Теория социальных представлений

Найдено 1 определение
Теория социальных представлений
анализ того, как науч. знание присваивается обыденным сознанием и используется в каждодневной практике, - была сформулирована фр. социальным психологом С. Московичи. Создание Т. с. п. явилось ответом на процесс индивидуализации социальной психологии, усилившийся после Второй мировой войны и выражавшейся в широком распространении идей американской экспериментальной социальной психологии. В данной теории С. Московичи, опираясь на идеи Э. Дюркгейма, Л. С. Выготского, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, В. Вундта, предлагает социальную интерпретацию социальной психологии. Социальное представление - система ценностей, идей и практик, предназначенная для того, чтобы ориентировать индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами. Социальное представление имеет 2 аспекта - концептуальный и иконический. Концептуальный аспект рассматривается в связи со знанием и с языком, иконический подчинен концептуальному. Социальность социального представления заключается в том, что оно возникает в интерсубъектной реальности, развивается в социальном пространстве и действует как часть социальной жизни. Т. с. п. основана на эпистемологии, к-рая приносит в центр внимания динамическую взаимозависимость между культурно разделенными формами мышления, их передачей посредством коммуникаций и трансформацией посредством активности индивидов и групп. Ключевое понятие Т. с. п. - социальное представление восходит к коллективному представлению Э. Дюркгейма. Однако в отличие от коллективного представления, это динамическое образование, появляющееся и функционирующее в совр. обществе, к-рое характеризуется гетерогенностью позиций, социальной мобильностью, распространением науч. знания и новых форм коммуникации. В формировании коллективных представлений первична реальность, в формировании социальных представлений первичен коммуникативный процесс. В Т. с. п. различаются след. типы социальных представлений: руководящие - разделяемые всеми членами группы, единообразные и принудительные; эмансипированные - продукт циркулирующих знаний и идей, принадлежащих подгруппам, каждая подгруппа вырабатывает собственное представление; полемические - выработанные в ситуации социального конфликта или полемики, т. е.не разделяемые всеми членами общества, определяемые их антагонистическими отношениями. Формирование социального представления происходит посредством 2 процессов - анкеровки и объектификации. В процессе анкеровки странный и незнакомый объект представлений пересоздается в уже существующие ментальные системы индивидов. С помощью классификации или категоризации объект представления получает соответствующее имя, помещается в идентификационную матрицу культуры. Посредством объектификации происходит превращение абстрактного в нечто конкретное и материальное. Абстрактный объект превращается в часть социальной реальности и становится ощущаемым, доступным для коммуникации, приобретает плотность значений, к-рая допускает «натуральную» фиксацию объекта в умах людей. В результате объектификации возникает фигуративное ядро, визуализирующее комплекс идей. Объектификация может реализовываться в 2 формах: схематизации (или фигурации) и персонификации. Схематизация - ассоциирование объекта представления с визуализируемыми конструктами, персонификация - ассоциирование объекта представления с конкретной личностью. В Т. с. п. различают еще один аспект процесса объектификации - натурализация (понятийный конструкт обретает физич. черты, представляется как феномен, имеющий физич. составляющую, становится ощутимым). Осн. методологические подходы к изучению социальных представлений: 1) изучение влияния социальной структуры на выработку социального представления (Женевская школа Дуаза); 2) изучение регулятивной роли представлений в социальном взаимодействии (Парижская школа Жоделе); 3) анализ структуры представлений и их динамики (школа Экс-ан-Прованса Ж.-К. Абрика), в рамках данного подхода свою реализацию получила идея структуры социального представления. В его структуре различают: ядро и периферическую систему. Ядро стабильная и устойчивая часть представления, связанная с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами. Ядро определяет структуру всего представления, придает ему смысл. Периферическая система конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и конкретной ситуацией, в к-рой вырабатывается и действует представление. Она характеризуется вариативностью и изменчивостью. В рамках этого же подхода исследуется динамика социальных представлений. В Т. с. п. выделяется ряд направлений: 1) исследуется активность групп по конструированию значений и придания смысла объектам и явлениям окружающего мира (К. Эрзлиш, Д. Жоделе, С. Московичи); 2) рассматриваются интергрупповые отношения (Ж.-П. Ди Гьякомо, В. Дуаз); 3) делается акцент на дискурсивном анализе (М. Биллинг, Р. Харре); 4) осн. внимание уделяется структуре представлений (Ж.-К. Абрик, П. Вержес, П. Молинер). Лит.: Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987; Markova I. Dialogicality and social representations. Cambridge, 2003; Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. P., 1961; Parales Quenza C. J. On the structural approach to social representations // Theory and psychology, 2005. V. 15, № 1. И. Б. Бовина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
190.71 кб

Анализ понятия «Имидж» в контексте теории социальных представлений

Е. А. Дагаева
Читать PDF
193.68 кб

Наркотики в молодежном дискурсе: подход теории социальных представлений

Бовина Инга Борисовна, Дебольский Михаил Георгиевич, Дворянчиков Николай Викторович, Коноплева Инга Николаевна, Ильин А. В.
В настоящей статье излагаются результаты первых двух этапов исследования социальных представлений о наркотиках, выполненного в рамках динамического подхода теории социальных представлений.
Читать PDF
8.79 мб

Объяснительные возможности теории социальных представлений для исследования морально-правовых элемен

Лебедева Наталья Николаевна
В настоящее время в рамках теории социальных представлений проводится большое количество исследований. Часть исследований посвящена изучению нормативных представлений. Важную роль в изучении морального сознания сыграли работы Ж.
Читать PDF
276.57 кб

Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии

Ильюшкин Виталий Владимирович
в статье дается кратный анализ теоретических подходов к изучению и определению стереотипов в отечественной и зарубежной психологии.
Читать PDF
186.50 кб

Возможности формирования социальных представлений студентов о свободе на основе сочетания теории, эк

Г. Н. Ларина, О. В. Чернышова
В статье рассмотрены социально-психологические проблемы и перспективыформирования социальных представлений студентов о свободе личности посредствомсочетания теории, эксперимента и практики в вузе.
Читать PDF
176.98 кб

2006. 03. 003-004. Что мешает адекватному пониманию теории социальных представлений? (обзор дискусси

Якимова Е. В.
Читать PDF
439.54 кб

Конструирование образа «Другого» в социальных представлениях населения России: теоретические аспекты

Омельченко Дарья Алексеевна, Авдеева Галина Сергеевна, Суртаева Ольга Валерьевна, Черепанова Мария Ивановна
В статье представлен краткий обзор существующих направлений социальных исследований, подчеркивающих роль социальных институтов, историко-культурных и коммуникационных процессов в формировании социальных представлений о «других», о
Читать PDF
159.58 кб

Междисциплинарный подход в развитии девиантологических теорий: концепция социальных представлений в

Голоснов Олег Анатольевич
Девиантное поведение выступает особой тематикой в дискурсе современных социально-гуманитарных дисциплин, поскольку девиации являются оборотной стороной решения ключевого вопроса об архитектонике социального порядка.
Читать PDF
1.76 мб

97. 04. 026-036. К изучению социальных представлений: некоторые проблемы теории и эпистемологии (сво

Якимова Е. В.