ТЕСТ ПРОЕКТИВНЫЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Проективный тест
projective test) - тест, при котором испытуемый должен интерпретировать нечеткие стимульные материалы или реагировать на них.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Проективный тест
(от англ. Projective test). Метод оценки личности, при котором от индивидуума требуется говорить свободно о неясных объектах. Ответы анализируются. Примеры: тест Роршаха (см.) и Тематический апперцепционный тест (см.), при котором исследуемый сочиняет рассказ по картине.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Проективный тест
Совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Человеку предлагают ряд неясных стимулов (образы, цвета и т. д.), исходя из предположения, что его реакция будет отражать бессознательные страхи и устремления. Наиболее известным проективным тестом является тест Роршаха.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Проективные тесты
группа методик (англ. projective tests, projective techniques), предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п.
(Зинченко, Мещеряков, 2006).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ
(лат. projectio — бросание вперед) — термин и понятие, введенные в 1930 г.: тесты, результаты применения которых якобы дают «проекцию» личности и позволяют ее оценивать. Первым П. т. был метод «чернильных пятен» швейцарского психиатра Г. Роршаха (1884—1920). Мюррей предложил в 30-х гг. «метод тематической апперцепции» (ТАТ от Tematic Apperception Test) с картинами неопределенного, иногда противоречивого содержания. Присущая П. т. произвольность оценок снижает их практическое значение.
Синоним — прожективные тесты (в соответствии с французским звучанием латинского корня слова).

