ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 5 определений термина ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.

Оцените определение:

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА

тест способностей общих) - одна из особенно популярных и распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта) и его отдельных процессов когнитивных: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и пр., - а также для определения особенностей развития интеллектуального.

При помощи подобных тестов могут диагностироваться:

1) общий уровень интеллекта, выраженный количественно (например, матрица прогрессивная Равена);

2) особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (например, шкала Векслера).

В большинстве тестов интеллекта предлагается на специальном бланке установить указанные инструкцией логические отношения (классификации, аналогии, обобщения и пр.) между терминами и понятиями, из коих составлены задачи теста. Решения сообщаются письменно либо отметкой одного из нескольких наличных вариантов. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и пр. В задачах тестов действия нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и пр. Успешность испытуемого определяется количеством правильно выполненных задач, по коему выводится коэффициент интеллектуальности. Разные модификации тестов интеллекта применяются в теоретических исследованиях и практике дефектологии, для обработки результатов созданы специальные способы.

Под интеллектом здесь понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. В отличие от тестов достижений, они обращаются к жизненному опыту вообще. Существуют как комплексные тесты, диагностирующие различные стороны интеллекта и выносящие общую оценку, так и тесты для оценки отдельных сторон интеллекта - тесты памяти, тесты мышления вербального, тесты мышления логического и пр.

Тесты интеллекта иногда называются тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется - способности или уровень сформированных обобщенных умений - один из актуальных в тестологии.

При тестировании обычно формируются выборки по возрасту (в школе); при их формировании по образованию и статусу социальному возникают непреодолимые трудности. Так, один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Статус социальный по-разному сказывается на психическом развитии индивидов и зависит от специфики окружения и семейных условий.

Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с такими факторами:

1) насколько в предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из коих строятся задачи теста;

2) насколько им усвоены именно те умственные действия, что нужны для решения задач теста;

3) может ли он произвольно актуализовать эти действия;

4) насколько сложившиеся в его прошлом опыте стереотипы мыслительные пригодны для решения задач теста.

Результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, его обученности, кои неминуемо сказываются на работе с тестом. Это обстоятельство послужило основанием называть результаты, получаемые при применении тестов интеллекта, интеллектом тестовым или психометрическим. Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его интеллектом тестовым привели к тому, что некие тестологи ввели понятие "несправедливых" тестов. Эта "несправедливость" особенно резко обнаруживается тогда, когда тесты интеллекта, разработанные для общности с определенным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Тесты интеллекта, "свободные от культуры", создать нельзя.

По сути, интеллект тестовый показывает уровень развития умственного индивида, критерием коего выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов интеллекта. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

англ. intelligence tests) - тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Т. и. разделяются на 2 группы: 1) монометрические Т. и. (шкала Стэнфорд-Бине, тест Р. Кэттела, Прогрессивные матрицы Равена); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (Векслера шкалы, тест Р. Амтхауэра и др.).

В тестах "уровня" задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом трудности задания. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах "скорости" задания более однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого. В состав Т. и. включают задания на словесно-логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и пр.

Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей, взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время решения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и пр.

Т. и. широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации тестирования и др. факторов. См. Бине А. (В. Н. Дружинин.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика (основные понятия)

Тесты интеллекта

лат. intellectus — понимание, познание) — тесты общих способностей. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития являются наиболее распространенными в психодиагностике. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. А именно — вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности но те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.). Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов ("очищенных" от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, времени реакции и др. переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях. Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить "измерением и числом операции ума" (Ф. Гальтон, 1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анамнеза данных по индивидуальным различиям. Идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кэттелл, положивший начало широкому использованию "умственных тестов". Им были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная шкала умственного развития Бинэ-Симона, разработанная в 1905 г. Из последующих работ Ч. Спирмена (1904, 1927), Л. Терстоуна (1931, 1947) родился факторный анализ, способствующий появлению комплексных тестовых батарей. Полученные с помощью Т. и. результаты выражались в виде коэффициента интеллекта (IQ). Исследованиями была установлена независимость IQ от генетических факторов и значимые корреляции с социально-экономическими и культурными условиями развития человека. В современных Т. и. учитываются социальные нормы и ценности, стандарты поведения и мышления, присущие определенной культуре и ее субкультурам. В то же время подчеркивается методологическая несостоятельность схем линейного детерминизма в изучении человеческого индивидуума (Б. Ф. Ломов, 1984 и др.) В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных Т. и. Это шкала измерения интеллекта Векслера, школьный тест умственного развития и др.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Тест интеллектуального ресурса (тир01) и его валидизация

Сидоров Константин Рудольфович, Сунцова Яна Сергеевна, Шрейбер Татьяна Викторовна, Бегунов Илья Александрович
В работе излагается подробное описание принципиально нового теста для оценки интеллектуального ресурса: ТИР 01, cозданного на основе модификации целого ряда широко известных диагностических методик: К
Читать PDF

ФАКТОРНАЯ И СТРУКТУРНАЯ ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИКИ ТЭИ (ТЕСТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА)

Сергиенко Елена Алексеевна, Хлевная Елена Анатольевна, Ветрова Ирина Игоревна, Киселёва Татьяна Сергеевна
Статья посвящена созданию надежного инструментария диагностики уровня развития эмоционального интеллекта (ЭИ) и введению его в отечественную психологическую практику на базе модели эмоционального инте
Читать PDF

Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости

Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Читать PDF

Проектный тест «Чатуранга»

Шорин Александр Георгиевич
Описан способ тестирования под названием «Чатуранга», позволяющий в считанные минуты узнать о человеке больше, чем за долгие часы традиционных тестирований.
Читать PDF

Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций

Мильруд Радислав Петрович
Psychogeometric test of individual personality accentuations" Psychogeometric test can be used to study personal accentuations of individual character.
Читать PDF

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Читать PDF

Тест дерева и его использование в исследовании жизнеспособности человека

Рыльская Елена Александровна
В предлагаемой статье представлены результаты изучения личностных особенностей человека в контексте его общей жизнеспособности, полученные посредством проективного метода «Тест Дерева».
Читать PDF

Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

Ткач Валерия Петровна
Статья посвящена анализу познавательных возможностей цветовых тестов в социологии.
Читать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест FPI) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5].
Читать PDF

Ритмы в психологии: циркадианные ритмы функциональных состояний (тест сан) в онтогенезе человека

Краузе Т.М.
В настоящее время нелинейная динамика и волновое моделирование становятся определяющими парадигмами научного мышления [1,2]. К этой проблематике сейчас относят изучение биологических часов [5].
Читать PDF

Тест Роршаха: случайности восприятия и закономерности воображения

Ванеян С.С.
Статья посвящена теории и практике психологического тестирования, т. е. выявлению особенностей психики посредством некоторого эксперимента-теста.
Читать PDF

Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта-м. Яниц

Базарова Долгор Раднанимаевна
Статья посвящена исследованию ценностного компонента образа мира молодежи Байкальского региона модифицированным тестом ценностных ориентаций Р. Инглхарта М.С. Яницкого.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!