ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Игровая терапия
play therapy) - метод лечения детских расстройств, помогающий детям выразить свои конфликты и чувства косвенно, в процессе рисования, игры с игрушками и выдумыванием историй.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
Использование игровых ситуаций в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много сложных процедур, но они все могут быть сгруппированы в два основных класса: (а) диагностика, при которой поведение ребенка в ситуации игры обнаруживает модели, которые являются характерными для его специфических эмоциональных трудностей и трудностей в социальном взаимодействии; (б) лечение, при котором игровая обстановка обеспечивает дискуссию, в рамках которой могут свободно выражаться скрытые эмоции и чувства. Первый способ употребления во многих отношениях представляет собой проективный тест в реальной жизни, второй происходит из теоретического понятия катарсиса.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ
психотерапия игровая) - метод психотерапии, основанный на использовании игры ролевой как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений - за счет перестройки отношений и системы переживаний клиента. Он назвал новый метод психодрамой.
Процедура терапии игровой состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение - вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе "спектаклей" происходит создание отношений личностных между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, возрастает самооценка.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Игровая терапия
Использование игровых ситуаций в качестве терапии, основанное на идеях Фрейда, впоследствии дополненных Эриксоном. Игровая терапия применяется двумя главными способами: 1. В качестве диагностического орудия: поведение детей предоставляет важную информацию об их проблемах и скрытых чертах личности. Таким образом, игровая ситуация выполняет роль проективного теста эмоциональных проблем ребенка. Этот вид игровой терапии ныне используется в основном служащими социальной сферы как средство выявления случаев насилия над детьми (использование анатомически точных кукол в качестве моделей). 2. Как форма профилактической терапии, в том смысле, что игровая ситуация предоставляет ребенку возможность выражать свои чувства и эмоции в свободных фантазиях. Сопутствующие этому эмоциональные вспышки обычно называются катарсисом.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
англ. play therapy) -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизации (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
И. т. используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную И. т., индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты И. т. В И. т. используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. И. т. - один из эффективных методов детской психотерапии.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Игровая терапия
play therapy) Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре "показать" свои мысли, переживания, желания и страхи. Обычными для детской игры темами являются: а) выполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, к-рые хотели бы иметь, б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определенные эпизоды, часто в) со сменой ролей, когда они берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни были пассивными реципиентами. Сначала терапевт может просто наблюдать, позволяя детям свободно играть. Эта игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребенком, а тж послужить основой для формулирования впечатления об уровне развития навыков ребенка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Содержание детской игры, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и орг-ции, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций - все это имеет значение для сбора информ. и постановки диагноза терапевтом. Модус психотерапевтических вмешательств в И. т. имеет множество вариантов. При недирективной И. т. терапевт о основном пассивен и поддерживает ребенка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты эго-аналитической ориентации, скорее всего, будут во время игры предлагать ребенку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, к-рые были вытеснены или отрицались. На др. полюсе располагаются терапевты, ориентирующиеся на теорию социального научения, к-рые сосредоточиваются на обучении ребенка играть с др. (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры. В зависимости от конкретных нужд и проблем разных детей, терапевты варьируют уровень структурированности И. т. и могут дополнять ее др. типами вмешательств. См. также Игровое поведение младенцев, Игра, Развитие игры К. Л. Бирман

