ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ

Найдено 1 определение:

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ

по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к процессам восприятия, внимания, мышления и пр.

В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы связи обратной (-> принцип кольца рефлекторного) - о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о ее положении в пространстве, о предметном результате движения - афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Здесь уровни - это буквально морфологические слои в системе нервной центральной. Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений.

1. Уровень А - нижний и филогенетически древнейший. У человека не имеет самостоятельного значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

2. Уровень В. Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ассамблей. К собственным движениям этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика, и пр.

3. Уровень С - уровень поля пространственного. Сюда поступают сигналы от зрения, слуха, осязания - вся информация о внешнем пространстве. На этом уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, то есть все переместительные движения, движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с захватом предметов и пр.

4. Уровень D-уровень действий предметных. Это - корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически имеется лишь у человека. Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр. Характерная особенность таких движений - их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат. Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен.

5. Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Важные замечания о функционировании уровней:

1) в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека явлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, - работа нижележащих, "фоновых" уровней, как правило, не осознается;

2) формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Уровневая модель психики: психологическая теория деятельности

Сидоров Константин Рудольфович
Раскрывается уровневая модель психики психологическая теория деятельности А.Н.
Читать PDF

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ПРИ ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ (EMDR) И ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОЙ ДИССОЦИАЦИИ ЛИЧН

Казенная Елена Викторовна, Дивид Екатерина Кареновна
Данная статья посвящена описанию одного из современных и научно обоснованных методов психотерапии Eye Movement Desensitization and Reprocessing, сокращенно EMDR (десенсибилизация и переработка с помощ
Читать PDF

Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирова

Серый Андрей Викторович
В статье рассматривается возможность построения обобщенной теории психологического консультирования на основании ценностно-смысловой парадигмы функционирования личности.
Читать PDF

Построение уровневой модели регуляции репродуктивного поведения молодежи

Морозова Ирина Станиславовна, Белогай Ксения Николаевна, Борисенко Юлия Вячеславовна, Отт Татьяна Олеговна
В статье анализируется специфика репродуктивного поведения человека в современном обществе.
Читать PDF

Построение семиотического компонента психодиагностики на основе теории оптимальных переживаний

Ануфриев Александр Федорович
Психика человека рассматривается как диссипативная структура, способная получать энергию из энтропии путем преобразования нейтральных или негативных событий в позитивные.
Читать PDF

Проблемы построения современной теории восприятия в философии

Воробьева Александра Дмитриевна
В статье исследуются методологические проблемы изучения феномена восприятия.
Читать PDF

Построение семантической модели восприятия графических элементов на примере теории в В. Кандинского

Плеханова Ирина Владимировна
Описана модель восприятия графических изображений на примере теории В.В. Кандинского. Выявлены устойчивые характеристики линий и описаны в структуре различных эмоциональных состояний.
Читать PDF

Возможности различных дидактических теорий для построения исследований профессиональн ого образовани

Заир-Бек Елена Сергеевна, Ксенофонтова Алла Николаевна
Дан анализ дидактических теорий, ставших стержнем исследования профессионального образования. Определены возможности их применения в инновационной среде образовательного учреждения.
Читать PDF

Возможности различных дидактических теорий для построения исследований профессиональн ого образовани

Заир-Бек Елена Сергеевна, Ксенофонтова Алла Николаевна
Дан анализ дидактических теорий, ставших стержнем исследования профессионального образования. Определены возможности их применения в инновационной среде образовательного учреждения.
Читать PDF

Взаимодействие общества и образования как фундаментальная база построения теории педагогического про

Маркова Светлана Михайловна
В статье выявлены и рассмотрены методологические основы проектирования образовательных систем, научно обосновано взаимодействие общества и образования, осуществлен логикометодологический анализ взаимо
Читать PDF

Методологическая система построения единой теории непрерывного развития и образования человека

Барболин М.П.
В статье излагаются основные методологические положения разработанной автором единой теоретической модели непрерывного развития и образования человека на протяжении жизни, основывающейся на эмпирическ
Читать PDF

Методологическая система построения единой теории непрерывного развития и образования человека

Барболин М.П.
В статье излагаются основные методологические положения разработанной автором единой теоретической модели непрерывного развития и образования человека на протяжении жизни, основывающейся на эмпирическ

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!