ТЕОРИЯ СМЕНЫ ПОКОЛЕНИЙ ТЕОРИЯ СОЛИДАРНОСТИ

Теория сознания

Найдено 3 определения термина Теория сознания

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Теория сознания

theory of mind) - представление о том, что поведение людей основывается на их собственных представлениях, намерениях и психическом состоянии, а не на информации.
Оцените определение:

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Теория сознания

theory of mind) – положение о том, что поведение людей в первую очередь основано на их собственных представлениях, намерениях и психическом состоянии, а не на получаемой информации о чем-либо, часто случайной и недостоверной.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Теория сознания

(theory of mind) — суждения и представления о психическом мире.

Источник: Психология развития, методы исследования

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Модальная теория сознания: психологические основания

Мёдова А.А.
Статья посвящена обоснованию модальной теории сознания. Предпосылки таковой осмыслены на основе экспериментальных исследований синестезии и связанных с ними психологических трактовок смысла как амодального семантического кода.
Скачать PDF

Деятельностная теория сознания (сознание как атрибут системы деятельностей субъекта)

Серкин Владимир Павлович
В статье изложена авторская теория сознания, которая позволяет описывать ранее не объясненную психологическую феноменологию. Идеальное (психическое) и материальное (физическое) рассматриваются как атрибуты субстанции-процесса активности. Человек является субъектом не одной деятельности, а целостной системы деятельностей. Соответственно, индивидуальное сознание является атрибутом индивидуальной системы деятельностей и личной истории деятельностей человека. Своеобразие системы и истории деятельностей каждого человека порождает многообразие типов сознания (идеальный атрибут системы деятельностей) и телесности (материальный атрибут). Групповые различия систем деятельностей порождают, соответственно, культурные, этнические, региональные, профессиональные и другие групповые различия атрибутов активности (сознания и телесности). Своей деятельностью человек изменяет реальность, т.е. реальность частично зависима от нашей активности. Таким образом, «объективной реальности, независимой от нашего сознания» и наших действий, не существует, что, учитывая системность и взаимосвязи внутри Вселенной, по-новому определяет проблему ответственности субъекта процесса сознания. Разные состояния сознания человека собираются в единое целостное самосознание с помощью его продолжающейся и развивающейся системы деятельностей. Новые состояния сознания (и новые знания) порождаются не из самого сознания, а из развития деятельности человека. Совместная деятельность порождает совместное сознание (идеальный атрибут совместной активности) и совместную телесность (инструментальность, материальный атрибут). Включение различных субъектов в общественную деятельность обуславливает трансперсональность (в пределе - ноосферность) сознания. Не объясненную пока наукой зафиксированную парапсихологическую феноменологию можно изучать по схемам структур индивидуальной и совместной деятельности как ее процессы и продукты, как следствие процессов ее трансперсональности и непрерывности (скандх).
Скачать PDF

Сознание, научение и контроль: вперед к теории ( доклад)

Аллахвердов Виктор Михайлович
Автор лекции призывает искать природу сознания в логике познания, утверждая, что психика и сознание всего лишь инструменты познавательной деятельности. Результаты экспериментальных исследований последних лет приводят нас к выводу, что практически всё, что раньше считалось исключительной прерогативой сознания: принятие сложных решений, семантические преобразования, постановка целей, вынесение социальных оценок и моральных суждений и многое другое, всё это сначала происходит неосознанно и лишь потом осознается. Что же в таком случае делает сознание? В лекции делается попытка объяснить необходимость возникновения субъективного переживания. Постулируется необходимость независимой проверки результатов познания. На примере многочисленных исследований демонстрируется эвристичность высказанных предположений о структуре и функциях психики и сознания.
Скачать PDF

Моделирование профессионального сознания руководителя в теории управления

Нечаев Владимир Иванович, Нечаев Юрий Владимирович
Выполнен обзор литературы по проблеме профессионального сознания. Проанализированы достоинства и недостатки определений и компонентного состава профессионального сознания. Публикации, рассматривающие профессиональное сознание руководителя, обнаружить не удалось. Предложена модель профессионального сознания руководителя, актуальная для теории управления.
Скачать PDF

Анализ феномена измененных состояний сознания с позиций отечественных теорий сознания

Дорошко Кирилл Геннадъевич
В статье рассматривается проблема теоретического транспонирования существующих подходов к исследованию сознания на феномен измененных состояний сознания. Приводятся примеры интерпретации феномена с позиции наиболее значимых теоретических концепций сознания в отечественной психологии.
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Экспериментальная эстетика как предтеча становления искусственного интеллекта в теории композиции

Шаповал А.В.
В статье рассматривается спектр проблем, связанных с количественной оценкой результатов эстетического восприятия, раскрывается непосредственная взаимосвязь научно-теоретической базы, разработанной в рамках Нижегородской философской школы и современных отечественных исследований в экспериментальной эстетике. The article deals with the topical problems of quantitative appraisement of results of aesthetic perception, reveals the direct mutual connection between the scientifictheoretical basis developed by the philosophical school of Nizhny Novgorod and modern domestic researches in experimental aesthetics.
Скачать PDF

Стигма: теория и практика

Кнуф Андреас, Эпов Лев Юрьевич
Скачать PDF

Теория автоматического регулирования методологическая основа процесса оптимального управления двигат

Никитин С.Н.
Решение проблем оптимального управления двигательными действиями для профессиональной деятельности и спорта невозможно без теории автоматического регулирования, которая уже доказала свою правомочность в других областях науки. Разработанная функциональная система двигательной деятельности, являющаяся неотъемлемой частью «сплошной среды», позволяет рассматривать понятия из области теории автоматического регулирования, которая с успехом применяется для понимания механизмов поддержания постоянства внутренней среды.
Скачать PDF

Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий

Барсукова Светлана Александровна
В статье представлены различные точки зрения на проблему нравственного и морального развития ребенка. Прослеживается феномен развития совести человека через систему Суперэго, описанной в психоаналитической концепции, и проявлении морального поведения и сознания, представленных в когнитивноповеденческих концепциях. Высказывается авторская позиция в понимании совести, основанная на антропоцентрических концепциях.
Скачать PDF

Философский анализ становления современной теории эмоций

Куликов С. Б.
В статье отстаивается тезис о том, что становление современной теории эмоций раскрывает особенный вариант самосознания, в рамках которого научный поиск соответствует средству прояснения вопроса, является ли человек разумным животным или же он деятельное существо, независимое от природных начал.
Скачать PDF

Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов

Варлакова Ю. Р.
Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.
Скачать PDF