ТЕРРОР ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ТЕРРОРИЗМ

Найдено 6 определений термина ТЕРРОРИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ТЕРРОРИЗМ

идеология и политика, основным орудием которых является террор. Состоит в систематическом применении ничем не ограниченного, не связанного с военными действиями насилия, преследующего цель устрашения и подавления политических и др. противников. Т. – крайнее средство разрешения социальных противоречий и конфликтов. Террористы рассчитывают, главным образом, на психологический эффект своих действий, а не на военно-стратегическую победу. Виды Т.: государственный и оппозиционный, внутренний и международный.

Оцените определение:

Источник: Словарь конфликтолога

ТЕРРОРИЗМ

негосударственное применение или угроза применения насилия с целью посеять панику в обществе, ослабить или даже ликвидировать его обязательства и привести к политическим изменениям" (К. Хиршман. Меняющееся обличье терроризма.//Международный терроризм и право: Реф. Сб. ИНИОН РАН. Центр социал. Науч.- информ. исслед. Отд. правоведения. М., 2002, с.26).

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

Терроризм

лат. terrorem — устрашение] — феномен политической психологии, специфичный для обострения конфликтных ситуаций. Т. выражается в угрозе уничтожения конкретных лиц (реже сооружений или культурных ценностей) в случае отказа удовлетворить требования террористов. Эффективность Т. психологически зависит от трех факторов: 1) подкрепления угрозы в форме ее частичной реализации; 2) внутренней готовности пойти на компромис; 3) масштабов риска, на который способны пойти стороны конфликта. Распространение Т. в XX и XXI веках парадоксальным образом свидетельствует об относительном росте ценности человеческой жизни одновременно с общей деморализацией политической жизни. Особое значение в распространении Т. приобрели средства массовой информации, поскольку для психологии террориста весьма характерно стремление привлечь общественное внимание не только к своим требованиям, но и к себе лично. В массовой психологии проявляется амбивалентная тенденция к осуждению и героизации участников террористической деятельности. Их представляют как бескорыстных идеалистов, готовых рисковать жизнью в целях достижения высокой цели, и, одновременно, как безумных фанатиков, способных на все в целях самопрославления и разрушения стабильного общественного устройства. Поскольку фактор устрашения нашел признание как действенное условие влияния на принятие решений, роль Т. растет, демонстрируя рост масштабов деструктивных возможностей, которыми располагает социально опасный индивид. А.А. Брудный

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Терроризм

от лат. terrorem — устрашение] — феномен социальной психологии, проявляющийся в условиях откровенно конфликтных ситуаций как средство их максимального обострения. Террористическая активность проявляется в прямой угрозе уничтожения людей (иногда серьезных материальных или духовных ценностей), если та сторона, которой предъявлен ультиматум, не выполнит требования террориста или террористов. Опасность конкретного террористического проявления, а в конечном счете и его «результативность», в психологическом плане зависит от реальной внутренней личностной способности сторон почти на взаимные уступки и в то же время и от готовности крупномасштабно рисковать, а также от степени планомерности выполнения террористического акта, прежде всего, путем подкрепления глобальной угрозы частичным, поэтапным ее выполнением как средством давления в ходе переговоров. Небывалый рост в XX и XXI веках терроризма, преследующего, в первую очередь, политические цели, привел, в частности, к тому, что целый ряд ученых стал считать терроризм феноменом исключительно политической психологии, в то время как в действительности цели террористических проявлений могут быть не только политическими, но и коммерческими, криминальными и связанными с конкретными индивидуально-личностными проблемами отдельных людей или определенных групп. Заметное влияние на распространение терроризма имеют средства массовой информации, так как без огласки, без широкой рекламы (пусть и негативного характера) не могут быть достигнуты цели террористов особенно в связи с тем, что нередко не менее значимой, чем основная задача для них является и задача собственно личностного плана — подкрепление самооценки, известность. Не случайно говоря о способах борьбы с современным терроризмом М. Тетчер призвала «оглушить терроризм молчанием». Одним из примеров успешного применения именно такого способа борьбы является опыт пресечения так называемого «футбольного терроризма» в Англии. В конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия во время проведения матчей ведущих английских клубов на игровое поле периодически выбегали совершенно обнаженные болельщики, прерывая матч и привлекая к себе внимание. Даже аресты и осуждение за хулиганство их не останавливали. В конце концов было введено неукоснительное правило прерывать телевизионную трансляцию матча, если подобный инцидент случался. Практически сразу подобные случаи «футбольного терроризма» прекратились — был снят мотив личностной заинтересованности в приобретении скандальной «славы». Еще на одном моменте, связанном с феноменом терроризма следует остановиться. Нередко люди, например, попавшие в заложники к террористам, проявляют достаточно выраженное виктимное поведение и неоднозначно относятся к сложившейся ситуации и к представителям двух конфронтирующих сторон. Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является так называемый «стокгольмский синдром», который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать этим людям, выступать на их стороне порой даже против собственных спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить). Более того, подобную позицию порой занимает и широкий социум, героизируя террористов как личностей иногда вне зависимости от осуждения их целей.

