ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ (ТАТ)
одна из методик проективных, относящаяся к группе методик интерпретации. Был впервые описан X. Мерреем в 1935 г. как методика экспериментального изучения фантазии. Является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ)
один из наиболее известных и широко применяемых в современной психологии проективных тестов, созданный американским психологом Г. Мерреем. Научно-методической основой ТАТ является тематическая апперцепция, а конкретным стимульным материалом, предъявляемым испытуемым, сюжетно неопределенные картинки, на которых в неопределенной ситуации изображены неизвестные люди. Интерпретируя эти картинки, сочиняя по ним рассказы по определенному, заранее заданному плану, испытуемый невольно проецирует себя на персонажей на этих картинках, т. е. приписывает им собственные состояния, личностные свойства, мысли и переживания. Содержательный анализ сочиненных испытуемым рассказов позволяет выявлять в них признаки, свидетельствующие о психологии сочинителя соответствующих рассказов. ТАТширокоприменяетсявклиническойпсихологии. На его базе были созданы и другие проективные тесты, предназначенные, например, для измерения потребностей аффилиации, достижения успехов и избежания неудач. См. апперцепция тематическая, аффилиация, испытуемый, материал стимульный, проективные методы, проекция, тема, техника проективная (методика проективная), проективные методы, проекция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
лат. ad — при, к + perceptio — восприятие] — методика комплексной глубинной психодиагностики личности, относится к категории проективных методов. Материал ТАТ представляет собой набор таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Задача испытуемого заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации. ТАТ был разработан во второй половине 1930-х гг. в Гарвардской психологической клинике Г. Мюрреем и его сотр. Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области. Классическая схема интерпретации ТАТ, разработанная Мюрреем, в основном была направлена на анализ потребностей. Другими авторами были разработаны несколько десятков альтернативных схем интерпретации, получивших более или менее широкое распространение. Результаты ТАТ при умелом применении и интерпретации позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношения к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты. Можно также делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ нельзя. Наиболее плодотворно применение ТАТ при исследовании пограничных состояний. ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов). Главным достоинством ТАТ является глубина и разнообразие диагностической информации, которую позволяет получить этот метод, а основным недостатком — трудоемкость процедуры проведения обследования и обработки и анализа результатов. Другие недостатки, отмечавшиеся разными критиками, ставят, на первый взгляд, под сомнение вообще возможность использовать ТАТ как психодиагностический инструмент: он не опирается на целостную теорию; тестовый материал не строился в достаточной мере систематично; он не оценивался по общепринятым правилам; правомерность схем интерпретации является проблематичной; он плохо соответствует традиционным психометрическим критериям валидности и надежности, что, однако, связано со спецификой его конструкции и выявляемых с его помощью психологических характеристик. Высказываются обоснованные сомнения в применимости к ТАТ традиционных мер валидности и надежности. Более веские показатели валидности получены для вариантов ТАТ, специально построенных для диагностики отдельных мотивов, по сравнению с классическим клиническим ТАТ. Ряд данных говорит о чувствительности метода к ситуативной динамике мотивов (ситуационная валидность). В рассказах ТАТ непосредственно отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Возникающая на основе образа мира в конкретной ситуации система апперцептивных ожиданий влияет на содержание восприятий и представлений, порождая иллюзии и ошибки восприятия, а также определяя характер восприятия неоднозначных стимулов таким образом, чтобы актуально воспринимаемое или представляемое содержание соответствовало целостному образу мира, структурирующим его смысловым структурам и вытекающим из него интерпретациям, атрибуциям и прогнозам относительно данной ситуации, а также актуальным смысловым установкам. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сложившемуся у него устойчивому образу мира, можно "вычислить" жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать реальное поведение его в подобных обстоятельствах, которое внешне может не совпадать с поступками героев его рассказов. Этим и обусловлена диагностическая ценность ТАТ. Д.А. Леонтьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Похожие термины:

  • МЮРРЕЯ-МОРГАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ

    Murreu, Morgan, 1935) - проективный метод исследования личности. Испытуемому показывают черно-белые рисунки с незавершенным сюжетом и эмоциональным подтекстом, позволяющие давать неоднозначное толковани