Тест Нарушения общения в шкалах методики KSADS

Найдено 1 определение
Тест «Нарушения общения в шкалах методики KSADS»
Joan Kaufman. Пер. на рус. яз. Е. Л. Григоренко. Адаптация Е. Л. Григоренко, Т. В. Корниловой, С. Д. Смирнова. Полуструктурированное интервью под названием методики K-SADS - Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children (6-18 Years) - позволяет диагностировать симптомы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Текст, к-рым пользуется психолог (или психиатр), состоит из заголовков шкал, описаний соответствующих им нарушений по ДСМ-IV, подробным вариантам опроса ребенка (отдельно для каждой шкалы) и правил подсчета баллов. Из 21 шкал 2 прямо включают нарушения О.: шкалы оппозиционного поведения (XY) и поведенческих отклонений (расстройств поведения) (XYI). Но и ряд др. шкал охватывает нарушения О.: это шкала VI - заболевания на почве избегания (социофобии, тревожность в связи с боязнью разлуки), шкала СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), посттравматическое стрессовое расстройство, злоупотребление курением, алкоголем, запрещенными препаратами. Методика K-SADS для выявления эпизодов и симптоматики психол. неблагополучия и поведенческих нарушений у детей и подростков включает сопоставление данных, получаемых от 3 сторон -самого ребенка, родителей и наблюдающего его взрослого (воспитатель, учитель). Каждая шкала предполагает оценку в баллах ряда симптомов по отношению к моментам прошлого и настоящего. В случае максимально возможного балла используется то из 5 «диагностических дополнений», к-рое соответствует начальной шкале. Методика апробирована на российских группах подростков. Авторами апробации этой методики описаны различия по всем шкалам K-SADS. Приводятся также данные в сопоставлении с данными по методике Т. Ахенбаха. Так, тревожность в связи с боязнью потери ближайшего окружения, включая социофобии, наиболее характеризует именно подростков с делинквентным поведением (группы «риска»). Фактор болезни в группе подростков с психиатрическим диагнозом определял скорее снижение ориентировки подростков на социальное окружение и опр. безразличие к нему. Методика изначально направлена также для ее использования с детьми, не имеющими в анамнезе медицинской истории психиатрических заболеваний. Т. о., использование полуструктурированного интервью не исходит из начальной цели установления дифференцирующего диагноза, а предполагает описание симптоматики, возможной как для нормы или пограничных случаев, так и для пациентов психиатрических больниц. Результаты апробации на российских выборках подтвердили необходимость различать внутр. каузальные факторы развития протестного (оппозиционного) поведения, не направленного на деструктивные действия и вред другим, и делинквентное поведение, для к-рого обе направленности вполне характерны. Лит.: Корнилов А. П., Булыгина В. Г., Корнилова Т. В. Синдром гиперактивности и дефицита внимания // Журн. практического психолога, 2000, № 3-4; Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска. СПб., 2005; Они же. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизованного интервью и листов наблюдения // Вопр. психологии. 2001. № 1. Е. Л. Григоренко, Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011