Подобная картина отчетливо наблюдалась в российском обществе конца XIX — начала XX вв., в котором террористам, если не симпатизировали, то сочувствовали не только представители либеральной интеллигенции, но и те, кто в принципе осуждал террор. К широко известным фактам такого рода относится, например, признание автора «Бесов» Ф. М. Достоевского в том, что если бы он узнал о готовящемся террористическом акте, то, скорее всего, не сообщил бы об этом властям. Интересы террористов в судах сплошь и рядом представляли (причем, как правило, бесплатно) виднейшие российские юристы, многие представители крупного капитала, в частности, знаменитый С. Морозов, оказывали им финансовую поддержку. Подобного рода тотальный «стокгольмский синдром» сам по себе представляет собой бесспорно интереснейший социально-психологический феномен, к которому мы еще вернемся.

Здесь же заметим, что «стокгольмский синдром» в своем, так сказать, классическом проявлении — эмоциональная идентификации жертв с террористами в ситуации захвата заложников, как показывает практика, вопреки утверждениям ряда специалистов, отнюдь не является универсальным явлением. Так, например, в Беслане — после совершенно внезапных взрывов, несмотря на последовавший за ними беспорядочный массированный огонь из стрелкового оружия, многие заложники (большинство из которых, как известно, составляли дети) отнюдь не искали защиты у террористов и не впали в ступор, вместо этого попытавшись спастись бегством. Последний пример особенно показателен, поскольку в Беслане, жертвы террористического акта находились в положении заложников более двух суток — т. е. достаточно длительное время, что, как считается, необходимо для развития «стокгольмского синдрома». Это означает, что сам по себе временной фактор в подобных ситуациях, хотя и бесспорно высоко значим, не является ни единственным, ни, возможно, определяющим. Причины «стокгольмского синдрома» гораздо глубже и связаны с глубинной психологической природой терроризма и психологией «жертвы».

Сразу же оговоримся, при всей актуальности данной проблематики системных психологических и социально-пихологических исследований терроризма, во всяком случае открытых для общего доступа, практически не существует. Данное явление в гораздо большей степени изучается с социологических, политологических, философских позиций, чем с собственно психологических. Однако анализ имеющихся работ и их сопоставление с тем, что известно в современной психологии о человеческой деструктивности позволяет сделать определенные выводы.

Прежде всего, у, так сказать, «классических террористов», готовность лишать жизни других, причинять боль и страдания, сочетается не только с готовностью, но и, более того, с потребностью в самопожертвовании. Причем это характерно не только для так называемых «шахидов». Один из главных идеологов якобинского терроризма Сен-Жюст заявлял: «...те, кто совершают в мире революции, “те, кто творит добро”, могут успокоиться только в могиле»1. Аналогичных установок придерживались представители русского революционного движения. Так, по словам А. Камю, «Дору Бриллиант вовсе не интересовали тонкости программы. В ее глазах террористическое движение оправдывалось, прежде всего, жертвой, которую приносят ему его участники. ... Каляев тоже готов был пожертвовать жизнью. Более того, он страстно желал этой жертвы. Во время подготовки к покушению на Плеве он предлагал броситься под копыта лошадей и погибнуть вместе с министром. А у Войнаровского стремление к самопожертвованию сочеталось с тягой к смерти. После ареста он писал родителям: “Сколько раз в юношестве мне приходило в голову лишить себя жизни...”»2.

