общий интерес. Обсуждение утрачивает свой объективный характер и реальную цель, так как констеллированные комплексы нарушают намерения говорящих и могут даже, что называется, "вставить ответы в их рты", ответы, которые спорящие могут впоследствии и не вспомнить" (CW8, par. 199).
ТИП (Туре) - общая характеристика установки или функции.
"Из многочисленных установок, действительно встречающихся и возможных, я выделяю в настоящем своем исследовании в общем четыре установки, а именно тс, которые ориентируются, главным образом, на четырех основных психологических функциях (см. функция), т. с. на мышлении, чувстве, интуиции и ощущении. Поскольку такая установка привычна и тем накладывает определенный отпечаток на характер индивида - я говорю о психологическом типе. Эти типы, базированные на четырех основных функциях, которые можно обозначить как мыслительный, чувствующий, интуитивный и ощущающий, могут быть в зависимости от качества основной (ведущей) функции разделены на два класса: на типы рациональные и типы иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы, к последним - интуитивный и ощущающий. Дальнейшее разделение на два класса зависит от преимущественного движения либидо, а именно от интроверсии и жстраверсии. Все основные типы могут принадлежать как к одному, так и к другому классу, смотря по их преобладающей установке, более интровертной или более эксгравертной. Мыслительный тип может принадлежать и к интровертному, и к экстравертному классу; также и вес остальные типы. Разделение на рациональные и иррациональные типы составляет другую точку зрения и не имеет ничего общего с интроверсисй и экстраверсией" (ПТ. пар. 810).
"<...> двое детей у одной и той же матери могут уже рано обнаружить противоположные типы, без того, чтобы в установке матери можно было отметить хотя бы малейшее изменение. Хотя я ни при каких обстоятельствах не хотел бы недооценить неизмеримую важность родительских влияний, но все же это наблюдение заставляет нас сделать тог вывод, что решающий фактор следует искать в предрасположении ребенка. Вероятно, в конечном счете, это следует приписать индивидуальному предрасположению, что при возможно наибольшей однородности внешних условий один ребенок обнаруживает такой тип, а другой ребенок - другой. При этом я. конечно, имею в виду лишь те случаи, которые возникают при нормальных условиях. При ненормальных условиях, т. е. когда мы имеем дело с крайними и поэтому ненормальными установками у матерей, детям может быть навязана относительно однородная установка, причем насилуется их индивидуальное предрасположение, которое, может быть, выбрало бы другой тип, если бы извне не вторглись и не помешали ненормальные влияния. Там, где происходит такое обусловленное внешними влияниями искажение типа, индивид впоследствии обычно заболевает неврозом, и исцеление возможно лишь при условии выявления той установки, которая, естественно, соответствует данному индивиду" (ПТ, пар. 560).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008