Термен Льюис Мейдисон
Термен Льюис Мейдисон
(1877–1956) – амер. психолог, ученик Ст. Холла, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. На базе Стэнфордского университета, Т. переработал шкалу БинеСимона, фактически создав новый тест, получивший название «шкалы СтэнфордБине» («The measurement of Intelligence: An explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the BinetSimon Intelligence Scale», 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы СтэнфордБине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К.Майлсом проводил изучения особенностей знаменитых и гениальных людей, проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт – 180, Наполеон – 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие к–рых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Т. считал основным фактором одаренности наследственность. По ходу своих исследований Т. пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к к–рым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативную память, скорость воспри ятия, логическое (индуктивное) мышление («Primary mental abilities», 1938; «Factorial studies of intelligence», 1941). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием («Concept Mastery Test» //«The gifted Child Grows up: Twentyfive Years Followup of a Superior Group». – Stanford: Calif., 1947. (совм. с Oden M.H.)), к–рый включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинностифеминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам («Sex and Personality», 1936 (совм: с Miles C.C.)), а также предпосылок переживания семейного счастья («Psychological Factors in marital Happiness», 1938). Развивал математический метод факторного анализа.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002