Другой характерной чертой террористов является крайняя идеологизированность сознания в сочетании с выраженной спутанностью временной перспективы («История нас оправдает», «Каждый шахид обретет вечное блаженство в райских кущах» и т. п.). Рассматривая развитие террористических движений в Российской империи, А. Камю, сравнивая «романтиков терроризма» конца XIX в. и «организации профессиональных революционеров», о которых мечтал Ленин, отмечает: «На смену этим людям явятся другие, одухотворенные той же всепоглощающей идеей, они тем не менее сочтут методы своих предшественников сентиментальными и откажутся признавать, что жизнь одного человека равноценна жизни другого. Они поставят выше человеческой жизни абстрактную идею, пусть даже именуемую историей и, заранее подчинившись ей, постараются подчинить ей других»3.

На глубинную первопричину подобных личностных деформаций, явно граничащих с откровенной психопатологией и нередко таковой являющейся, указал Э. Эриксон, рассматривая проблему тоталитаризма: «Врожденная склонность ребенка ощущать свою беспомощность, покинутость, стыд и вину перед теми, от кого он зависит, систематически используется в процессе его воспитания, часто переходя в его эксплуатацию. В результате даже рациональный человек подвержен иррациональной тревоге и подозрениям, сосредоточенным на проблемах, кто больше и лучше и кто, что кому может причинить. Поэтому необходимо глубже вникнуть в самые ранние последствия психологической эксплуатации ребенка. Под этим я имею в виду злоупотребление разделением функций, когда развитию возможностей одного из партнеров ставятся препятствия и в результате в нем накапливается бессильная ярость, тогда как свободная энергия должна была бы использоваться для более продуктивного развития»4. Совершенно очевидно, что в традиционалистских и фундаменталистских обществах подобного рода эксплуатация «младшего» «старшим» не просто систематически используется, но и возводится в ранг абсолюта как безусловная добродетель и «богоданная» первооснова общественного устройства. С точки зрения Э. Эриксона только позитивная идентичность позволяет индивиду ассимилировать и направить в позитивное русло вытесняемую детскую ярость и связанную с ней тревогу, поскольку, «уравновешивая остатки первичных внутренних противоречий детского периода и тем самым ослабляя господство «супер-эго», позитивная идентичность позволяет индивиду избавиться от иррационального самоотрицания, этого абсолютного предубеждения против самого себя, которое характерно для тяжелых невротиков и психопатов, а также от фанатичной ненависти к непохожим на себя. Однако такая идентичность нуждается в поддержке. Ее дает молодому человеку коллективная идентичность значимых для него социальных групп: его класса, нации, культуры»1. Проблема заключается в том, что такие авторитарные и тоталитарные общества не только не обеспечивают подобную поддержку, но, напротив, подавляют здоровые тенденции индивидуального развития. Таким образом, возникает порочный круг: авторитарное общество способствует формированию патологической идентичности у подрастающих поколений, которые, в свою очередь, готовы защищать это общество от любой реальной или мнимой опасности, прибегая при этом к иррациональным и откровенно психопатическим поведенческим актам, обусловленным индивидуальной психопатологией.

Особенно отчетливо это проявляется «...в тех случаях, когда широкомасштабные исторические и технологические перемены посягают на глубоко укоренившиеся или бурно развивающиеся модели идентичности (например, аграрной, феодальной, аристократической), молодые люди, и каждый по отдельности, и в целом, ощущают себя в опасности и с готовностью поддерживают доктрины, предлагающие полное погружение в сплошную идентичность (крайние формы национализма, расизма или классовой ненависти) и коллективное осуждение новой идентичности, представленной в виде предельно стереотипизированного образа врага»2. Вполне понятно, что именно данная схема лежит в основе и обеспечивает «питательную среду» такого чудовищного явления в истории человечества, как государственный терроризм поскольку, «страх перед утратой идентичности, приводящий к распространению таких теорий, в значительной мере объясняет то сочетание сознания своей правоты и беззакония, которое при тоталитаризме делает возможным организованный террор и возникновение индустрии уничтожения»3. Следует также добавить, что именно авторитарные личности, оказавшись в роли заложников, в наибольшей степени подвержены «стокгольмскому синдрому».

