ТЕСТ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ это что такое ТЕСТ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ: определение — Психология.НЭС
Тест скрытых фигур ТЕСТ СМЕШАННЫЙ

Тест словесных ассоциаций

Найдено 2 определения термина Тест словесных ассоциаций

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Тест словесных ассоциаций

word association test) Т. с. а. - простая индивидуальная методика. Испытуемый в ответ на услышанное стимульное слово должен как можно быстрее отреагировать первым пришедшим ему в голову словом. Тестирующий регистрирует это слово, время реакции и любые др. специфические особенности в поведении тестируемого. Этот "дедушка" проективных методик имеет богатую историю. Еще Э. Крепелин применял этот тест в целях клинической диагностики и сообщал об эффектах утомления, голода и применения лекарственных средств в приводимых ассоц. Лишь позднее этот тест обратил на себя внимание психоаналитиков. Карл Юнг был первым, кто использовал словесные ассоциации в качестве клинической тестовой процедуры с целью обнаружения комплексов (центров эмоциональных нарушений) у пациентов. Его осн. заслугой была стандартизация этого метода в том, что касается проведения и интерпретации. Юнг использовал в качестве стимулов список из 100 слов, к-рые были подобраны таким образом, чтобы представлять общие эмоциональные проблемы (напр., гнев, страх, смерть). Он идентифицировал три признака эмоциональных нарушений (названных индикаторами комплекса): а) необычные отклонения в содержании ответов (напр., эгоцентрические реакции, повторение стимульного слова); б) увеличение времени реакции; в) аффект, проявляющийся во внешнем поведении субъекта (напр., напряжение, смех). Эти индикаторы до сих пор часто используются в тестах на проверку лжи. Впоследствии подход Юнга был подвергнут радикальной модификации Д. Рапапортом и др. Они высказали идею, что аффективно нагруженные области конфликта гораздо легче идентифицировать на основе стимульных слов, чем на основе содержания слова-реакции. Тем самым фокус анализа сместился на те стимульные слова, к-рые вызывали наибольшие нарушения в ассоциативном процессе и поведении тестируемого. Т. с. а. в целом не оправдал возлагавшихся на него надежд ни как на проективную методику, ни как на диагностический инструмент. Э. Сиипола и др. использовали модифицированный вариант Т. с. а. без ограничений времени, обеспечивающий свободу выбора ответа, предоставляемую др. проективными методиками. Эта модификация привела к фундаментальным изменениям в ассоциативном процессе: тестируемый намеренно откладывал ответ с целью поиска удовлетворяющей его ассоциации. Данн и др. обнаружили, что такие субъективные ассоц. оказывались связанными с такими характеристиками личности, как импульсивность и система ценностей. См. также Проективные методики Э. М. Сиипола
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ТЕСТ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Word association test; Assoziation-experiment) - разработанный Юнгом экспериментальный метод для определения автономных бессознательных комплексов человека путем изучения спонтанных психологических реакций и ассоциаций.

"Эксперимент прост: я читаю перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый человек должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное мной слово другим словом, уже своим. Объясните пациенту, что от него требуется произнести первое пришедшее ему в голову слово. Фиксируйте время каждой реакции с помощью секундомера. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. Вы повторяете слова-стимулы, и испытуемый должен воспроизвести свои предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает "осечку" и воспроизведение оказывается с другим значением, либо и вовсе затрудненным. Подобные сбои очень важны для исследователя. Первоначально совершенно не предполагалось, что для этого эксперимента будет найдена нынешняя область применения; он предназначался для изучения умственных ассоциаций. Для этого он оказался слишком примитивен. Но вот ошибки, допущенные тестируемым, могут помочь вам кое-что узнать. Вы произносите простейшее слово, знакомое даже ребенку, а высокообразованный человек не может вам ответить. Почему? Просто это слово натолкнулось на то, что я называю комплексом. Комплекс - это то, что обычно тщательно скрывают. И тут словно острая молния пронзает плотную оболочку персоны и попадает в глубинный пласт психического. Человек с комплексом на почве денег запнется, например, на словах "покупать", "деньги", "платить"" (АП. с. 40-41).

В результате можно составить "карту" личных комплексов, имеющих ценность как для самопонимания, так и для распознавания разрушительных факторов, которые обычно портят отношения.

"То, что происходит в тесте словесных ассоциаций, случается в любом споре между людьми. В обоих случаях мы имеем дело с экспериментальной ситуацией, которая констсллирует комплексы, ассимилирующие обсуждаемую тему как целое, ибо она-то и представляет для сторон общий интерес. Обсуждение утрачивает свой объективный характер и реальную цель, так как констеллированные комплексы нарушают намерения говорящих и могут даже, что называется, "вставить ответы в их рты", ответы, которые спорящие могут впоследствии и не вспомнить" (CW8, par. 199).

ТИП (Туре) - общая характеристика установки или функции.

"Из многочисленных установок, действительно встречающихся и возможных, я выделяю в настоящем своем исследовании в общем четыре установки, а именно тс, которые ориентируются, главным образом, на четырех основных психологических функциях (см. функция), т. с. на мышлении, чувстве, интуиции и ощущении. Поскольку такая установка привычна и тем накладывает определенный отпечаток на характер индивида - я говорю о психологическом типе. Эти типы, базированные на четырех основных функциях, которые можно обозначить как мыслительный, чувствующий, интуитивный и ощущающий, могут быть в зависимости от качества основной (ведущей) функции разделены на два класса: на типы рациональные и типы иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы, к последним - интуитивный и ощущающий. Дальнейшее разделение на два класса зависит от преимущественного движения либидо, а именно от интроверсии и жстраверсии. Все основные типы могут принадлежать как к одному, так и к другому классу, смотря по их преобладающей установке, более интровертной или более эксгравертной. Мыслительный тип может принадлежать и к интровертному, и к экстравертному классу; также и вес остальные типы. Разделение на рациональные и иррациональные типы составляет другую точку зрения и не имеет ничего общего с интроверсисй и экстраверсией" (ПТ. пар. 810).

