ТЕСТ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

Найдено 7 определений термина ТЕСТ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕСТ КРИТЕРИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

методики психодиагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, необходимыми и достаточными для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. Тестирование критериально-ориентированное позволяет обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты развития умственного как индивидов, так и целых групп, и наметить меры для их устранения.

По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент связи обратной в организации процессов обучения. Они конструируются на базе анализа логико-психологической структуры критерия. Между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие, релевантность. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из задач построена из ключевых понятий и терминов критерия, с коими испытуемому предлагается выполнить логические операции. Этим индивидуальные оценки по таким тестам отличаются от оценок, получаемых при традиционном тестировании интеллекта и способностей.

Первые сообщения о тестах критериально-ориентированных появились на Западе в начале 60-х гг. Позднее проблемы тестирования критериально-ориентированного обсуждались во многих монографиях и руководствах, посвященных психодиагностике. Положительно оценивались результаты применения тестов критериально-ориентированных в школе. Западные авторы тестов критериально-ориентированных уделяют недостаточно внимания собственно психологическим аспектам методик. Отечественные психологи, работая в этой области, руководствовались в исследованиях принципом единства формы и содержания мышления. Было показано, что успех индивида в работе с каким-то одним предметным содержанием (например, заданиями по математике) не означает, что он столь же успешно будет работать с другим предметным содержанием (например, заданиями по языку, по биологии). В каждом случае можно обнаружить специфику выделения в предметном содержании признаков, нужных для успешного выполнения задания. При этом успех зависит не только от предшествующего обучения, но и от природных данных индивида.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

методики психологической диагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности тесты критериально-ориентированные представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ТЕСТ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

частный случай теста, предназначенного для абсолютного тестирования, позволяющий оценить, преодолел ли испытуемый определенный порог усвоения учебного материала рассматриваемый учебной программы или ее части. При этом результаты тестирования сравниваются с некоторым критерием уровня подготовленности.

Источник: Педагогические тесты. Термины и определения. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ. - М, 2001 г

Критериально-ориентированные тесты

Словообразование. Происходит от греч. kriteriоn - признак, на основании которого производится оценка.

Категория. Класс тестов достижений.

Специфика. Психодиагностические методики, направленные на выявление степени овладения индивидом той или иной учебной или профессиональной деятельностью. Критерием в них выступает владение вполне определенными знаниями, умениями или навыками. Для оценки индивидуальных результатов используется не сравнение индивидуальных результатов со статистическими нормами, а констатация наличия или отсутствия определенного психологического компонента в общей структуре оцениваемого действия.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Критериально-ориентированный тест

criterion-referenced tests). Тест, оценивающий результат индивидуума относительно требуемого уровня владения конкретными навыками или установленных целей обучения.

Источник: Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

особый тип тестов, предназначенных для определения содержания деятельности индивида и уровня его достижений по отношению к объективному критерию (например, требованиям, задаваемым учебной программой).

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика (основные понятия)

Тесты критериально-ориентированные

в психологии развития) [англ. test — испытание, проба; греч. kriterion — мерило] — методики психодиагностики, выявляющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками, умственными действиями, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности Т. к.-о. представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Т. к.-о. конструируются на основе анализа логико-психологической структуры критерия. Между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие, релевантность. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из задач построена из ключевых понятий и терминов критерия, с которыми испытуемому предлагается выполнить логические операции. Этим индивидуальные оценки по Т. к.-о. отличаются от таких же оценок, получаемых при традиционном тестировании интеллекта и способностей. К.М.Гуревич

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности

Князева Татьяна Николаевна
Цель статьи показать необходимость разработки и потенциал использования комплексных критериально-ориентированных психологических технологий для процесса образования, а также возможности и трудности их применения в образовательном процессе для оценки различных показателей психического развития современных школьников. Критериально-ориентированный подход к построению психологических тестов имеет более широкие возможности, чем измерение только достигнутых человеком навыков. Отечественная научная школа доказала возможность построения критериально-ориентированных тестов (КОрТ) для изучения сложных психических явлений: интеллекта, способностей, обучаемости. На основе данного подхода автором разработана специальная методика диагностики психологической готовности детей к обучению в основной школе, позволяющая получить систематизированный комплекс данных о психическом развитии учащихся в преддверии их перехода на новую образовательную ступень.Разработанная и апробированная технология предназначена для использования в практике работы психологов образования для проведения комплексной диагностики психологической готовности и ее компонентов. Результаты применения методики показали, что КОрТ такого типа позволяет собрать массив данных о характере психического развития школьников, получить сведения об индивидуальных особенностях их умственного и социально-личностного развития, а также установить специфику усвоения различного предметного материала. Автором анализируются возможные трудности применения данной технологии и диапазон возможностей, которые открывает критериально-ориентированный подход и, в частности, представленная технология для работы психолога в системе школьного образования Позитивно оценивается возможность получения данных не только об умственном развитии учащихся, но и специфике их мотивационных ожиданий и навыков социального взаимодействия.
Скачать PDF

Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей шк

Молчанова Людмила Николаевна
Изучение критериально-функционального содержания профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление об идентичности как структурном образовании, состоящем из эмоционального, когнитивного и мотивационного компонентов личности и обеспечивающем успешную адаптацию, позволяет определить социальнопсихологическую адаптацию личности в структуре профессионально-личностной идентичности как функцию, проявляющуюся в поддержании системообразующей роли эмоционального компонента, и как критерий, реализующийся через меру её интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.
Скачать PDF

Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости

Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Скачать PDF

Критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей шк

Молчанова Людмила Николаевна
Раскрывается критериально-функциональное содержание структуры профессиональной идентичности у педагогов высшей школы, позволяющее рассматривать социально-психологическую адаптацию личности как функцию, которая проявляется в поддержании системообразующей роли образа «Я», и как критерий, который реализуется через меру ее интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик.
Скачать PDF

Проектный тест «Чатуранга»

Шорин Александр Георгиевич
Описан способ тестирования под названием «Чатуранга», позволяющий в считанные минуты узнать о человеке больше, чем за долгие часы традиционных тестирований. Этот тест, корни которого уходят в Древнюю Индию, был когда-то предтечей шахмат. Современная Чатуранга, оставшись верной традициям гаданий Древней Индии, также вобрала в себя и западные традиции, завоевав популярность как уникальный проектный тест, подтвержденный более чем 15 годами практики в разных социальных группах. Тест можно использовать как вкупе с другими тестами, проектными или вопросными, так и отдельно. Особое значение Чатуранга имеет для практикующих психологов, а также для всех, кому нужно быстро и надежно составить мнение о другом человеке, например менеджерам по подбору персонала.
Скачать PDF

Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций

Мильруд Радислав Петрович
Psychogeometric test of individual personality accentuations" Psychogeometric test can be used to study personal accentuations of individual character. The computer assisted procedure consists in ranking the ten geometric figure in order of personal preference. The technique is free of language, cultural, education or age barriers.
Скачать PDF

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Скачать PDF

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: критериально-диагностический аспект

Никишина В.Б.
В процедуре эмпирического моделирования основными критериями проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определены критерии регуляторной разбалансированности свойств внимания, критерии нейропсихологической и неврологической разбалансированности реакций. Совокупная оценка формируется по проявлениям СДВГ (нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность) с выделением наиболее выраженного изменения и распределяется в соответствии с диагностическими критериями, представленными в международных классификациях нарушений.
Скачать PDF

Тест дерева и его использование в исследовании жизнеспособности человека

Рыльская Елена Александровна
В предлагаемой статье представлены результаты изучения личностных особенностей человека в контексте его общей жизнеспособности, полученные посредством проективного метода «Тест Дерева». Выявлены типичные значимые различия в изученных свойствах, присущие людям с высокими и низкими показателями жизнеспособности, что служит свидетельством высокой эвристичности данного теста как одного из эмпирических средств исследования жизненных способностей человека.
Скачать PDF

Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

Ткач Валерия Петровна
Статья посвящена анализу познавательных возможностей цветовых тестов в социологии. В настоящее время цветовые тесты, широко используемые в рамках психологии, из-за ряда своих особенностей фактически не применяются в социологических исследованиях. Однако необходимо признать, что, например, цветовой тест отношений демонстрирует самые широкие познавательные возможности для фиксации системы ценностных предпочтений и социальных установок на уровне бессознательного различных социальных групп. Проведенный автором статьи методический эксперимент убедительно доказывает, что использование цветового теста отношений в рамках эмпирических социологических исследований возможно и чрезвычайно продуктивно.
Скачать PDF

Профессиональное здоровье медицинских работников: структурно-критериальный подход

Недуруева Т. В.
В статье рассматривается профессиональное здоровье медицинских работников с позиции структурно-критериального подхода. Проводится анализ состояния выгорания и профессиональной адаптация как основных критериев и структурные компонентов профессионального здоровья медицинских работников. В качестве критериев профессионального здоровья медицинских работников исследуются самоактуализация и копинг-стратегии.
Скачать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест FPI) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5]. Установлено, что биои нейрофизиологические колебания имеют циклическую периодичность. Показано, что архитектоника биоритмов является уникальной характеристикой индивида [2,3,4]. Десинхроноз (дизритмия) влечет нарушение психологического состояния и свойств индивидуальности [4,5]. Архитектоника психоритмов их спектры, периодика, фазы, когерентность, стабильность являются уникальной характеристикой, «психологическим портретом'' индивида, определяющим его адаптивный потенциал [9]. Однако в дифференциальной психологии и психофизиологии эвристические возможности биоритмологии в процессе онтогенеза до настоящего времени в должной мере недооценены. В соответствии с представлениями об иерархической организации индивидуальности и были проведены экспериментальные исследования психологических ритмов функциональных состояний (тест FPI) человека в процессе онтогенеза.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!