В практическом плане наиболее важным является осознание того факта, что у лиц, осуществляющих акты идейного или, точнее сказать, идеологического терроризма, как правило, первый базисный кризис психосоциального развития имеет выраженное и ничем некомпенсированное разрешение в пользу базисного недоверия. Это означает, что никакое реальное соглашение с ними в результате переговоров практически не возможно. Не случайно при проведении подобных террористических актов либо не выдвигается вообще никаких требований, как это имело место в 2001 г. в США, либо выдвигаются требования, заведомо неприемлемые и, более того, ни при каких обстоятельствах невыполнимые, как в случае захвата заложников в театральном центре Дубровка в Москве.

В данной связи практический социальный психолог, специализирующий на разрешении экстремальных ситуаций, должен понимать, что в подобных случаях переговоры, как правило, являются средством подготовки силовой акции против террористов, что ни в коем случае не снижает требований к проведению подобных переговоров как со стороны собственно переговорщика, так и со стороны обеспечивающих этот этап работы сотрудников спецслужб. Не менее важной применительно к такого рода ситуациям является деятельность социального психолога по формированию команд антитеррора, обеспечению эффективного управления и взаимодействия при подготовке и проведению контртеррористических операций.

К сожалению, в отечественной практике именно социально-психологический аспект фактически игнорируется, чем во многом обусловлены нередко «провальные» результаты многих акций по спасению заложников.

Совершенно иную картину, с психологической точки зрения, представляют собой террористические акции, направленные на достижение реальных, четко оговоренных целей (например, получение выкупа в обмен на заложников) и представляющие собой, по сути дела, классический шантаж. Как правило, лица осуществляющие подобные акции, будучи готовы в той или иной степени жертвовать жизнью других, совершенно не склонны к самопожертвованию. Для них, чаще всего, характерно негативное разрешение четвертой стадии психосоциального развития. Попросту говоря, они гораздо более вменяемы, чем представители ранее описанной категории террористов. Поэтому в данных условиях силовая акция, точнее сказать, угроза таковой должна рассматриваться, в первую очередь лишь как средство обеспечения успешности переговоров. Переговорщик же должен в совершенстве владеть техниками диагностики эмоционального состояния контрагента, навыками жесткого торга, психологической манипуляции, техниками убеждения, снятия возражений и снижения давления ограничений. В целом практический социальный психолог, работающий в экстремальных условиях, должен четко представлять себе возможные как социальные, так и собственно личностные причины террористической активности и владеть психологическими техниками ведения переговорного процесса и конструктивного психологического манипулирования.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Терроризм

лат. terror – страх, ужас) – 1. политика и тактика террора; 2. термин, не имеющий четкого определения, отчего он нередко используется в разных политических контекстах. Так, знаменитый террорист Усама бен Ладен, убитый американскими «морскими котиками» в 2011 г. (убитый уже 10-й раз) является порождением спецслужб США для ведения террористической войны против советских войск в Афганистане. Любопытно, что этот террорист многие годы делал угрожающие терактами заявления всякий раз, когда это нужно было особенно ястребам в Пентагоне и ЦРУ. Приписывание ему организации террористического акта в США в сентябре 2001 г. до сих пор многими рассматривается в том плане, что эта акция потребовалась неоконсерваторам Вашингтона для оправдания осуществления уже тщательно разработанных планов интервенции в Ирак, Афганистан и другие страны, которые оказались включенными в зону империалистических интересов США. Карта терроризма в последнее десятилетие разыгривается всякий раз, когда, вопреки воле населения, политиканы планируют и осуществляют своекорыстные действия. В РФ терроризм возник и до сих пор существует на Кавказе после того, как в 1996 г. Ельцину для повышения своего авторитета потребовалась маленькая победоностная война против народа собственной страны..