"<...> двое детей у одной и той же матери могут уже рано обнаружить противоположные типы, без того, чтобы в установке матери можно было отметить хотя бы малейшее изменение. Хотя я ни при каких обстоятельствах не хотел бы недооценить неизмеримую важность родительских влияний, но все же это наблюдение заставляет нас сделать тог вывод, что решающий фактор следует искать в предрасположении ребенка. Вероятно, в конечном счете, это следует приписать индивидуальному предрасположению, что при возможно наибольшей однородности внешних условий один ребенок обнаруживает такой тип, а другой ребенок - другой. При этом я. конечно, имею в виду лишь те случаи, которые возникают при нормальных условиях. При ненормальных условиях, т. е. когда мы имеем дело с крайними и поэтому ненормальными установками у матерей, детям может быть навязана относительно однородная установка, причем насилуется их индивидуальное предрасположение, которое, может быть, выбрало бы другой тип, если бы извне не вторглись и не помешали ненормальные влияния. Там, где происходит такое обусловленное внешними влияниями искажение типа, индивид впоследствии обычно заболевает неврозом, и исцеление возможно лишь при условии выявления той установки, которая, естественно, соответствует данному индивиду" (ПТ, пар. 560).

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Найдено рефератов по теме Тест словесных ассоциаций — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости

Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Скачать PDF

Проектный тест «Чатуранга»

Шорин Александр Георгиевич
Описан способ тестирования под названием «Чатуранга», позволяющий в считанные минуты узнать о человеке больше, чем за долгие часы традиционных тестирований. Этот тест, корни которого уходят в Древнюю Индию, был когда-то предтечей шахмат. Современная Чатуранга, оставшись верной традициям гаданий Древней Индии, также вобрала в себя и западные традиции, завоевав популярность как уникальный проектный тест, подтвержденный более чем 15 годами практики в разных социальных группах. Тест можно использовать как вкупе с другими тестами, проектными или вопросными, так и отдельно. Особое значение Чатуранга имеет для практикующих психологов, а также для всех, кому нужно быстро и надежно составить мнение о другом человеке, например менеджерам по подбору персонала.
Скачать PDF

Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций

Мильруд Радислав Петрович
Psychogeometric test of individual personality accentuations" Psychogeometric test can be used to study personal accentuations of individual character. The computer assisted procedure consists in ranking the ten geometric figure in order of personal preference. The technique is free of language, cultural, education or age barriers.
Скачать PDF

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Скачать PDF

Тест дерева и его использование в исследовании жизнеспособности человека

Рыльская Елена Александровна
В предлагаемой статье представлены результаты изучения личностных особенностей человека в контексте его общей жизнеспособности, полученные посредством проективного метода «Тест Дерева». Выявлены типичные значимые различия в изученных свойствах, присущие людям с высокими и низкими показателями жизнеспособности, что служит свидетельством высокой эвристичности данного теста как одного из эмпирических средств исследования жизненных способностей человека.
Скачать PDF

Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

Ткач Валерия Петровна
Статья посвящена анализу познавательных возможностей цветовых тестов в социологии. В настоящее время цветовые тесты, широко используемые в рамках психологии, из-за ряда своих особенностей фактически не применяются в социологических исследованиях. Однако необходимо признать, что, например, цветовой тест отношений демонстрирует самые широкие познавательные возможности для фиксации системы ценностных предпочтений и социальных установок на уровне бессознательного различных социальных групп. Проведенный автором статьи методический эксперимент убедительно доказывает, что использование цветового теста отношений в рамках эмпирических социологических исследований возможно и чрезвычайно продуктивно.
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест FPI) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом'' индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест FPI) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом» индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест САН) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Тест Роршаха: случайности восприятия и закономерности воображения

Ванеян С.С.
Статья посвящена теории и практике психологического тестирования, т. е. выявлению особенностей психики посредством некоторого эксперимента-теста. Описана методология создания некоторых условий, в которые добровольно погружается участник эксперимента, и его результат некоторая картина внутренней жизни, выявленная вовне.
Скачать PDF

Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта-м. Яниц

Базарова Долгор Раднанимаевна
Статья посвящена исследованию ценностного компонента образа мира молодежи Байкальского региона модифицированным тестом ценностных ориентаций Р. Инглхарта М.С. Яницкого.
Скачать PDF

Тест Тьюринга и визуальное проявление сознания стабильности

Л.А. Паутова
Показывается, что если тест Тьюринга распространяется на создание рисунка, отражающего представление о стабильности, то можно ожидать, что у компьютеров возникнут проблемы с тем, что люди в значительной мере будут изображать архетипы, а в глубине коллективного сознания роботов архетипы могут отсутствовать.
Скачать PDF

Тест как оружие

Шмелев Александр Георгиевич
Глубинную основу дискуссий вокруг тестов составляют научно-методический кризис, незрелость профессионального сообщества и кризис кадровой политики в нашей стране. В статье предлагается метафорическое сравнение теста с оружием. Подобно оружию, тесты дают преимущество их обладателю и могут нанести вред человеку. Метафора оружия позволяет понятно изложить такие характеристики тестов, как надежность, валидность, достоверность. Большая часть недоразумений, связанных с тестами, происходит от их неквалифицированного использования.
Скачать PDF