Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной это что такое Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной: определение — Психология.НЭС
ТЕСТ РИСУНОЧНЫЙ Тест Роршарха

Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной

Найдено 1 определение:

Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной

Предназначен для выявления адаптации учителей к своему социальному окружению. В ее основе лежит разработанная С. Розенцвейгом теория фрустрации. Правомерно рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой же т. зр. для исследования представляет интерес межличностные конфликты и трудности для учителя и учащихся, к-рые могут возникнуть в самых разнообразных ситуациях. Выбор учителя и адекватное преодоление трудностей в значительной мере определяет дальнейшее взаимодействие его и ученика. Из сочетания 6 категорий (3 направления, 3 типа реакций) получают 9 возможных факторов оценки и 2 производных варианта. Ответы, обозначенные счетными факторами, записываются на специальном бланке в соответствующие графы. Затем вычисляется показатель GCR, к-рый, с известными оговорками, может быть обозначен как степень социальной адаптации. Вычисляется он путем сопоставления ответов конкретного респондента со «стандартными» среднестатистическими. По значениям показателей можно судить о степени фрустрационной толерантности, к-рая в известной степени определяет поведение человека в трудных ситуациях. Низкий показатель степени социальной адаптации дает основание считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими, т. е. они недостаточно адаптированы к своему социальному окружению, что может привести к формированию у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость или неуверенность в своих силах, тревожность. Автором был вычислен GCR для учителей с разным стажем работы в школе, разным уровнем педагогического мастерства и больных нервозами. Стимулирующая ситуация методики заключается в схематическом контурном рисунке, на к-ром изображены 2 человека или более, занятые еще не законченным разговором. Одно действующее лицо говорит опр. слова другому, ответ к-рого не приводится. Инструкция требует, чтобы учитель написал в специально отведенном квадрате первый же ответ, пришедший ему в голову. Методика состоит из 24 рисунков, на к-рых изображены лица, находящиеся в фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на 2 осн. группы: 1) ситуации «препятствия», в к-рых какой-либо персонаж или предмет обескураживают, сбивают с толку словом или иным способом; 2) ситуации «обвинения», в к-рых субъект служит объектом обвинения. Каждый ответ оценивается с т. зр. двух критериев: направление реакции и тип реакции. По направлению реакции делятся на: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные; по типу реакции: реакции «с фиксацией на препятствии», реакции «с фиксацией на самозащите», реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности». Лит.: Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. М., 1992; Она же. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. Л. М. Митина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный

Виноградова Марина Геннадьевна, Рыжов Андрей Леонидович
Рассматриваются возможности использования метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в клинической психологии. Предлагается и обосновывается применение метода качественного анализа к материалам методики, что подразумевает отход от формальной схемы, внимание к способам выполнения задания, учет последовательности ответов, контекста и модификации инструкции. В соответствии с традициями отечественной патопсихологии при рассмотрении особенностей и нарушений психической деятельности, выявляемых методикой, выделаются четыре аспекта: мотивация, контроль и критичность, динамика, а также инструментальный аспект. Подробно описываются феномены, наблюдаемые при рассмотрении мотивационного аспекта
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга II. Контроль и кр

Виноградова Марина Геннадиевна, Рыжов Андрей Леонидович
Авторы продолжают рассматривать возможности метода качественного анализа данных теста «Рисуночная фрустрация» С. Розенцвейга. Подробно описываются феномены, проявляющиеся при анализе контроля и критичности, динамики, а также инструментального аспекта деятельности испытуемого. Обсуждаются ограничения интерпретации результатов методики в терминах гипотезы фрустрации-агрессии.
Скачать PDF

Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуа

Елена Николаевна Львова, Елена Ивановна Шлягина, Алексей Николаевич Гусев
В статье подчеркивается актуальность психологии совладания и ее востребованность в связи с возрастающим интересом к феномену неопределенности. Предлагается понимание совладания как сложного установочного образования, обладающего уровневой структурой. Обосновывается необходимость рассмотрения особенностей совладания как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Обсуждается недостаточная прогностическая сила опросных методов, традиционно применяемых для исследования особенностей совладания, и незаслуженный недостаток внимания со стороны исследователей к проективным методам, которые незаменимы при диагностике неосознаваемых компонентов совладания. В связи с изменением представлений о диапазоне трудных жизненных ситуаций и смещением фокуса внимания на субъективное восприятие трудности, предлагается рассмотрение ситуаций фрустрации как повседневных трудных жизненных ситуаций. Содержательно обосновывается возможность применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Это уровень изучения смысловых установок, лежащих в основе совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования связей между направлением и типом вербальных реакций во фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Участниками выполненного исследования стали 199 педагогов средних образовательных школ, средний возраст 40,6 лет. Было показано существование значимых связей между отдельными типами и направлениями реакций и личностными характеристиками, использовалась процедура «Обобщенные линейные модели». Представленное в статье обсуждение полученных результатов вместе с ранее имевшимися данными показало наличие возможных опосредствованных связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга.
Скачать PDF

Молекулярно-генетический анализ ассоциаций полиморфных маркеров генов нейромедиаторных систем с уров

Гумерова О.В., Столбова О.В., Зарипова Т.Ю., Леконцев Е.В., Воробьева Е.В., Горбунова В.Ю.
Проведен молекулярно-генетический анализ генов нейромедиаторных систем и фермента МАОА в группе близнецов методом полимеразной цепной реакции синтеза ДНК. Выявлены достоверные различия в распределении частот аллелей и генотипов изученных полиморфных локусов в группах лиц с различным уровнем коэффициента интеллектуального развития (IQ).
Скачать PDF

