ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ это что такое ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ: определение — Психология.НЭС
ТЕРАПИЯ СНОМ Терапия стажеров-психотерапевтов

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

Найдено 5 определений термина ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

от франко-англ. milieu therapy - лечебное воздействие среды, лечение средой). Использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Под средой имеют в виду все, что окружает пациента в стационаре (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором больничного содержания, лечения в реабилитации.

Создатель системы социальных воздействий, метода работы с больными, который теперь называется социотерапией, Симон (Simon H., 1927), обосновывая свою позицию, исходил из положения, что приспособление к среде является основным принципом жизни. Оно требует от каждого индивида постоянной мобилизации всех сил и способностей. При излишне щадящем режиме ослабленные, но все же имеющиеся у больного силы бездействуют, что приводит к их дальнейшему ослаблению и патологической адаптации. Для того чтобы избежать дополнительного вреда от неблагоприятной среды психиатрического учреждения, необходимо все окружение больного организовать таким образом, чтобы оно как можно больше приближалось к "нормальному". Общая цель Т. с. - максимализация адаптивных возможностей психически больного - подчинена общей цели реабилитации - восстановлению личного и социального статуса пациента (Кабанов М.М., 1985; Бурковский Г. В., 1984).

Понятие Т. с. трактуется в литературе двояко. В широком смысле - это сочетание самых различных мероприятий и воздействий на больного: географическое расположение больницы, ее архитектура, внутренняя структура, комфорт в отделениях и палатах, режим "открытых дверей", организация (желательно самими пациентами) кафе, пунктов продажи, парикмахерских, совместные развлечения, различные виды занятости и пр. В ином смысле - это скорее характер складывающихся и определенным образом направляемых взаимоотношений больного с окружающими его людьми - персоналом, другими пациентами, семьей. В этом смысле понятие Т. с. приближается к концепции терапевтического сообщества (therapeutic community).

В зависимости от базисных концепций формируются соответствующие модели Т.с.

1. Социотерапевтическое сообщество, основателем которого следует считать Джонса (Jones M., 1959). В основе концепции терапевтического сообщества лежит утверждение, что противодействие болезненному процессу, а также восстановление и развитие способностей пациента к адаптивному поведению в здоровом обществе возможно путем такой организации отношений между врачами, медицинским персоналом и больными в совместной деятельности, которая обеспечивает оптимальное использование их терапевтических способностей (Jones М., 1966; Ploeger A., 1972). Исходная модель Т. с., по Джонсу, предполагает, таким образом, изменение, реформирование социальной структуры психиатрического стационара. Джонс, а позднее и другие авторы описали основные принципы формирования процессов среды: демократизация - отказ от традиционных, статусных различий, облегчающий открытую коммуникацию; участие пациентов в терапевтическом процессе - пациенты выступают в качестве терапевтов друг другу; разделение ответственности за социальное функционирование отделения; формирование новых социальных ролей у медперсонала и пациентов и др. В данной модели функционирования среды предусматривались ежедневные собрания всех участников терапевтического процесса для обсуждения вопросов лечения, еженедельные конференции персонала для разбора затруднений в работе и регулярные встречи пациентов в малых группах для анализа их личностных проблем.

2. Психоаналитическое психотерапевтическое сообщество. Согласно этой концепции, психоаналитическое учреждение представляет собой "терапевтическое поле" (Левин (Lewin K.)), которое должно реализовать социальную жизнь пациентов с помощью деятельности малых и больших групп. При этом общество рассматривается здесь в меньшей степени как место тренинга социальных взаимодействий, а главным образом как сцена, на которой осознаются и прорабатываются невротические проявления. Модификация невротического реагирования в соответствии с требованиями реального жизненного пространства, приобретение опыта искренних и легких социальных отношений и воздержанности от чрезмерных претензий дают возможность для стабильной жизни в реальном мире и усилению Я-функций. Важный вклад в формирование этой концепции сделал Кернберг (Kernberg О. F., 1981), который перенес психоаналитическую теорию "связи с объектом" на психиатрический стационар. Динамические интеракции между индивидами, группой и стационаром рассматриваются и интерпретируются как открытая система. Вследствие этого психоаналитически-ориентированная Т. с. устанавливает взаимосвязь закрытой системы интрапсихического болезненного процесса с поведением в группе и обществе. Одновременно как психодинамический процесс понимаются терапевтические трансферные (переносные) отношения с руководителем (преимущественно с врачом), а также другие взаимовлияющие интеракции тесного взаимодействия.