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
ГУЛЬНЁВАЯ ТЭРАПІЯ / PLAY THERAPY– метод психотерапии и психокоррекци, основанный на использовании терапевтического потенциала игры (см. Игра). Применяется в работе с различной проблематикой у детей и взрослых (эмоциональные и поведенческие нарушения, дезадаптация и др.), в семейной терапии. Значимость и возможности игры в терапевтическом процессе рассматривались в работах Г. Хук-Хельмут, А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Леви, Д. В. Винникотта, Д. Тафт, Ф. Аллена, В. Экслайн, Г. Лэндрета, С. Кнэлл, А. С. Спиваковской, Л. И. Элькониновой, А. И. Захарова и др. Существенное влияние на модель практики в И. т., на ее директивный или недирективный характер оказывает лежащий в ее основе теоретический подход. Представители психоаналитической И. т. используют игру для установления контакта (отношений) с ребенком, для анализа и интерпретации его внутрипсихических процессов и как посредника во взаимодействии с ребенком. Структурированная И. т. продолжает психоаналитические идеи, опираясь на понятие катарсиса в работе с детьми, пережившими травмирующие события. Основной тактикой здесь является воссоздание этих событий в игре как условие отреагирования эмоционального напряжения. В целом этот подход предопределяет директивность И. т. Когнитивно-поведенческое направление в И. т. также следует директивной модели. Здесь игра применяется как способ выявления и коррекции неэффективного поведения через подкрепление желательного, с подключением методов обучения на моделях, систематической десенситизации и др. В гуманистическом подходе основой И. т. являются важность поддержки со стороны терапевта (О. Ранк) и создание среды, адекватной потребностям ребенка (К. Роджерс), для него характерна недирективность. Так, И. т. отношений опирается на настоящее и акцентирует создание поддерживающих отношений с ребенком, признавая его значимость, способность стать самостоятельным и ответственным. Недирективная И. т., центрированная на клиенте/ребенке, смещает фокус внимания с отношений на личности ребенка и терапевта, а также на чувственную, а не когнитивную сторону опыта. Игра рассматривается как естественное средство самовыраженияи происходит спонтанно. Стадии процесса терапевтической игры с детьми по К. Мустакасу: 1) диффузные негативные чувства в разные моменты игры, иногда по отношению к пространству игры или терапевту; 2) амбивалентные чувства, нередко это тревожность и враждебность; 3) прямо выражаемые негативные чувства к близким и другим людям в жизни ребенка; 4) возвращение амбивалентности чувств, чередование позитивных и негативных переживаний относительно родственников и других людей; 5) ясные и отчетливые реалистические установки с преобладанием положительных. Таким обазом, ребенок обнаруживает достижение инсайта и понимание реальности. Следует учитывать, что стадии процесса не всегда явно дифференцированы. В И. т., как правило, задействуются специально подобранные игрушки, предметы и материалы. И. т. может проходить в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальную форму успешно применяют в разных целях, например в специальной психологии для помощи детям, имеющим расстройства аутистического спектра. Многоуровневые отношения и коммуникация, богатство культуральной основы, символический язык и другие возможности групповой И. т. позволяют использовать ее методы при проведении групповой и семейной психотерапии, социально-психологического тренинга. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
40.06 кб

Использование игрового биоуправления в комплексной терапии тревожных расстройств

Тишакин Д. И.
Количество пациентов с тревожными расстройствами в последние годы значительно увеличилось. По дан ным различных исследований на 2000 г.
Читать PDF
165.76 кб

Игровая терапия как средство коррекции деструктивных детско-родительских отношений

Ждакаева Елена Ивановна
В статье рассматриваются преимущества игротерапии в работе с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста.
Читать PDF
255.89 кб

Игровая терапия как вид психокоррекционной работы в практике медицинского психолога

Волкова С. В.
Читать PDF
285.98 кб

Феноменология развития привязанности в ходе игровой терапии в условиях детского дома

Попова Резеда Равилевна, Черникова Наталья Владимировна
В статье рассматривается феноменология привязанности у детей, оставленных родителями. Предлагаются результаты пилотного проекта, целью которого явилось создание в детском доме условий для развития привязанности у детей.
Читать PDF
142.21 кб

Коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии

Коновалова Эвелина Сергеевна, Васильева Ольга Семёновна
В статье рассматривается проблема психофизического здоровья, особенностей эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста.
Читать PDF
252.82 кб

Коррекция агрессивности у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода игровой терапии

Ахметзянова Анна Ивановна
Представлены результаты коррекции агрессивности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода игровой терапии.
Читать PDF
111.85 кб

Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с наруше

Волкова В. М.
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения возможностей игровой терапии для коррекции социальной тревожности у детей с нарушениями слуха.
Читать PDF
3.11 мб

Игровая терапия как модифицированный психокоррекционный метод, направленный на восстановление механи

Абакарова Эмма Гаджиевна
В статье автором раскрывается эффективность модифицированного психокоррекционного метода (директивная игровая терапия), применяемого для нейтрализации тревожности у детей дошкольного возраста.

Похожие термины:

  • Игровая терапия аутических детей

    Словообразование. Происходит от греч. theraрeia - лечение. Категория. Форма коммуникационной психотерапии. Специфика. Основана на игровых занятиях и ориентирована прежде всего на установление положи
  • ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ | ДЕТИ АУТИЧЕСКИЕ

    игровая терапия аутических детей) - метод психотерапии, основанный на игровых занятиях с аутическими детьми (-> аутизм детский), ориентированных прежде всего на установление между детьми и терапе