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Терроризм

лат. terror - страх, ужас, ср. terreo - устрашать) - феномен полит. психологии, специфичный для обострения конфликтных ситуаций. Т. выражается в угрозе уничтожения конкретных лиц (реже сооружений или культурных ценностей) в случае отказа удовлетворить требования террористов. Эффективность Т. психологически зависит от 3 факторов: 1) подкрепления угрозы в форме ее частичной реализации; 2) внутр. готовности пойти на компромисс; 3) масштабов риска, на к-рый способны пойти стороны конфликта. Распространение Т. в XX в. парадоксальным образом свидетельствует об относительном росте ценности человеческой жизни одновр. с общей деморализацией полит. жизни. Особое значение в распространении Т. приобрели СМИ, поскольку для психологии террориста весьма характерно стремление привлечь обществ. внимание не только к своим требованиям, но и к себе лично. В массовой психологии проявляется амбивалентная тенденция к осуждению и героизации участников террористической деятельности. Их представляют как бескорыстных идеалистов, готовых рисковать жизнью в целях достижения высокой цели, и, одновр., как безумных фанатиков, способных на все в целях самопрославления и разрушения стабильного обществ. устройства. Поскольку фактор устрашения нашел признание как действенное условие влияния на принятие решений, роль Т. растет, демонстрируя рост масштабов деструктивных возможностей, к-рыми располагает социально опасный индивид. Лит.: Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 2005; Зинченко Ю. П., Шилко Р. С. Психологические аспекты информационной безопасности и противодействия терроризму посредством медиа // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2: Феномен «разорванной коммуникации / Под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А. И. Подольского. М., 2008; Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М., 2001. А. А. Брудный

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Показать все [+3] ↓

Найдено научных статей по теме — 12

Фанатизм и терроризм: общее и особенное

Яхьяев М.Я.
В статье ставится и решается проблема понятийного определения фанатизма и терроризма, выводятся их важнейшие характеристики как деструктивных феноменов сознания и социальной практики. Через анализ логики и закономерностей развития и освещение функций фанатизма и терроризма в статье устанавливаются их общие и отличительные особенности.
Скачать PDF

Психический терроризм форма несмертоносного оружия

Сидоров П. И.
На основании анализа литературы и собственных исследований систематизированы факторы ментальной экологии, выделены уровни социогенеза социальнострессовых расстройств, типы и характеристики основных социальных групп. На модели деятельности тоталитарных культов показаны масштабы психического терроризма, описаны стадии взаимодействия с психоманипулятором и особенности скрытой психологической виктимности неофитов, выделены механизмы воздействия на личность и условия высокой толерантности к попыткам вовлечения в культы. Предложены модель и основные маршруты развития культового зависимого поведения. Обосновано отнесение деятельности тоталитарных культов к психическому терроризму как форме несмертоносного оружия массового поражения. Выделены основные формы и характеристики современного терроризма. Систематизированы психотравмирующие эффекты несмертоносных технологий, характеристики несмертоносного оружия и области его применения. Обосновано отнесение психического терроризма и информационно-психологической агрессии к предмету социальной психологии и социальной психиатрии.
Скачать PDF

Терроризм как политическая девиация

Шакиров С. Б.
Скачать PDF

Терроризм и агрессивное поведение

С. Н. Ениколопов
Скачать PDF

Источники современного терроризма: основные концептуальные подходы.

Луппов И. Ф.
Для эффективного противодействия терроризму требуется адекватное выявление его источников в современном мире. В статье представлен анализ доминирующих в настоящее время подходов: политологического, организационного, физиологического и психологического, сопоставляются их сильные и слабые стороны. Обосновывается вывод о необходимости проведения междисциплинарных исследований, базирующихся на мультиказуальном подходе.
Скачать PDF

Система отбора в подразделения по борьбе с терроризмом

Назаров Ю.Н., Громов М.А.
Скачать PDF

Социально-психологические проблемы терроризма

Антонян Юрий Миранович
Раскрываются социально-психологические основы объединения в террористические группы, стадии групповой консолидации, мотивы обращения к террору и психологические черты участников террористических групп. Обосновывается, что террористические проявления в России связаны, главным образом, с негативным отношением не к собственно русскому народу, а к российской власти.
Скачать PDF

Психологический портрет терроризма: истоки терроризма как социальной формы идентичности

Зинченко Ю.П.
Скачать PDF

Некоторые социально-психологические аспекты противодействия терроризму

Горбунов Константин Георгиевич
Представлены некоторые результаты исследования социально-психологических детерминант терроризма, а также путей и способов противодействия ему.
Скачать PDF

О роли психологии в профилактике терроризма

Караяни Александр Григорьевич
В статье дается критический анализ состояния разработки проблемы терроризма в психологии. Обосновывается новый подход к пониманию сущности терроризма, путей его профилактики и пресечения
Скачать PDF

Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования

Ениколопов Сергей Николаевич, Мкртчян Арег Артаваздович
Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.
Скачать PDF

Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования

Ениколопов Сергей Николаевич, Мкртчян Арег Артаваздович
Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.
Скачать PDF