3. Теория научения. В соответствии с этой теорией модель Т. с. строится на различных приемах вмешательства и коррекции нарушенного поведения. Одной из таких методик, впервые примененных к госпитализированным хроническим больным, является методика подкрепления (поощрения) "экономической" стимуляцией. Отдельные социально одобряемые поступки этих больных вознаграждаются пластиковыми деньгами, которые впоследствии заменяются на необходимые или желаемые акции (еда, прогулка, разговор и др.). Айллон (Ayllon Т., 1965), Ферветер (Fairweather G.W., 1969) описывали целые группы пациентов, которых удалось таким образом соориентировать на внешние требования и вернуть к жизни вне психиатрического стационара. Позднее были определены принципы построения модели Т. с., исходя из теории научения (Пол и др. (Paul G. L. et al.)). Эти принципы формулировались как "законы": закон участия (новым способам поведения тем лучше можно обучиться, чем больше и чаще они используются самостоятельно), закон эффективности (новые способы поведения тем чаще применяются, чем они эффективнее) и др. Программа социального научения, разработанная этими авторами, содержит также различные приемы модификации поведения.

4. Интегративная модель. Критическая реакция на концепцию терапевтического сообщества как на идеалистически-утопическую впоследствии распространилась и на практически-технические аспекты терапии, построенной в соответствии с этой теорией. Сформировались взгляды, хотя и поддерживающие принципиальные позиции Т. с., но предъявляющие требования к их дальнейшей разработке и развитию. Так, Гандерсон (Gunderson J. G., 1978) отмечал, что тот или иной тип среды ("контроль", "поддержка", "структурирование", "активное участие") может иметь свои преимущества и недостатки для различных популяций пациентов. Другие авторы указывали, что потребности в среде у отдельных пациентов различны на разных этапах болезни и в соответствии с этим должны определяться типы среды: структурирующая - в кризисной фазе болезни, уравновешивающая - в острой фазе, воодушевляющая (одобряющая) - на стадии реабилитации, рефлексирующая - в интенсивной стационарной психотерапии, заботящаяся - в лечении хронических больных. Эти типы Т. с. позволяют осуществлять оперативное вмешательство, руководствуясь групповыми принципами (участие, коммуникация, социальное научение и др.).

Таким образом, в подходе к организации Т. с. в настоящее время существуют 2 основные тенденции. Первая направлена на отказ от универсальной модели среды и создание системы специализированных терапевтических сред, обеспечивающих переход больного из одной среды в другую по мере изменения его психопатологического и личностного статуса. Вторая, противоположная тенденция состоит в разработке гибких, пластичных, полифункциональных сред, объединяющих в себе достоинства самых разнообразных видов лечения. Эффективность Т. с. обеспечивается различными факторами:

1) демократической выработкой решений и распределением ответственности;

2) ясностью терапевтических программ, ролей и лидерства;

3) высоким уровнем взаимодействия между персоналом и пациентами;

4) малым размером отделений;

5) позитивными ожиданиями персонала;

6) высоким моральным уровнем персонала;

7) практической проблемной ориентацией лечебного коллектива.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

англ. milieu therapy). Один из методов социотерапевтического воздействия, близко примыкает к психотерапии, особенно коллективной. Важную роль играют микросредовые факторы, создание сплоченного коллектива больных с общими интересами, максимальное предоставление им статуса самостоятельности, введение в отделении принципа самообслуживания и самоуправления, преодоление ненужной авторитарности медицинских работников в их взаимоотношениях с больными.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ

один из методов социотерапевтического воздействия, близко примыкает к психотерапии, особенно коллективной. Важную роль играют микросредовые факторы, создание сплоченного коллектива больных с общими интересами и т.д.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

ТЕРАПИЯ СРЕДЫ

Общий термин для обозначения любых терапевтических условий, при которых осуществляется некоторый контроль над социальной средой с тем, чтобы приспособить ее к потребностям тех, кому предписана терапия. Это является (или, по крайней мере, должно быть) существенным аспектом всех стационарных психиатрических учреждений.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Терапия средой

milieu therapy) – общее название терапевтических мероприятий, при которой осуществляется направленный контроль социальной среды с тем, чтобы преобразовать и сделать ее более адекватной относительно потребностей пациентов в самостоятельном функционировании. Важное значение придается созданию сплоченного коллектива пациентов с общими интересами, максимально возможного предоставления больным самостоятельного статуса, осуществление принципа самообслуживания и самоуправления, преодоление авторитарных тенденций медицинского персонала, если такие тенеденции существуют, в его взаимоотношениях с пациентами. Терапия средой является (во всяком случае, так должно бы быть) весьма существенным аспектом обстановки в том числе стационарного психиатрического учреждения.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема взаимодействия психологической науки с ее средой: подход к анализу продуктов литературного

Некрасова Е.В.
Скачать PDF

Генотипические и средовые детерминанты акцентуаций характера

Жилина Е. В.
В рамках близнецового исследования проведен анализ влияния генотипических и средовых факторов на межиндивидуальную вариативность проявления акцентуаций характера. В исследовании приняли участие: 21 пара монозиготных (МЗ) и 22 пары однополых дизиготных (ДЗ) близнецов в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты генетического анализа свидетельствуют о значительной наследственной обусловленности индивидуальных различий в проявлении акцентуаций характера.The author of the article analyses the influence of genotypic and environmental factors on inter-individual variation of character's accentuation display within the framework of the gemellary investigation. 21 pairs of monozygotic twins and 22 pairs of dizygotic ones at the age of 15-17 took part in the research. The results of the genetical analysis are the evidence of hereditary dependence of individual differences in character's accentuation display.
Скачать PDF

