ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ

Найдено 3 определения термина ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ

англ. theory of levels of processing) - (в когнитивной психологии) концепция, которую выдвинули канадские психологи Ф. Крейк и Р. Локхарт (F. Craik, R. Lockhart, 1972) в качестве методологии {framework) для изучения памяти. Согласно Т. у. о., запоминание рассматривается как побочный продукт уровня обработки информации - от сенсорного до концептуального. На самом раннем, поверхностном уровне входной стимул подвергается сенсорному и подетальному анализу. На след. по глубине уровне происходит опознание стимула и выделение его значения; на еще более глубоком уровне стимул вызывает долговременные ассоциации, в результате чего увеличивается доля семантического или концептуального кодирования. Чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. (А. И. Назаров.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ

концепция психологии когнитивной, в коей объем запоминания связывается с некоим уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и нелегальный анализ стимула; на следующем уровне стимул опознается и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Теория уровней обработки

Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.

Автор. F.Craik, R.Lockhart.

Категория. Концепция памяти, разработанная в когнитивной психологии.

Специфика. В ней объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем дольше и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Уровневая модель психики: психологическая теория деятельности

Сидоров Константин Рудольфович
Раскрывается уровневая модель психики психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева применительно к изучению сложных психических явлений: происхождения сознания, функционирования познавательных и регулятивных процессов, различия темперамента, характера, личности. Обсуждается преимущество теории деятельности по сравнению с когнитивными моделями психики.
Скачать PDF

Эмпирическая проверка теории обработки социальной информации и влияние эмоций в ситуациях насилия

Боуэн Кендра Н., Робертс Дженнифер Дж., Коушэн Эрик, Бартула Аарон
Цель: исследование процесса принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска насилия. Методы: формально-юридический, социологический, метод иерархического обобщенного линейного моделирования. Результаты: в криминологии при изучении процесса принятия решений у правонарушителя обычно применяется подход рационального выбора. Однако этот подход не учитывает комплексного взаимодействия ситуационных, когнитивных, эмоциональных и личностных факторов, которые оказывают влияние на процесс принятия решения о совершении правонарушения. С этой целью в данной статье исследуется процесс принятия решений в ситуациях, связанных с высокой степенью риска агрессии, и обращается особое внимание на аспекты обработки социальной информации и показатели эмоционального состояния. В статье рассматриваются данные о 236 недавно приговоренных к тюремному заключению преступниках, включая их персональные данные и сообщения о случаях насилия и избегания насилия ( n = 466). Научная новизна: в статье впервые обосновано, что ряд аспектов ситуационной обработки социальной информации и ряд показателей эмоционального состояния (такие как интерпретация намерений, постановка цели и выработка реакции) являются значимыми прогностическими факторами повышения агрессии, а следовательно, повышения вероятности совершения правонарушения.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с выявлением и устранением причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказанием воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.Objective: to study the decision-making process in high-risk-for-violence situations.Methods: formal-legal, sociological, method of hierarchical generalized linear modeling.Results: criminological research has favored the rational choice perspective in studying offender decision making. However, this theoretical approach does not take into account the complex interplay of situational, cognitive, emotional, and person factors that likely influence criminal decision making. To that end, the current study examines decision making in high-risk-for-violence situations focusing on social information processing and emotional state variables. The current study utilizes a sample of 236 newly incarcerated jailed inmates who provide personal level data and situational reports of violent and avoided violence situations (n = 466).Scientific novelty: the findings for the first time show that several situational, social information processing, and emotion variables, such as intent interpretation, goal, and response generation, are significant predictors of the escalation of violence, hence increasing the probability of committing a crime.Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and law-enforcement activities when considering the issues of identifying and eliminating the reasons and conditions of crime committing, as well as with influencing the individuals in order to prevent crimes or anti-social behavior.
Скачать PDF

Психологические характеристики личности на уровне сопричастности к деятельности

Погорелов А.Г.
Скачать PDF

Проявление тенденций трудоголизма у субъектов с различным уровнем психологического одиночества

Эксакусто Т.В., Аднодворцев Д.В.
Скачать PDF

Особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости

Лосинец Е.В., Афоньшина И.В.
В статье анализируется проблема зависимого поведения личности. Рассматривается феномен Интернет-аддикции. Изучены особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости. Предлагаются некоторые методы борьбы с компьютерной зависимостью, обозначены черты проблемы предупреждения данного вида аддикции в семье и образовательных учреждениях.
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Сравнение психологических особенностей ВИЧ-инфицированных с разным уровнем иммунитета

Зинченко А. И.
Исследование психологических факторов и личностных качеств ВИЧ-инфицированных с разным уровнем показателей иммунитета показало, что оптимистичный настрой и активная жизненная позиция оказываются важными предикторами соматического здоровья у ВИЧ-инфицированных.The research of psychological factors and personal traits of HIV-infected persons with different levels of immunity has shown that an optimistic mood and an active position are important parameters for somatic health of HIV-infected persons.
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Структурно-уровневая концепция психической адаптации

Гадельшина Т. Г.
Представлена модель психической адаптации / дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. Выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. Это позволяет исследовать ее на донозологическом уровне возникновения отклонений психического здоровья от нормы. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С.Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки. Разработанная функциональная система двигательной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью «сплошной среды», позволяет рассматривать понятия из области теории автоматического регулирования, которая с успехом применяется для понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды.
Скачать PDF

Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта

Холодная М. А., Берестнева О. Г.
В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации. Интеллект относится к надкибернетическому типу организации систем и требует при его изучении особых методов. В статье поднимается вопрос о специфике познавательной продуктивности при различных уровнях интеллектуального развития. Продемонстрирована психологическая неоднозначность высоких и сверхвысоких значений IQ, выделены факторы, способствующие или препятствующие интеллектуальной продуктивности лиц с высоким уровнем развития психометрического интеллекта. Определены особенности структуры интеллекта и уровня креативности при средних, высоких и сверхпороговых значениях
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!