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Проективные тесты
Группа психодиагностических методов, основывающихся на предположении, что скрытая структура личности и мотивация данного человека могут быть раскрыты, могут заставить его свободно толковать неопределенные по содержанию тестовые материалы: напр., тест Роршаха или картины т. а. т. (Thematic Apperception Test - англ.). Проектирование выражается в том, что человек «видит» в предлагаемых материалах свои собственные желания, стремления, потребности, а также - страхи и опасения, раскрывая их посредством своих толкований. При современной диагностике (психологической и психиатрической) и для нужд терапии - учет результатов применения данного метода широко используется.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ
Название, предназначенное для любого из ряда приемов, используемых для оценки личности и в клинической психологии, когда индивиду предъявляется стандартизированный, неструктурированный набор стимулов и его просят отреагировать на них любым возможным способом, который никак не ограничивается. Обратите внимание, что некоторые авторы используют этот термин для обозначения только тех проективных методик, которые были стандартизированы (например, тест Роршаха, Тематический апперцепционный тест), другие полностью отказались от него на том основании, что эти методики представляют собой не вполне тесты, так как они обеспечивают получение значений и имеются сомнения относительно того, то они измеряют. Последние используют общие термины проективная методика и проективный прием.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Проективные тесты
Словообразование. Происходит от лат. projectio - бросание вперед и англ. test - испытание, исследование.
Автор. Впервые использованы Э.Крепелином в виде методики свободных ассоциаций.
Категория. Тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации.
Специфика. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей индивида.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
англ. projective tests, projective techniques) - группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций. Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта) не м. б. альтернативными (напр., правильно - неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые "проектируются" на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидностъ), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)
Добавление ред.: Термин "проективные методы" впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
тесты, используемые для оценки личности в общей и клинической психологии, основанные на использовании механизма проекции для получения нужного для психологического анализа материала. В Т.п. испытуемому предлагается стандартизированная, неструктурированная совокупность стимулов и рекомендуется отвечать на них в свободной манере, т. е. первыми спонтанными мыслями, которые приходят в голову. Затем его проективная продукция-устные, письменные высказывания или рисунки-подвергается специальному содержательному анализу, в итоге которого делаются выводы о психологическом состоянии или личности человека. Существует несколько разновидностей Т.п.: рисуночные (испытуемые получают задание нарисовать что-либо), тематическо-апперцептивные (испытуемые должны придумать рассказы по сюжетно-неопределенным картинкам), незавершенных заданий (испытуемым даются задания завершить серию фраз или предложений), свободных ассоциаций (основаны на свободных ассоциациях, которые первыми возникают у испытуемых в ответ на произнесенное экспериментатором слово, возникшую ситуацию и т. п.) и др. Т.п. считаются одними из валидных психологических тестов, так как позволяют получать достоверную информацию о мало осознаваемых или неосознаваемых, а также о сознательно скрываемых от окружающих людей психологических особенностях изучаемого человека. Правда, надежность результатов, получаемых с помощью Т.п., особенно если их используют повторно на одной и той же группе испытуемых при коротком интервале времени между очередными предъявлениями теста, бывает невысокой. Это объясняется не низкой надежностью Т.п., а тем, что его предъявление изменяет психологическое состояние испытуемого. Часто ставят знак равенства между Т.п. и проективной техникой. Это не совсем правильно, так как далеко не все виды проективной техники представляют собой стандартизированные психологические тесты. См. апперцепция тематическая, валидность, надежность, проекция, психология клиническая, психология общая, тест психологический, техника проективная (методика проективная).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТЕСТ ПРОЕКТИВНЫЙ
тест прожективный) - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые подобная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его методике ассоциаций свободных (-> метод ассоциативный).
Тесты проективные не ориентированы на оценку и в этом смысле не могут считаться стандартизованными. Ответы испытуемых не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие. Тесты направлены на иное: они выявляют качественные особенности личности, не оцениваемые по каким-либо критериям. Ряд авторов полагает, что называть их тестами неправомерно - следовало бы назвать их, например, процедурами диагностическими (=> методика проективная).
Соответственно, действия обследуемых не толкуются как правильные либо неправильные, но представляют диагностическую ценность как таковые - как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.
В основе этих тестов лежит принцип проекции. Тесты проективные предполагают создание достаточно неопределенной ситуации, оставляющей испытуемому достаточную свободу действий; даваемая инструкция, как правило, определяет лишь общее направление или начальный этап поведения. В качестве неопределенной ситуации могут выступать:
1) сюжетные картинки - кои надо проинтерпретировать (тест апперцептивный тематический);
2) незаконченные предложения (тест фрустрации Розенцвейга);
3) чернильные пятна (тест пятен Роршаха). Материал теста может толковаться или использоваться разными способами; главное - не объективное его содержание, а субъективный смысл - то отношение, кое он вызывает у обследуемого.
Здесь под проекцией понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий (так, субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности). Тесты проективные требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по их применению.
Ответы на задания тестов проективных допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей испытуемого.
Особенность работы с тестами проективными-то, что интерпретация результатов во многом зависит от квалификации и опыта диагноста; хотя обычно существуют указания на основные принципы интерпретации и диагностическое значение тех или иных проявлений клиента, сами по себе они недостаточны для полноценной работы с тестом в силу многообразия реальных ситуаций. Естественно, трудно избежать субъективности интерпретации, и это - одна из проблем проективного тестирования. Считается, что достаточная квалификация для работы обретается продолжительной практикой, иногда многолетней, под руководством опытного специалиста.
Существует несколько классификаций тестов проективных. Согласно одной из них, выделяются:
1) тесты конститутивные;
2) тесты конструктивные;
3) тесты интерпретативные;
4) тесты катартические;
5) тесты экспрессивные;
6) тесты импрессивные;
7) тесты аддитивные.
8) тесты ассоциативные.
Многие психологи рассматривают тесты проективные как особенно ценные тесты личностные (-> личность: исследование: метод), ибо они "портретируют" всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, реакции невротические и пр. Большое их достоинство - то, что они облегчают выявление таких содержаний мира внутреннего, кои субъект часто бессилен выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
238.64 кб

Проективные механизмы в тесте Роршаха: системные аспекты

Ассанович М. А.
Классическая проективная гипотеза упрощенно представляет природу проективных ответов в методе Роршаха.
Читать PDF
645.83 кб