Роль генетического и средового факторов во взаимосвязях свойств психодинамического и личностного уро

Корниенко Дмитрий Сергеевич
Основной целью работы является выявление генотип-средовых детерминант в межуровневых связях свойств интегральной индивидуальности. Актуальность связана с изучением целостного влияния и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней интегральной индивидуальности. Результаты исследования получены на выборке близнецов 13-17 лет, по методике ОФДСИ В.М.Русалова, опросникам 16 PF и NEO-PI-R. Основные результаты связаны с установлением большей роли генотипа в формировании одно-многозначных связей и среды в формировании много-многозначных межуровневых связях.
Скачать PDF

Ценностная детерминация инновационного поведения молодежи в контексте культурно-средовых различий

Яницкий М.С.
Рассматривается взаимосвязь системы ценностных ориентаций и инновационного поведения молодежи. Анализируется распространенность основных типов ценностных систем в зависимости от ряда социокультурных факторов: этнических и региональных особенностей, типа поселения.
Скачать PDF

Феномен качества жизни с точки зрения субъектно-средового подхода

Кондрашенкова Светлана Владимировна
Дана общая характеристика существующим подходам к изучению качества жизни. Обоснована целесообразность использования субъектно-средового подхода в исследованиях качества жизни. Представлена классификация показателей качества жизни с позиции субъектно-средового подхода. Описаны типы взаимодействия в системе «человек — среда» и возможные характеристики качества жизни при разных типах взаимодействия.
Скачать PDF

Психологический анализ особенностей средового ресурса в профессиональной деятельности работников вах

Корнеева Яна Александровна, Симонова Наталья Николаевна
Адаптация к экстремальным факторам вахтового труда в условиях Крайнего Севера представляет собой систему, характеризующеюся постоянными циклами «адаптация – реадаптация», в результате которой формируются адаптационные стратегии вахтовых специалистов. На выбор оптимальной адаптационной стратегии в профессиональной деятельности влияют средовые (трудового поста) и личностные (психологические особенности работника) ресурсы. Для решения задач исследования была предпринята попытка структурировать составляющие средового и личностного ресурсов работников нефтегазодобывающего, алмазодобывающего и лесозаготовительного производств. Сравнительный анализ показал, что более высокий средовой ресурс есть у вахтовых работников лесозаготовительного предприятия; средний – у вахтового персонала нефтегазодобывающего производства; более низкий средовой ресурс – у специалистов алмазодобывающего предприятия.
Скачать PDF

Особенности личностно-средового взаимодействия у лиц с различным кардиометаболическим риском

Долганова Наталья Павловна
В проведенном исследовании раскрываются особенности личностно-средового взаимодействия у лиц с разным уровнем кардиометаболического риска. По результатам обследования 98 респондентов (42 мужчины и 56 женщин в возрасте 20-62 лет) с применением клинических и клинико-психологических методов (беседа, наблюдение), опросника «Уровень социальной фрустрированности» и клинической шкалы «Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)» было выявлено, что пациенты с кардиометаболическими нарушениями имеют особенности личностно-средового взаимодействия, которые необходимо учитывать при разработке скрининговых программ и программ профилактики в системе здравоохранения.
Скачать PDF

Проблема взаимодействия человека с окружающей средой: области и аспекты психологического исследовани

Шмелева Ирина Александровна
В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобаль- ных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологиче- ская психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.
Скачать PDF

Вклад психологии взаимодействия с окружающей средой в формирование нового типа сознания для решения

Смолова Л. В.
Скачать PDF

Роль определённых средовых факторов в развитии личности ребёнка, оставшегося без родительского попеч

Аношкин И.В.
В настоящей статье рассматривается влияние различных социальных факторов на развитие личности и психологическое здоровье детей и подростков, оставшихся без родительского попечения. Анализируется роль среды в этиологии личностных нарушений у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Скачать PDF

Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой

Григорьева Марина Владимировна
В статье обосновывается необходимость исследования и развития адаптационных способностей выпускников школ; раскрывается содержание понятия «адаптационные способности». дифференцируются определения адаптационного потенциала, личностного потенциала и адаптационных способностей личности; проанализирована роль адаптационных способностей учащихся в процессе их взаимодействия с образовательной средой. Адаптационные способности характеризуются как качества, способствующие эффективному функционированию динамичной системы взаимодействий индивида со средой.
Скачать PDF

Разработка и апробация методики оценки удовлетворенности преподавателей образовательной средой вуза

Гребнева Валентина Викторовна
В статье предлагается к обсуждению методика исследования удовлетворенности преподавателей образовательной средой вуза, а также результаты ее апробации посредством сопоставления с близкими по содержанию методиками.
Скачать PDF