ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС
психоаналитический термин, обозначающий оптимальные, лишенные невротичности, разумные, десексуализированные взаимоотношения между консультантом и клиентом, основанные на доверии клиента к психоаналитическому процессу.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Терапевтический альянс
гр. забота, уход, лечение; фр. alliance - союз, объединение) - в психотерапии: 1) такое развитие взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом, при к-ром клиент рассматривает психолога как симпатизирующего ему союзника в преодолении проблем; 2) общее качество отношений между психотерапевтом и клиентом. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. СПб., 2007. Н. Д. Творогова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Альянс терапевтический
альянс рабочий) (фр. alliance — союз, — 1) в широком смысле — совокупность всех рациональных неневротических взаимоотношений между психологом и клиентом, позволяющих им действовать совместно и целенаправленно в терапевтическом (консультационном) процессе; 2) в узком смысле — система правил и норм, регулирующих взаимоотношения между психотерапевтом (психологом) и пациентом (клиентом) в психотерапевтическом или консультационном процессе. Понятие "А. т." возникло в психоанализе. Впервые идею А. т. озвучил З. Фрейд (1895), отметив, что "необходимо сделать пациента нашим союзником", поскольку психотерапия будет успешной только при совместных усилиях пациента и психотерапевта. Фрейд при этом не выделил понятие "А. т." из общего понятия "перенос", упоминая в ранних работах об "эффективном переносе" в процессе психоанализа. Позже он пришел к выводу о том, что еще до начала сеанса психоанализа необходимо устанавливать с пациентом такой контакт, который позволил бы сформировать эффективный перенос. Идея эта получила развитие в большинстве концепций как последователей, так и критиков Фрейда. Многими психоаналитиками эмпирически было обнаружено, что фактор эффективного переноса является чрезвычайно важным. Его нельзя было отнести ни к понятию невротического переноса, ни к контрпереносу, при этом именно он влиял на успех или провал психотерапевтического процесса в зависимости от того, насколько пациент и в первую очередь психоаналитик могли приспособиться к психической реальности друг друга. Разбираясь в соотношении понятий "А. т." и "перенос", ряд авторов (Sterba, 1934, 1940; Zetzel, 1956; Greenson, 1965, 1967) полагали, что следует проводить четкое разделение этих понятий; они описывали "А. т." как "рациональные" отношения, "сфокусированные на реальности" в отличие от "трансфертных" отношений невротического переноса. Другие авторы (Segal, 1964; Joseph, 1985; Brenner, 1976, 1979) полагали, что невозможно отличить указанные понятия, и описывали "А. т." в качестве разновидности переноса, или пытались отрицать необходимость его выделения вообще. В настоящее время, несмотря на трудности с четким определением понятия "А. т.", признается существование феномена А. т. как особой динамичной микросреды, которая создается и развивается психотерапевтом и клиентом для осуществления позитивной динамики процесса психотерапевтического взаимодействия. Наличие А. т. характеризуется тем, что а) клиент готов выполнять различные процедуры; б) клиент готов к работе с темами и инсайтами, которые причиняют душевную боль; в) психотерапевт способен осознавать и держать под контролем возникающие в процессе взаимодействий невротические переносы. В последнее время отмечается, что понятие "А. т." стало использоваться вне психоаналитического контекста без особых изменений в описании аспектов межличностных отношений психолога и клиента, определяющих успешность их взаимодействия. Более того, понятие "А. т." технологизировалось для нужд других видов психотерапии, превратившись в "психотерапевтический контракт" (см.), представляющий собой свод конкретных правил и норм, определяемых договором (в письменной или устной форме) между психотерапевтом и клиентом. К предмету договора относится как формальная сторона взаимоотношений (частота и продолжительность встреч, порядок оплаты или ее отсутствие, возможные причины пропуска встречи, механизмы изменения договора, взаимная ответственность и санкции при нарушении договора и т. д.), так и содержательная сторона (формулировка запроса клиентом, требования к домашним заданиям и др.).

Источник: Клиническая психология. Словарь

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ (РАБОЧИЙ) АЛЬЯНС
взаимоотношения между пациентом и аналитиком, дающие возможность осуществлять плодотворную работу в процессе аналитической терапии.
   Одни психоаналитики предпочитают термин «терапевтический альянс», другие – «рабочий альянс». В частности, первый термин использовался в работе Э. Цетцель «Современные концепции переноса» (1956), второй – в книге Р. Гринсона «Техника и практика психоанализа» (1967). В современной психоаналитической литературе фигурируют оба термина как равноправные, характеризующие необходимость установления для аналитической терапии отношений сотрудничества между пациентом и аналитиком.
   Представление о подобных отношениях между аналитиком и пациентом содержались в различных трудах З. Фрейда. Так, в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) он подчеркивал, что психоаналитическая ситуация предполагает вступление аналитика в союз с пациентом, чтобы подчинить необузданные части его Оно, то есть включить их в синтез его Я. Успех аналитической терапии возможен только в том случае, если между аналитиком и пациентом будет установлено плодотворное сотрудничество. Для установления этого сотрудничества между ними заключается своего рода пакт, соглашение, когда аналитик объясняет пациенту необходимость свободного ассоциирования и предельной откровенности в целях излечения, а последний выражает готовность следовать правилам психоанализа. Но, как замечал З. Фрейд, подобное сотрудничество не всегда удается, поскольку «Я, с которым мы можем заключить такой пакт, должно быть нормальным». Аналитик же имеет дело с невротиком, Я которого относительно ненормально и непригодно для выполнения обязательств, необходимых для осуществления аналитической работы. Поэтому установление терапевтического альянса требует времени, терпения и профессиональных усилий со стороны аналитика, прежде чем между ним и пациентом сложатся доверительные отношения, способствующие аналитической терапии.
   Возможность становления терапевтического альянса связана с явлением переноса, в рамках которого пациент может устанавливать с аналитиком отношения идентификации и идеализации, связанные с переносом на него различных чувств и переживаний. Воспроизведение в аналитической ситуации инфантильных установок доверия, привязанности, потребности в одобрении активизирует стремление пациента к совместной с аналитиком деятельности и включенности в аналитическую терапию. Вместе с тем возникновение невроза переноса вызывает у пациента сопротивление, подрывающее терапевтический альянс. По мнению Р. Гринсона, выраженного им в работе «Техника и практика психоанализа», «способность пациента колебаться между рабочим альянсом и реакциями невротического переноса – необходимое условие для выполнения аналитической работы».
   В современной психоаналитической литературе нет однозначного понимания взаимоотношений между терапевтическим альянсом и переносом. Вместе с тем большинство психоаналитиков считают, что этот альянс является необходимым для успешного лечения и необходимость его всегда следует принимать во внимание. Как подчеркнули немецкие психоаналитики Х. Томэ и Х. Кэхеле в двухтомном «Учебнике психоаналитической терапии» (1985, русский пер. «Современный психоанализ», 1996), необходимо признание рабочего альянса в качестве «терапевтически существенного компонента аналитической ситуации».
   В конечном счете задача аналитика состоит в том, чтобы старые и новые, возникшие в процессе аналитической работы, невротические страдания пациента превратить в стимул для дальнейшей совместной деятельности, направленной на укрепление Я невротика. Решение этой задачи возможно в том случае, если аналитику удается создать атмосферу, в которой будут иметь место отношения не уступчивости, послушания и покорности или строгости, холодности и авторитаризма, а взаимного доверия, сочувствующего понимания и сопричастности к осуществляемой аналитической работе.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001