Оценка валидности проективного теста «Рисунок несуществующего животного»

Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И.
Целью работы было проведение исследования валидности теста «Рисунок несуществующего животного» с помощью теста на агрессивность Басса-Дарки и теста на личностную тревожность Спилбергера-Ханина.
Читать PDF
251.46 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ "ТЕСТ РУКИ"

Гунашева Мадина Абдурагимовна
Цель настоящего эмпирического исследования состоит в изучении диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» по выявлению агрессивных тенденций в поведении, и перспектив использования этой методики в практике работы
Читать PDF
380.67 кб

Теоретический анализ проективных методик и современного рисуночного теста "Птица"

Абакарова Э.Г.
Статья посвящена сравнительному анализу проективных методик, применяемых в настоящее время. Показано, как при помощи проективных тестов выявляются основные функции личности, отклонения в эмоциональной и когнитивной сферах.
Читать PDF
445.08 кб

Типология защитных механизмов ребенка, выявляемых с помощью сказочного проективного теста

Пашкова У.Ю., Савина Е.А.
Сказочный проективный тест (СПТ) проективная методика, предназначенная для изучения личности детей 7-12 лет. Помимо диагностики личностных переменных, он позволяет изучить механизмы психологической защиты детей.
Читать PDF
1.54 мб

Соотношение типов темперамента с классификацией орнитоморфных символов проективного теста «Птица»

Абакарова Эмма Гаджиевна
В статье представлен теоретический обзор развития гуморальной теории темперамента с древних времен по настоящее время. Рассматриваются четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик.
Читать PDF
1.36 мб

Проективная диагностика личностных особенностей водителей автотранспорта на примере теста Роршаха

Смирнова С.В., Лифанова Е.В., Дятлов М.Н., Тодорев А.Н., Куликович В.С.
Выполнен аналитический обзор современных методик психологического тестирования, которые применяются для изучения темпераментальных, эмоциональных, интеллектуальных и других личностных особенностей человека.
Читать PDF
6.22 мб

Тестовые и проективные методы психологической диагностики особенностей системы семейных отношений зд

Гусева Ольга Владимировна
материалы комплексной психологической диагностики особенностей системы семейных отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Читать PDF
129.10 кб

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА "ГОМУНКУЛУС" В ПРАКТИКЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО

Захарова Ольга Юрьевна
Статья посвящена описанию модифицированного автором проективного теста «Гомункулус» и его применения в практике акмеологического изучения личности, психологического консультирования и психотерапии.
Читать PDF
297.34 кб

Символические компоненты образа лидера в сознании российских граждан (на материалах проективных тест

Мелихова Мария Сергеевна
На основании материалов политико-психологического исследования, проведенного в период 2012-2017 гг. кафедрой социологии и психологии политики МГУ им. М. В. Ломоносова проведен анализ рисунков образов власти и образов страны.

Похожие термины:

  • ВЕРБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ

    аналог тематического апперцептивного теста с аффективно насыщенными неоконченными фразами (Блейхер, Боков, 1990). Доказана высокая чувствительность теста при выявлении эмоциональных нарушений пр
  • СТОУНА СЛУХОВОЙ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ

    Stone D.R.M., 1935]. Психологическая методика, близкая к Мюррея-Морган тематическому апперцептивному тесту. В качестве стимульного материала используются грамзаписи, содержащие серии определенных звуко
  • ПИКФОРДА ТЕСТ ПРОЕКТИВНЫХ РИСУНКОВ

    (Pickford R. W.). Психологическая методика, использующая 20 серий рисунков. Каждая серия состоит из 6 рисунков, изображающих детей в определенных жизненных ситуациях. Используется для исследования особен
  • Проективный тест Семейная социограмма

    Этот проективный тест относится к рисуночным проективным тестам. Семейная социограмма позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных семейных отношений, а также характер коммуник