Применение рисуночных методов в диагностике невынашиваемости беременности

Миронова Е. С., Чуйкова Т. С.
В статье представлены результаты эмпирического исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости, обследованных с помощью рисуночных методов. Проанализированы возможности применения методов рисования в работе с беременными, выделены типы рисунков, соответствующих особенностям переживания беременности в ситуации материнства, согласно концепции Г. Г. Филипповой. Проведен сравнительный анализ результатов исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости.
Скачать PDF

Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков

Власенкова Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору психодиагностических исследований, использующих принцип ассоциации для объяснения частных феноменов психологии в области восприятия, памяти, образования суждений. В обзор вошли классические источники о развитии принципа ассоциации и его роли в психологии. Обобщены современные отечественные и зарубежные представления об ассоциативном эксперименте, истории его развития.The article reviews the psycho-diagnostic researches on human mind based on the principle of association to explain the psychology of perception, memory and opinion formation of individuals. The review includes classic works about the development of the association principle and unifies the contemporary domestic and foreign concepts about the associative experiment and the history of its development.
Скачать PDF

Рисуночные тесты в диагностике психоэмоционального состояния ребенка

Анисимова Надежда Викторовна
Среди разнообразных методов педагогической психологии особое место занимают рисуночные тесты. Символическое изображение является по своей психологической функции своеобразнографической формой речи.
Скачать PDF

Использование специфики механизма обоняния и ольфакторных ассоциаций покупателей в качестве инструме

Заворохина Наталия Валерьевна, Чугунова Ольга Викторовна
Статья посвящена эффективности использования механизма обоняния человека в качестве массового коммуникативного канала для продвижения товара. Рассмотрены данные о генно-рецепторном характере распознавания аромата. Приведена гипотеза о возникновении ассоциаций, положительных впечатлений-воспоминаний из области «предсознательного». Вычленена взаимосвязь в цепочке «аромат ассоциация эмоция стимул к покупке». Приведена методика формирования ассоциативных связей и результаты исследований по созданию обонятельного ассоциативного ряда пользователей женского интернет-портала и покупателей супермаркета.
Скачать PDF

Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников

Грозина Василиса Александровна
В статье доказывается необходимость разработки и внедрения в образовательные программы дошкольных учреждений модуля, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта посредством рисуночных и игровых техник как наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Представлен опыт реализации такой программы. В результате анализа данных входящей и итоговой диагностики детей в экспериментальной и контрольной группах автор приходит к выводу, что в дошкольном возрасте эмоциональный интеллект активно развивается, особенно под влиянием рисуночных и игровых техник, что выражается в формировании способности вербализировать эмоции, опознавать лицевую экспрессию.
Скачать PDF

Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «Креативного этоса» современной студен

Стариков Павел Анатольевич
В статье представлены результаты социологического исследования представлений современной учащейся молодежи о творчестве. Исследование, основными методами которого стали анкетный опрос и тестирование, проводилось в течение нескольких лет (2007–2011 гг.) в Сибирском федеральном университете и в целом охватило 1200 студентов, получающих высшее образование по различным (естественнонаучному, гуманитарному, техническому) направлениям. С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в понятие «творчество», применялся метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Спектр общих для всех студентов мнений демонстрирует очевидную тенденцию гуманизации представлений о творчестве – т. е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия, что в общем виде совпадает с выводами многих ученых, в частности К. Роджерса, А. Маслоу и др. У студенческой молодежи творчество ассоциируется прежде всего с удовольствием, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и образует в понимании учащихся определенный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики, как добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и независимость, саморазвитие и духовность. Полученные данные показывают особую важность опыта вдохновения в педагогике творческой деятельности. Результаты исследования и продолжение регулярного мониторинга реальных потребностей студентов в развитии навыков креативности помогут оптимизировать процесс обучения творчеству. Автор убежден в необходимости разработки на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо-и социотехнические аспекты) и внедрения в образовательный процесс специальных курсов, формирующих творческую компетентность учащихся.
Скачать PDF

Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов

Зинченко Елена Валерьевна
В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь». Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной и когнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним. В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт-терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.
Скачать PDF

Особенности формирования зрительно-слуховых ассоциаций у детей дошкольного возраста

Черенкова Людмила Викторовна, Соколова Людмила Владимировна
Изучение особенностей экспериментального формирования зрительно-слуховой ассоциации показало, что дети дошкольного возраста способны, так же как и взрослые, к непроизвольному формированию зрительно-слуховой ассоциации. Однако в отличие от взрослых у детей ведущим компонентом сформированной ассоциации является зрительная информация, и параметры формирования данной ассоциации не зависят от типа используемых зрительных стимулов. При анализе особенностей формирования зрительно-слуховых ассоциаций у детей дошкольного возраста было показано, что у детей 4-6-летнего возраста выявляются две возрастные переломные точки, маркирующие этапы изменения характера становления этого процесса 4 и 6 лет. При переходе от 4-летнего к 5-летнему возрасту увеличивается способность детей к выделению основного разделительного признака ассоциации, тогда как при переходе от 5-летнего к 6-летнему возрасту увеличивается уровень эндогенного внимания и в связи с этим усиливается роль устной инструкции, регулирующей выполнение задачи.
Скачать PDF